Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.01.2015

Диагностика конкурентной среды оптового рынка шоколадных кондитерских изделий Кировской области

Березина Екатерина Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования Экономический факультет Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: Определены основные конкуренты на оптовом рынке шоколадных кондитерских изделий Кировской области. Дана сравнительная характеристика представителей данного рынка. Построена конкурентная карта оптового рынка шоколадных изделий Кировской области. Охарактеризованы позиции предприятий конкурентов на данном рынке.
Ключевые слова: конкурентная среда, шоколадные изделия, рыночная доля, темп роста, оптовый рынок, критерии оценки
Электронная версия
Скачать (509.2 Kb)

В целях своевременной разработки эффективной стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации, любая фирма должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества на рынке, на котором она и конкурирующие фирмы предлагают аналогичные по потребительскому спросу товары или услуги.

В условиях динамично меняющейся конкурентной среды организация должна обладать определенными преимуществами, уметь создавать факторы превосходства над соперниками. Для достижения конкурентных преимуществ организации необходима четко спланированная конкурентная стратегия [1].

Исследование конкурентной среды рынка складывает из анализа тенденций появления новых конкурентов, товаров-заменителей, внутриотраслевой конкуренции.

1. Новые конкуренты. Как показывает анализ отрасли, конкуренция на рынке шоколадных кондитерских изделий чрезвычайно высока и является реальной внешней угрозой. В основном появление новых конкурентов связано с организацией новых мелкооптовых фирм, которые предлагают на рынок Кирова и Кировской области аналогичную продукцию.

В качестве конкурентных сил можно также рассматривать быстроразвивающуюся оптовую торговлю отечественной продукции таких новых производителей как шоколадно-конфетная фабрика «Верность качеству», Пятигорская Кондитерская фабрика «ЭКОН», компания «Оркла Брэндс Россия», Кондитерская фабрика «ПОБЕДА».

2. Товары-субституты (заменители). Обостряет конкуренцию на данном рынке появ­ление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности. Данная отрасль обладает ярко выраженными чертами рынка монополистической конкуренции, одним из особенностей которого является дифференциация продукции, её воздействие на конкурентную среду является, на наш взгляд, ключевым. Потребность «выделиться», занять свою рыночную нишу, обладать «изюминкой», стать «монополистом» в конкурентной среде – цель участников этого рынка. В этой связи у продукции предприятия имеются различного рода заменители в виде сахаристых кондитерских изделий: карамель, зефир, пастила, грильяж, ирис и т.д. Таким образом, активное производство товаров-заменителей усиливает конкурентную среду, формирует новые факторы спроса на продукцию предприятия, заставляет его «колдовать» над ассортиментом, расширяя свои сегменты в борьбе за рынок.

3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность. Для данной отрасли характерны большое число конкурентов, однородность предлагаемых товаров, зрелость и насыщенность рынков. Характерными особенностями деятельности предприятий-конкурентов этого рынка, это деятельность так называемых «хитрых лис». Они представляют собой узкоспециализированные фирмы, хорошо освоивших одну из ниш (областей особых потребно­стей) рынка. Это организации, в течение ряда лет предлагающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия этих предприятий основана на узкой специализации, низких издержках и достаточном качестве изделий [2].

Основные конкуренты на оптовом рынке шоколадных кондитерских изделий Кировской области представлены в таблице 1. 

Таблица 1 – Основные конкуренты на оптовом рынке

Конкуренты

Продукт компании

ООО «Марс»

M&M's, Snickers, Mars, Dove, MilkyWay, Skittles, TwixBounty, Celebrations, Starburst (конфеты) и др.

