Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2015

Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов

Валиева Зема Ираклиевна
докторант кафедры психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия
Аннотация: Изменения, которые произошли в жизни российского общества в 90-х гг. прошлого века, привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. При отсутствии общенациональной идеи, в условиях остро выраженной социальной дифференциации общества, появилось неоднозначное, враждебное отношение общества к восприятию Родины. В результате, воспитание чувства патриотизма сводилось к отдельным одноразовым мероприятиям на уровне самодеятельности, которые, не говоря уже об отсутствии научного обоснования, зачастую, попросту, были лишены внутренней логики и целенаправленности. Таким образом, значимость исследования обозначенной проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных  условиях.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, чувства патриотизма, история педагогики, советские ученые
Электронная версия
Скачать (473.9 Kb)

В педагогической теории и практике советского периода проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому – стремление каждого из педагогов того периода осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко [7], В.Я. Стоюнин [9], В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [12] и др.). Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.

Великий русский педагог А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитывать у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал на, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [7,с.394–399].

Вопросы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как: А.Ф. Афтонасьева [1], Н.М. Карамзина [4], А.П. Куницына [6], А.Н. Радищева [8] и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Обращаясь, к проблеме патриотического воспитания А.Н. Радищев писал: «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшиться пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, он отмечал: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества». Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Ученый, придавая большое значение в воспитании «истинного сына Отечества», рекомендовал уделять внимание и процессу овладения знаниями, а так же умственному развитию [8].

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам», первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал: «…водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Главной задачей воспитательной работы учебных заведений он считал: «… усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству» [6, с.141-145].

Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическаую. Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания. [4].

Аналогичной точки зрения придерживался и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который в своих работах писал о том, что воспитание имеет цель подготовить человека для жизни в обществе «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать». Основными воззрениями ученого были: «чувство религиозного, любви к прекрасному, истинному и любви к отечественному или национальному» [1, с. 394-402].

Ряд российских педагогов (Н.С. Крупская [5], В.А. Сухомлинский [10], Л.Н. Толстой [11], К.Д. Ушинский [12], С.Т. Шацкий [14], И.М. Ястребцов [15]) пытались определить в своих научных работах цель, место и содержание патриотического воспитания.

По мнению русских демократов (В.Г. Белинский [2], Н.А. Добролюбов [3], Н.Г. Чернышевский [13]) воспитание патриотизма – это путь перевоплощения России, а его основной целью является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы были твердо уверены в том, что патриотизм несет в себе такие ценности и идеалы, которые способствуют гражданину стать достойным членом общества. Под общечеловеческими ценностями и идеалами они подразумевали идеалы равенства, братства и свободы.

Воспитанию чувства национальной гордости у человека придавал огромное значение Н.Г. Чернышевский. Рассматривая вопросы воспитания молодого поколения, в качестве его основной цели видели подготовку гражданина, любящего Отечества, активно принимающего участие в жизни общества. Именно поэтому, считал Н.Г. Чернышевский «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм». Известный педагог призывал оценивать патриота, политически подготовленного человека с точки зрения его заслуг перед Родиной, а «человеческое достоинство – силою его патриотизма» [13, с. 72].

Интересны и научные изыскания Н.А. Добролюбова. В статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» он поднял вопросы воспитания патриотизма и псевдопатриотизма. По его утверждению, настоящий патриотизм отличается от псевдопатриотизма тем, что никак несовместим с неприязнью к другим народам, ставит человеколюбивые отношения, глубокие чувства к Родине выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе истинного патриотизма должны быть идеи общечеловеческого блага, стремление определить на Родине порядки, которые приемлемы для всех народов. «В человеке порядочном, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше» – писал Н.А. Добролюбов [3, с. 348].

Великий ученый В.Г. Белинский видел продуктивный путь к общечеловеческому патриотизму в развитии чувства народности и потому, общечеловеческое и национальное рассматривал как единое целое. Ученый утверждал «кто не принадлежит к своему отечеству, тот не принадлежит и человеческому». Вопросы воспитания личности В.Г. Белинский не мыслил вне контекста нравственности. Педагог писал: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Не сомневался ученый в том, что первостепенной задачей является развитие в воспитанниках честность, порядочность, понимание своего кровного родства. «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» – утверждал В.Г. Белинский [2, с. 488–489].

Проблемам формирования патриотизма особое внимание уделял и Л.Н. Толстой, который «патриотизм» рассматривал через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первое – это через правильное отношение к людям, и второе – это правильное отношение к себе. «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они – дети того же бога, что и я. Они – мои братья.… Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними». Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т.д.» [11].

