Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
09.01.2015

Значение логистики для экономики предприятия

Зайцев Павел Александрович
Магистрант кафедры управления региональным развитием Академии управления при Президенте Республики Беларусь г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: В статье рассматриваются значение логистики в современных организациях. Стремление предприятий к стабильности и выживанию в конкурентной среде является существенным мотивом для выхода на мировые рынки, расширению логистических операций. Для этого требуется новый подход к осуществлению процессов в логистических системах, основывающийся на  внедрении международных стандартов функционирования логистики, интеграции предприятий в современную структуру мировой экономики.
Ключевые слова: логистика, менеджмент, предприятие, логистические системы
Электронная версия
Скачать (480.7 Kb)

Предмет логистики чрезвычайно сложен и весьма неоднороден, чем он и отличается от наук, изучающих смежные виды функционального менеджмента. Логистика - важная деятельность, открывающая широкие возможности для применения человеческих и материальных ресурсов, которые затрагивают народное хозяйство.

Логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения в рыночных условиях многообразных хозяйственных связей. Это, прежде всего, относится к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях [8,с.25].

Однако деятельность в области логистики не ограничивается лишь данными направлениями, она многогранна. Она также включает управление кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода – ограниченная взаимосвязь, соединение вышеперечисленных областей деятельности с целью создания товаропроводящих систем, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных [2,с.14].

Опыт промышленно развитых стран и ведущих отечественных компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Эффективность функционирования различных бизнес-систем, их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках во многом определяется сформированной логистической системой бизнеса и эффективностью логистического менеджмента [4,с.8].

Эффективность логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, эффективность может характеризоваться двумя показателями логистических издержек–качеством и ценой обслуживания.

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы реализуется межфункциональным логистическим менеджментом, позволяющим устранить конфликты между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу. Взаимодействие фирмы-производителя с партнерами и логистическими посредниками в снабжении и сбыте составляет предмет логистического менеджмента, имеющего приоритетное значение для достижения стратегических целей фирмы на рынке. Если политика фирмы затрагивает интересы других фирм и влияет на их прибыль, то логистический менеджмент позволяет сформировать компромиссное решение, обеспечивающее определенную выгоду всем членам дистрибутивного канала, рассматривая его как единое целое [9,с.25].

Традиционные сферы приложения логистики слились воедино, образовав стратегическую инновационную систему. Высокопоставленные менеджеры, успешно работающие в логистике, все чаще выступают в роли межфункциональных координаторов различных частных видов деятельности как внутри, так и вне своих фирм. Внутри фирмы основная задача состоит в том, чтобы направить профессиональные навыки отдельных работников и подразделений в единое русло ради наилучшего обслуживания потребителей. В большинстве случаев нужный масштаб подобной координации выходит за рамки отдельного предприятия и требует вовлечения в единую систему как потребителей, так и поставщиков продуктов и услуг. Стратегические интересы побуждают высокопоставленных менеджеров по логистике к преодолению межфирменных границ для налаживания эффективных взаимосвязей внутри снабженческо-сбытовой цепи. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности делового предприятия.

Общая задача логистики состоит в том, чтобы обеспечить намеченный уровень обслуживания потребителей при минимальных общих издержках [3,с.29-30].

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функ­циональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при до­ставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товаро-движенческими операциями, оно включает анализ рынка поставщи­ков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов уча­стников процесса товародвижения.

В предпринимательской сфере под логистикой понимается интегрированное управление материальными потоками, основанное на синхронизации и гармонизации внутрифирменных и коммерческих процессов. Логистическое управление нацелено на оптимизацию товародвижения, запасов и издержек, обеспечение высокого качества обслуживания в цепи поставок.

Основной объект логистики – материальный поток. В составе материального потока можно выделить: материальные запасы; производственные и потребительские услуги; информационные потоки; финансовые потоки, обслуживающие материальный поток.

Логистика рассматривает материальный поток, как предмет управления в трех аспектах:

  • В хозяйственном (экономические интересы в отношении с поставщиками, потребителями и другими участниками процесса товародвижения);
  • В управленческом (материальный поток - это предмет управления значениями закупок, снабжения, хранения, сбыта, транспортировки, обслуживания);
  • В технико-экономическом (как процесс синхронизации и оптимизации используемых в процессе товародвижения технологий) [5,с.79].

Деятельность предпринимательских структур происходит в рыночной среде. Современная социально ориентированная экономика – это достаточно свободная система. В такой экономике предприниматели действуют в широких юридических границах, используя инструментарий менеджмента, маркетинга и логистики. Благодаря ему предпринимательство функционирует как саморегулируемая система с учетом внешнего воздействия. Такое воздействие предусматривает реализацию социальных задач и создание конкурентной среды.