Компания «Шоколад»

ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», «Московская кондитерская фабрика Красный Октябрь», ОАО «РОТ ФРОНТ»

ТД «Вятка-Опт»

АО Cadbury Confectionery, Fazer, Droste, Ritter Sport

ООО «Кондитерская компания»

ООО «Белорусская Кофейная Компания»,

ОАО «Коммунарка»,

ДП «Кондитерская корпорация ROSHEN»

ООО «Гюсто»

А. Коркунов. ООО «Одинцовская кондитерская фабрика»

ООО «Статус-ТМ»

Nestle (в том числе фабрики «Россия» и «Кондитер»)

ООО «Кондитерские изделия оптом»

Кондитерское объединение «СладKo»


Данные таблицы 1 показывают, что конкурентами на данном рынке являются оптовые фирмы, предлагающие продукцию какого-либо одного, а чаще всего нескольких производителей шоколадных изделий.

Например, компания «Шоколад» является торговым представителем ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», «Московская кондитерская фабрика Красный Октябрь» и ОАО «РОТ ФРОНТ» в Кировской области, Торговый Дом «Вятка-Опт» специализируется на предложении продукции английских (Cadbury, финских (Fazer, Droste) и немецких (Ritter Sport) производителей.

Таким образом, анализ конкурентной среды показывает высокую степень конкуренции на рынке.

Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке.
Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей:

1. Занимаемой рыночной доли.

2. Динамики рыночной доли.

В таблице 2 представлена динамика данных показателей на рынке.

Данные таблицы 2 показывают, что усиливаются позиции ООО «Марс», компании «Шоколад» и ООО «Кондитерские изделия оптом», их доля на рынке выросла на 4 п.п., 3 п.п. и 1 п.п. соответственно. Но наибольший рост доли рынка показала фирма ООО «Статус-ТМ», темп ее роста составил 7 п.п. Это было обусловлено активностью компании Nestle по выпуску таких новинок на рынок как «Золотая ярмарка», «Сударушка», «Совершенство», «Шок» и других марок на базе самарских фабрик «Россия» и «Кондитер». Товары-новинки получили большую популярность, что значительно повысило продажи и соответственно долю рынка. 

Таблица 2 – Показатели рыночной доли конкурентов рынка оптовых продаж шоколадных кондитерских изделий, %

Конкуренты

2011

2012

2013

Отклонение, +/-

ООО «Марс»

22

25

26

+4

Компания «Шоколад»

18

20

21

+3

ТД «Вятка-Опт»

3

2

2

-4

ООО «Кондитерская компания»

9

6

5

-4

ООО «Гюсто»

4

2

3

-1

ООО «Статус-ТМ»

15

19

22

+7

ООО «Кондитерские изделия оптом»

14

16

15

+1

Прочие

15

10

6

-9


Конкурентная карта рынка строится, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-ой группы (лидеры рынка с быстороулучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым – аутсайдеры рынка с быстроухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).

Матрица конкурентной карты оптового рынка шоколадных кондитерских изделий Кировской области представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Матрица конкурентной карты оптового рынка шоколадных кондитерских изделий Кировской области

Рыночная доля

Темпы роста рыночной доли

Лидеры рынка

Предприятия с сильной конкурентной позицией

Предприятия со слабой конкурентной позицией

Аутсайдеры рынка

Предприятия с быстро улучшающейся конкурент­ной позицией

ООО «Марс»

ООО «Статус-ТМ»

Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией

Компания «Шоколад»

ООО «Кондитерские изделия оптом»

Предприятия с

ухудшающейся

конкурентной позицией

ООО «Гюсто»

Предприятия с

быстро ухудшающейся конкурентной

позицией

ООО «Кондитерская компания»

ТД «Вятка-Опт»


Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что ООО «Марс» остается лидером рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией. Основную конкуренцию ему составляют Компания «Шоколад» и ООО «Статус-ТМ».

