Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.01.2015

Логическая подготовка бакалавра-педагога

Шестакова Лидия Геннадьевна
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Соликамск, Пермский край, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы логической подготовки бакалавров педагогических направлений. Курс "Формальная логика" направлен на формирование у студентов готовности развивать у школьников приемы логического мышления. Описаны рекомендации к организации занятий, выделены условия, которые позволят формировать у студентов профес-сиональные компетенции на материале названного курса.
Ключевые слова: обучение формальной логике, логическая подготовка студентов
Электронная версия
Скачать (455.6 Kb)

Сегодня человеку необходимо ориентироваться в огромном потоке информации, уметь подходить к ней с определенной долей критичности, проводить анализ и оценку. Востребованными являются умения аргументировать и обосновывать, доказывать и опровергать, выдвигать гипотезы и проверять их, четко и грамотно излагать свои мысли. Нет сомнения, что в основе перечисленных умений должна лежать достаточная формально-логическая подготовка. Как известно, формальная логика – наука о законах выводного знания, то есть знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления. Формальная логика вырабатывает привычку думать, анализировать свои и чужие мысли, содействует формированию связной и ясной речи, умений убеждать и обосновывать свои идеи.

Задача формирования логического мышления всегда стояла перед системой образования. Общеизвестно, что для формирования у школьников логического мышления необходима целенаправленная работа, в отсутствии которой, как показывает практика, дети часто не просто не усваивают правильных (логических) принципов и законов мышления, у них закрепляются искаженные, не отвечающие действительности приемы, а, следовательно, и ущербный стиль мышления. Для того чтобы учитель мог целенаправленно и планомерно осуществлять работу по формированию у школьников логического мышления, необходимо овладеть определенным комплексом знаний и умений. В связи с этим, думается, будет уместно ввести в учебный план подготовки бакалавров педагогических направлений дисциплину (или модуль) «Формальная логика».

Так как содержание данного курса достаточно традиционное (описание представлено в работе [1]), думается, нет необходимости его здесь приводить. Более подробно остановимся на методических моментах.

При организации преподавания курса по формальной логике необходимо учитывать, что приобретаемые студентом знания и умения могут успешно использоваться при работе на других занятиях (дисциплины предметной подготовки, педагогические, методические). Знания формальной логики активно используются на занятиях по Методике обучения и воспитания (в области профиля). В связи с этим в процессе преподавания курса формальной логики необходимо вскрывать значимость изучаемого материала и демонстрировать возможность его применения в различных областях. Важно показать значение формально-логического материала для формирования логической культуры человека.

На лекциях используются приемы проблемного изложения; вопросы, активизирующие аудиторию, повышающие интерес к преподаваемой дисциплине. Привлекается материал из истории развития логики, истории философии. При организации работы на семинарских занятиях можно предлагать студентам проводить критический анализ самостоятельно изученных источников (точек зрения, позиций), давать их оценку, высказывать и обосновывать собственную точку зрения. При ответе на вопросы просить иллюстрировать общие положения собственными примерами, разрабатывать фрагменты уроков для школьников, «проигрывать» их.

В ходе изучения курса «Формальная логика» уделяется внимание не только формированию предметных знаний и умений, но и закладывается основа для проведения соответствующей работы со школьниками по развитию у них приемов логического мышления. Обращаем внимание студентов на следующее.

Во-первых, отработка логического содержания в принципе не требует значительных временных затрат, так как может проходить параллельно с усвоением предметного материала как на уроках естественно-математического цикла, так и гуманитарного. Для этого можно предлагать ученикам определенного вида задания, вскрывать возможности применения логических знаний, указывать и исправлять логические ошибки и неточности, допускаемые школьниками в своих ответах, рассуждениях и т.д. Хочется также обратить внимание на то, что после первичной отработки логические знания и умения начинают оказывать положительное влияние на усвоение и осознание учебного содержания других предметов.