Логистика служит основой для менеджмента, что дает основание говорить о логистическом менеджменте в предпринимательстве, при этом маркетинг обеспечивает менеджмент необходимой информацией о состоянии рынка и конкурентной среды.

Эффективное функционирование предпринимательства как системы требует применения предпринимательской логистики. Она является средством адаптации к условиям рыночной экономики.

Предпринимательская логистика рассматривается в следующих аспектах:

  • логистизация предпринимательской деятельности;
  • синтез предпринимательства и логистики;
  • потоковая концепция предпринимательства;
  • логистика в предпринимательстве;
  • применение концепций, принципов и методов логистики в предпринимательстве;
  • логистика – инструмент предпринимательской деятельности.

Логистизация предпринимательской деятельности означает управление экономическими потоками с оптимизацией их параметров. Из чего следует, что отношения, возникающие в процессе купли-продажи, интерпретируются как потоковые процессы [8,с.13].

Производство и торговля являются составными частями предпринимательства. Центральное место в предпринимательской логистике занимают основные положения коммерческой логистики. Предпринимательская деятельность осуществляется в рыночном пространстве, что предопределяет коммерческую составляющую предпринимательской деятельности, из чего следует приоритет коммерции в предпринимательстве. Сформулированный принцип означает, что все субъекты предпринимательской деятельности занимаются коммерцией: закупают необходимые для себя ресурсы и продают результаты своей деятельности. Рынок оценивает полезность той или иной предпринимательской деятельности.

Все это определяет логистическую систему товародвижения, управление которой осуществляется с помощью предпринимательской логистики. Другими словами, логистика есть инструмент предпринимательства.

Действия и мероприятия, которые образуют логистику предпринимательской деятельности, на каждом предприятии могут существенно отличаться. Они зависят от таких факторов, как структура предприятия, понимание роли логистики руководством предприятия и специалистами, масштабы предприятия, сфера деятельности и др.

Стремление предприятий к стабильности и выживанию в конкурентной среде является существенным мотивом для выхода на мировые рынки, расширению логистических операций. Для этого требуется новый подход к осуществлению процессов в логистических системах, основывающийся на внедрении международных стандартов функционирования логистики, интеграции предприятий в современную структуру мировой экономики.

Тем не менее, глобализация экономики невозможна без хорошо функционирующей логистики. Клиент ищет компетенцию в различных видах деятельности на одном предприятии. Например, в машиностроительной отрасли данная концепция реализуется следующим образом: производитель занимается лишь разработкой конструкции, сборкой и продажей. Доля участия в производстве конечного продукта в этой отрасли упала до 20%. Детали и комплектующие закупаются во всем мире, логистическое предприятие снабжает ими разные производства и распределяет товар в торговой сети (управление цепочкой поставок).

Международные экспедиторские предприятия уже предоставляют логистические услуги и располагают международными сетями, но не могут предложить решения по цепочке поставок ввиду отсутствия инновационных решений.

Сегодня существует множество логистических тенденций. Ниже приведены основные из них:

  • Изменение системы производства: от производства на склад к производству по заказу. Для менеджеров производственных предприятий основной задачей является овладение производством продукта в соответствии с индивидуальными требованиями и пожеланиями клиентов;
  • Изменение распределения продукции. На данном этапе происходит консолидация сбыта по прямым каналам со сбытом через логистические предприятия. Важно наличие логистического менеджмента у производителя. При этом основной задачей является соблюдение сроков поставок.
  • Слияние и консолидация. Логистика играет важную роль в данном процессе, поскольку помогает найти оптимальные решения.
  • Снижение количества поставщиков. Более 60% международных предприятий готовятся сократить количество своих поставщиков.
  • Влияние электронного бизнеса на логистику. Бизнес-процессы в рамках глобальной логистики требуют автоматизации интенсивных поставок, так как клиенты ожидают сокращения сроков поставок. Появление более затратной логистики поставок, осуществление послепродажного сервиса, интеграция новых участников в цепочку поставок приводит к созданию так называемого «прозрачного трубопровода».
  • Изменение роли логистики на международном рынке. Наиболее широкое распространение на рынке и большие возможности по осуществлению процессов имеют европейские провайдеры третьего уровня (3PL). Русские логисты, как правило, работают в своей стране, американские концентрируют свои усилия на северо-американском континенте. В прошлые годы темпы роста присутствия европейских логистов на американском и европейском рынке составили 10% в год.
  • Завоевание логистического рынка провайдерами четвертого уровня (4PL). Это менеджер, управляющий всей цепочкой поставок, который имеет собственные технологии, ресурсы и мощности, а также управляет другими логистическими предприятиями, с которыми вступил в кооперативные отношения, для того, чтобы предложить клиенту полный комплекс решений по цепочке поставок. Таким образом, логистический провайдер четвертого уровня, являясь главным интегрирующим элементом управляет всеми организационными и информационными процессами в цепочке поставок, позволяет использовать аутсорсинг для отдельных процессов, для улучшения производительности всей цепи [6, с.13-14].