Сравнительный анализ ключевых показателей представителей оптового рынка шоколадных кондитерских изделий Кировской области представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Сравнительная характеристика поставщиков кондитерских изделий

Показатели

Поставщики

Компания «Шоколад»

ООО «Гюсто»

ООО «Кондитерские изделия оптом»

ООО «Статус-ТМ»

ООО «Марс»

Уровень организации логистики

В течение суток со дня поступления заявки. Хорошая логистика

В течение суток со дня поступления заявки. Хорошая логистика

2 дня с момента заявки. Уровень логистики - средний

2 дня с момента заявки. Уровень логистики - средний

В течение суток со дня поступления заявки. Хорошая логистика

Качество продукции

Высокое

Среднее

Высокое

Среднее

Высокое

Широта ассорти-мента

90-130 позиций

40-50 позиций

Свыше 200 позиций

180-200 позиций

150-170 позиций

Наличие скидок с цены

1-3%

1-5%

1-5%

1-6%

1- 8 %

Условия оплаты

Безналичный расчет (предоплата 50%), отсрочка платежа 7 к.д.

Безналичный расчет (предоплата 30%), отсрочка платежа 14 к.д.

Безналичный расчет (предоплата 20%), отсрочка платежа 21 к.д.

Безналичный расчет (предоплата 40%), отсрочка платежа 10 к.д.

Безналичный расчет (предоплата 20%), отсрочка платежа 30 к.д.


Для оценки уровня организации логистики учитываются такие параметры, как качество приема заявок, работы торговых представителей, сроки и качество доставки.

Большое значение имеет соблюдение договоров поставки, выполнение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству, соблюдение графиков завоза товаров и другим условиям поставки. В этом аспекте компании «Шоколад», ООО «Гюсто» не уступают ООО «Марс» и оцениваются одинаково высоким уровнем продажного сервиса; В этом аспекте компании «Шоколад», ООО «Гюсто» не уступают ООО «Марс» и оцениваются одинаково высоким уровнем продажного сервиса.

Приоритетным значением по качеству поставляемой продукции обладают компании «Шоколад», ООО «Кондитерские изделия оптом» и ООО «Марс». По ассортименту предлагаемой продукции лидирует ООО «Кондитерские изделия оптом», поставщик предлагает свыше 200 видов кондитерских изделий.

Важным критерием является ценовая политика поставщика закупаемой продукции, по этому критерию безоговорчный приоритет имеет ООО «Марс», компания требует всего 20% предоплаты по заключенному договору поставки и предлагает отсрочку самую длительную отсрочку платежа – 30 календарных дней и высокий диапазон ценовых скидок до 8%.

На основе представленных критериев составим ранжированный ряд конкурентов на основе следующей бальной системы:

  • уровень организации логистики – максимум 4 балла;
  • качество продукции – максимум 4 балла;
  • широта ассортимента - максимум 4 балла;
  • ценовая политика - максимум 5 баллов.

Оценка поставщиков кондитерских изделий представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Оценка конкурентов оптового рынка шоколадных изделий

Конкуренты

Оценка критериев

Баллы

Уровень организации логистики

Качество продукции

Широта ассортимента

Ценовая политика

Компания «Шоколад»

4

3

2

2

11

ООО «Гюсто»

4

3

1

3

11

ООО «Кондитерские изделия оптом»

3

2

4

3

12

ООО «Статус-ТМ»

3

3

4

4

14

ООО «Марс»

4

4

3

5

16

Анализ данных таблицы 5, показывает, что более высоко оцениваются условия, которые предлагает ООО «Марс», это и уровень организации логистики, и качество продукции, и возможность формирования широкого ассортимента и ценовая политика, в совокупности фирма набрала 16 баллов.

ООО «Статус-ТМ» занимает вторую позицию (14 баллов), несмотря на средний уровень логистики и среднее качество продукции, конкурент предлагает наиболее широкий востребованный ассортимент и хорошие ценовые условия, которые по оценочной шкале имеют приоритет.

Таким образом, лидером на рынке шоколадных изделий на рынке Кировской области является компания ООО «Марс», однако быстрые темпы роста рыночной доли ООО «Статус-ТМ» и высокий рейтинг этого конкурента свидетельствуют о необходимости систематически проводить исследования конкурентной среды и укреплять свои рыночные позиции.

Список литературы:

  1. Катаева Н.Н. Маркетинговый анализ внешней среды торгового предприятия на рынке электротехнических товаров города Кирова // Экономика и социум. – 2014. – № 2(11).
  2. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4.