Во-вторых, школьные предметы предусматривают работу учеников с понятиями и их определениями. Как показывает практика, учащиеся, не имея представлений о сущности определения, его логической структуре и правилах конструирования, формально заучивают их наизусть, а через какое-то время забывают. При необходимости восстановить в памяти забытое определение часто перечисляют все, что знают о данном понятии. Для устранения этого недостатка и отработки соответствующего блока логического содержания на уроках можно проводить следующую работу:

  • четко выделять структурные элементы определения (вновь вводимый термин, родовое понятие, видовое отличие для явных определений; перечень требований и отношений для неявных);
  • следить за логической грамотностью, корректностью и четкостью определений;
  • при возможности использования индуктивного пути введения понятия предлагать ученикам самостоятельно выделять родовое понятие, видовое отличие и формулировать определение;
  • предлагать задания: «Верно ли сформулировано определение?», «Исправь ошибку» и т.д.;
  • указывать (и объяснять) неточности в ответах одноклассников, исправлять их.

В-третьих, ученик практически постоянно работает с рассуждениями, где используются различные виды умозаключений. В связи с этим полезно (как для формирования логической культуры, так и для усвоения предметного содержания) определять построено ли рассуждение на основе индукции, дедукции или по аналогии, достоверность его вывода. Кроме доказательства и обоснования предлагать школьникам проводить опровержения, находить ошибки и логические неточности в готовых рассуждениях, доказательствах и решениях. Здесь полезны следующие виды работы:

  • выполнение заданий типа: «Верно ли?», «Найди ошибку, поясни ее причину и исправь», «Проведи проверку (своего или чужого рассуждения)», «Прокомментируй (оцени) ответ» и т.д.;
  • постановка вопросов одноклассникам и соответственно ответы на вопросы;
  • анализ готовых текстов (рассуждений) с позиции обоснованности точки зрения автора, логичности и последовательности изложения;
  • работа с логическими и математическими софизмами, парадоксами, выявление ошибок и противоречий (особое место занимают софизмы, в основе которых лежат ошибки, часто допускаемые школьниками).

В-четвертых, учебные предметы школьного курса имеют возможность для дальнейшей отработки представлений о гипотезе и умения работать с ней. Так на уроках математики на основе рассмотрения частных случаев (конкретных задач, примеров) школьники выдвигают предположения о формулировках теорем. При работе с задачей высказываются гипотезы о возможных путях (приемах) ее решения. На уроках физики при соответствующей организации обучения школьники усваивают приемы установления в науке эмпирических законов. Для этого с помощью опытов и демонстрационного эксперимента школьникам предлагают попытаться выявить зависимость между величинами и выдвинуть гипотезу, объясняющую наблюдаемое явление. Затем рассматривается материал, раскрывающий работу ученых по подтверждению полученной гипотезы. Аналогичная работа может проводиться и на других предметах школьного курса.

Кроме описанных приемов для отработки представлений о гипотезе, а также умений работать с ней желательно при изучении предметного содержания знакомить учеников с материалом, раскрывающим основные этапы развития, по которым прошла соответствующая научная область. При этом важно не просто сообщать готовые знания, но и показывать, как оно получено, какие были в науке выдвинуты гипотезы, какие из них после подтверждения заняли место научных законов, а какие попали в историю в качестве заблуждений. Желательно также остановиться на тех гипотезах, которые в настоящее время еще не удалось ни опровергнуть, ни доказать.

Хочется отметить, что работа с гипотезами способствует не только формированию логической строгости мышления, но и усвоению приемов и способов, которые будут необходимы человеку в его профессиональной деятельности. К этим приемам относятся:

  • наблюдение, отбор явлений, выделение и рассмотрение частных случаев, их сравнение и сопоставление;
  • выдвижение предположения (гипотезы), объясняющей наблюдаемые явления, полученные результаты и т.д.;
  • обоснование (доказательство) или опровержение либо непосредственно гипотезы, либо следствий, полученных из нее.

Организованная подобным образом работа позволяет формировать у будущих учителей и комплекс логического содержания, и профессиональные компетенции, умение организовать целенаправленную работу со школьниками по развитию у них логического мышления, логической культуры. Студенты оказываются подготовленными как в теоретическом, так и в методическом плане. Позднее на занятиях по методическим дисциплинам приобретенные на рассмотренном курсе знания и умения расширяются и встраиваются в общую профессиональную подготовку студента.

Список литературы:

  1. Шестакова, Л.Г. Формальная логика. Элективный курс. – Соликамск: СГПИ, 2009. – 92 с.