Традиционные организационные структуры в бизнесе затрудняют какие-либо межфункциональные процессы. В большинстве организаций полномочия и обязанности распределены по функциональному признаку. Функциональные подразделения организованы ввиду своей деятельности (складское хозяйство, отдел снабжения, транспортный отдел и т.д.). Такое подразделение ставит основной целью выполнение и совершенствование своей функции. А поскольку целью интеграции является взаимодействие функциональных областей, формальная организационная структура играет роль сдерживающего фактора [7, с.17].

В экономике логистические системы в рамках различных производственных объединений по ряду причин нахо­дятся на различных уровнях развития. Прежде чем логистические функции достигнут высокого уровня развития, они должны пройти ряд стадий развития.

Анализ ведущих промышленных компаний позволил выявить четыре последова­тельных стадии развития логистических систем.

На первой стадии компании работают на основе выполнения смено-суточных плановых заданий, при этом форма управления логистикой наиме­нее совершенна. Логистическая система обычно воздействует на хранение готовой продукции и транспортировку. Система действует на устранение сбоев плановых заданий. Работа системы оцениваются величиной доли затрат на транспорти­ровку и распределение продукции в общей сумме выручки от продажи.

Для логистических систем второго уровня раз­вития характерно управление материальным потоком от производства до ко­нечного потребителя. Контроль системы распространяет­ся на такие функции, как обработка за­казов, хранение продукции, управление запасами, планирование, обслуживание клиента. При этом информационная система, обеспечивающая данные процессы не имеет сложной архитектуры. Расходы на логистические операции должны осуществляться в рамках смет.

Системы логистики третьего уровня координируют логистичес­кие операции от закупки сырья до обслуживания конечного потре­бителя. Единственная область не кон­тролируемая менеджером по логистике — это повседневное управ­ление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана. Работа системы оценива­ется в сравнении со стандартами качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление основано не на реагировании системы на отклонения, а на предупреждении таких воздействий.

Число компаний, использующих логистические системы четвер­того уровня развития, пока еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основ­ном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей раз­личных подразделений компании. Управление системой осуществ­ляется на основе долговременного (более одного года) планирова­ния. Работа системы оценивается с учетом требований международ­ных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требова­ний заказчиков.

Управление функциями глобального распределения, а также по­током материалов и информации предъявляет новые, повышенные требования к менеджерам логистики. Например, стратегия органи­зации материально-технического снабжения и хранения продукции на складах требует знания законодательных основ, налоговых сис­тем, особенностей правительственного регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными требованиями к упа­ковке и маркировке, причем должны учитываться языковые разли­чия. Эффективность обслуживания заказчика определяется эффек­тивностью подготовки и обработки сложной документации, а также результатами действий по устранению таможенных барьеров. Усиливается потребность в привлечении других фирм к участию в логистических процессах, распространяется применение аутсорсинга. [1, с.26-27].

Тем не менее, в настоящее время на передовых предприятиях традиционные функциональные области логистики: управление закупками и запасами, транспортировка, производственное планирование, складирование, сбыт и т.д. интегрировались на базе общей программно-информационной платформы и формируют основу корпоративной информационной системы. Информационные технологии – это ключевой ресурс всякой интеграции.

Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет предприятиям существенно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, снизить себестоимость продукции и логистические издержки, обеспечить удовлетворение потребителей в качестве продукции и сопутствующем сервисе.

Список литературы: 

  1. Аникин А.Г. Логистика: учеб.пособие / А.Г. Аникин. – М.: «Инфра-М», 2004. – 385с.
  2. Бауэрсокс Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. / Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. - 2-е изд./ Пер.с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 640с.
  3. Гаджинский А.М. Логистика: учеб. пособие / А.М.Гаджинский. – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 484с.
  4. Губин Е.П. Логистика: учеб. пособие / Е.П.Губин; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 200с.
  5. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / Г.А. Титоренко [и др.]; под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНАВ, 2012. – 463с.
  6. Кох И. Тенденции в международной логистике / «Еврологистика» - М.:«КИА центр», 06/2007.
  7. Логистика: учеб. пособие / И.М. Баско, В.А.Бороденя, О.И.Карпеко [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, профессора И.И.Полещук. – Минск: БГЭУ, 2007. – 431с.
  8. Плоткин Б.К. Основы предпринимательской логистики : учеб.пособие / Б.К. Плоткин, Д.Ю. Гогин. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 114с.
  9. Прохоров В.М. Логистика: учебно-методический комплекс / В.М. Прохоров. - СПб.: СЗТУ, 2008. – 183с.
  10. Субетто А.И. Ноосферная экономика и общественный интеллект – парадигмальные основы устойчивого развития социума // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 2. – С. 194-198.