В первые годы Советской власти Н.К. Крупская [5], С.Т. Шацкий [14] и др. много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения. По их мнению, школа как государственное учреждение должна была раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом. Н.К. Крупская подчеркивала, что ведущую роль в становлении личности ребенка играет общественный уклад в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение. Она подчеркивала важность, на основе любви к Отечеству, воспитывать у молодежи советский патриотизм, изучать жизнь и деятельность лидеров советского государства, принимать активное участие в общественной трудовой деятельности. Н.К. Крупской введено понятие «военное воспитание», которое сегодня понимается как «военно-патриотическое воспитание». В своих научных трудах она основательно раскрывала содержание, методику и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании чувств, доказывала, что патриотические качества должны впитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь [5, с. 208].

Интерес представляют и идеи С.Т. Шацкого. В своей работе «Школа для детей или дети для школы» ученый, используя термин «детское сообщество», опирается на демократические принципы организации жизни детей, традиции и обычаи народа при выборе форм и методов воспитательной работы, связь с природой и социальной средой, стремление преобразовать окружающую среду посредством воспитания. Основным средством воспитания С.Т. Шацкий считал труд, как нравственный развивающий аспект патриотического воспитания, любви к родному краю. Педагог указывал на то, что следует предоставлять «широкую возможность для нашей детворы играть, заниматься спортом, прогулками, экскурсиями, кочевками и лагерями». С.Т. Шацкий был основоположником идеи развития и значимости туристской, экскурсионной и краеведческой деятельности. Перечисленные виды деятельности способствуют воспитанию патриотических качеств у детей [14].

Известный педагог и философ И.М. Ястребцов стремился развивать и воплощать идею, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной: «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе». Причем долг Отчизне требует «делиться своими способностями с ним. Безумно жертвовать ими во вред ему». Выдвигая идею жертвенности, Отчизны, И.М. Ястребцов опирается на знания, которые подрастающее поколение получает в системе образования. Через знания, прежде всего, формируются существенные понятия, которые образуют сущностную характеристику человека. Определяя понятия «Родина», «Отечество», «Отчизна», ученый доказывал, что «оно не есть только земля, на которой живет человек. Оно есть великая идея, развивающаяся в языке, религии, науках, характерах того народа, к которому принадлежит человек и для физического благосостояния которого служит значительная доля земель, вод, природы с их растительностью, животным миром и природными минеральными богатствами. Эти блага кроме физической пользы имеют еще и нравственную пользу, содействуя своим существованием совершенствованию общей народной идеи: поэтому и заключены в рамках той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Родине и все отечественное, все ему споспешествующее. Изучая понятия «патриотизм», «гражданственность» автор отмечает, что «эти чувства могут быть так же фальшивыми или не достигающими своей цели, как и несвоевременная благотворительность» [15, с.230–231].

Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К.Д. Ушинского. Педагог утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По мнению К.Д. Ушинского, под воздействием неодинаковых условий жизни формируется характер людей, который дает такую почву, где «коренится народность». Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» [12].

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В.А. Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и других, рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причем сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир». Великий педагог писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [10].

Таким образом, требования, предъявляемые к гражданственности и патриотизму в советской школе, носили четко детерминирующий характер. Ценности, прививаемые советской школой, не выходили за рамки существовавшей системы и ориентиров советского человека, культивируемых существующей системой, таких, как равенство, коллективизм, гуманизм. Процесс формирования этих ценностей, носил идеологизированный характер, а воспитание школьников рассматривалось в рамках идейно-политического воспитания подрастающего поколения.

Организовывались различные формы работы: встречи с участниками войны, сбор материалов о героях и ветеранов военных действий ВОВ, требовалось активное участие в общественно полезной деятельности, больше стали обращать внимание туристической и экскурсионной работе, создавались ленинские школьные музеи, присваивали торжественно звания героев школьным отрядам и т.д.

Список литературы:

  1. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. 532 с.
  2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 – т. – М.: АН СССР, 1954. – Т. 4. – 676 с.
  3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во «Педагогика», 1986. – 348с. (136)
  4. Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах. Ленинград. Художественная литература. 1984г. 672с. 456с.(174)
  5. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1985. – 302с.(208)
  6. Куницын А.П. Наставление воспитанникам//Антология педагогической мысли России первой половины XIX века/ Сост. П. А. Лебедев. – Москва: Педагогика, 1987. – С.141 – 145.
  7. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 407-419. с. 412.(233)
  8. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. – М.; Л., 1938. – С. 215 – 223. (301)
  9. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. СПб, 1898. С. 415. (348)
  10. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. – 148 с. С.112.; (358)
  11. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1989. – 542с.(368)
  12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.
  13. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. – 772с.
  14. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1980. – С. 304.
  15. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов// Антология педагогической мысли в России первой половины Х1Хв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987. – С. 223 – 246.(414)