Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
11.03.2016

Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях режима инфляционного таргетирования

Градова Наталия Сергеевна
Кафедра «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: в статье рассматриваются инструменты денежно-кредитной политики Банка России и основные условия, способствующие повышению эффективности достижения установленных целевых ориентиров инфляции. Формулируются основные направления совершенствования существующих инструментов и методов денежно-кредитного регулирования с целью эффективного применения режима таргетирования инфляции, которые позволят улучшить перенос изменений в уровне ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим элементом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, Банк России, ключевая ставка, инфляционное таргетирование, инфляция
Электронная версия
Скачать (627.4 Kb)

Согласно «Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности. Ценовая стабильность (price stability) – термин, введенный главой Федеральной резервной системы США А. Гринспэном в 1989 г. для обозначения незначительного прироста цен, который не берется в расчет агентами при принятии решений. На практике значение прироста цен принимается до 3,5% в течение длительного периода.

При этом в 2015 г. Центральный банк Российской Федерации завершил переход к режиму инфляционного таргетирования. Под таргетированием инфляции понимают установление численных значений целевого уровня инфляции и применение доступного спектра инструментов и методов для его достижения. Целевой ориентир по инфляции, определенный на 2017 г. должен составить 4%. Зарубежный опыт определения целевых ориентиров по инфляции представлен в таблице 1. 

Таблица 1. Целевые ориентиры инфляции (зарубежный опыт)

Страна

Целевой ориентир

Показатель инфляции

Страны

Целевой ориентир

Показатель инфляции

Австралия

2-3%

ИПЦ

Бразилия

4,5%±2,5%

базовая инфляция

Канада

1-3%

ИПЦ

Чили

2% - 4%

ИПЦ

Финляндия

2%

ИПЦ

Колумбия

4,5%-5,5%

ИПЦ

Исландия

2,5%

ИПЦ

Чехия

2% - 4%

ИПЦ

Новая Зеландия

0-3%

ИПЦ

Венгрия

4% ±1%

ИПЦ

Норвегия

2,5%+/- 1%

ИПЦ

Корея

2,5%-3,5%

базовая инфляция

Испания

< 3%

ИПЦ

Мексика

3%

ИПЦ

Швеция

2%+/-1%

ИПЦ

Перу

1,5%±1%

базовая инфляция

Великобритания

2,5%

ИПЦ

Филиппины

5%-6%

ИПЦ


 Анализ целевых ориентиров и фактических темпов инфляции в Российской Федерации приведен в таблице 2. За рассматриваемый период Банк России достиг объявленных ориентиров три раза. Система установления целевых ориентиров инфляции в России в настоящее время является не эффективной и требует совершенствования с учетом зарубежного опыта реализации инфляционного таргетирования.

Таблица 2. Целевые ориентиры и фактические темпы инфляции в России

Год

Целевой ориентир, %

Фактические темпы инфляции, %

ИПЦ

Базовая инфляция

ИПЦ

Базовая инфляция

2003 г.

10-12

8-8,5

12

11,2

2004 г.

8-10

7-8

11,7

10,5

2005 г.

7,5-8,5

7-8

10,9

8,3

2006 г.

7-8,5

6-7,5

9

7,8

2007 г.

6,5-8

7-7,5

11,9

11

2008 г.

6-7

5-6

13,6

13,3

2009 г.

7-8,5

6,2-8

8,8

8,3

2010 г.

5,5-7

4,5-6,2

8,8

6,6

2011 г.

6-7

5,5-6,5

6,1

6,6

2012 г.

5-6

4,5-5,5

6,6

5,7

2013 г.

5-6

4,7-5,7

6,5

5,6

2014 г.

5

4-4,5

11,4

11,2


При этом необходимо отметить, что динамика темпов роста денежной массы и коэффициента монетизации не совпадает с динамикой темпов роста индекса потребительских цен. Кроме того, максимальному значению темпов роста денежной массы (М2) в 2006 году (148,8%) соответствует минимальное значение индекса потребительских (109,0%). Это свидетельствует о том, что высокий уровень инфляции в России в большей степени определяется немонетарными факторами [4, с.22]. По мнению специалистов, вопрос инфляции, главным образом, связан с вопросом структуры экономики. В связи с тем, что большая часть экономики базируется на нерыночном секторе и естественных монополиях, управление денежным обращением не будет существенно снижать инфляцию. Необходимым считается реформирование системы естественных монополий, чтобы компании изыскивали источники финансирования за счет сокращения издержек.

В современной экономической литературе выделяются определенные условия, необходимые для эффективного применения режима инфляционного таргетирования:

1. Сравнительно большой размер экономики. В небольших экономиках с малым размером ВВП на душу населения невозможна эффективная реализация режима таргетирования инфляции.

2. Цены должны определятся внутри страны. В ряде небольших открытых экономик цены практически полностью определяются ценами за границей и обменным курсом. В таком случае режим инфляционного таргетирования не будет иметь преимуществ по сравнению с режимом фиксированного обменного курса.

3. Темп инфляции менее 10%. Международный опыт стран, перешедших на режим таргетирования инфляции показал, что переход к таргетированию инфляции при темпах инфляции, выраженных двухзначным числом не эффективен из-за значительных репутационных издержек и инфляционных ожиданий, так как объявленные цели с большой вероятностью не будут достигнуты денежными властями.

4. Поддержка перехода к режиму таргетирования инфляции в органах государственной власти. Эффективное применение режима инфляционного таргетирования невозможно без адекватной бюджетной и налоговой политик.

5. Органы денежно-кредитного регулирования жестко придерживаются заявленных целей. Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политики.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации необходимые условия для перехода к режиму инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики выполнены частично.

Среди основных проблем, препятствующих эффективному применеию режима инфляционного таргетирования выделяют следующие:

  • Центральный банк Российской Федерации является наиболее зависимым среди денежных властей стран Центральной и Восточной Европы, при этом он обладает небольшим доверием со стороны рынка;
  • невыполнение целевых ориентиров по инфляции в виду неадекватности используемых экономико-математических моделей;
  • отсутствует гибкость внутренних ценовых структур из-за влияния монополий;
  • несбалансированность государственных финансов в связи с тем, что доля экспортных доходов бюджета составляет 30%.

В рамках совершенствования системы денежно-кредитного регулирования с целью эффективного применения режима таргетирования инфляции Банк России ввел мероприятия по изменению существующих инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, которые сводятся к следующим основным моментам:

1. Основным индикатором денежно-кредитной политики станла ключевая ставка. Ключевая ставка Банка России - процентная ставка по регулированию ликвидности банковского сектора по операциям Банка России на аукционной основе на срок одна неделя. Ключевая ставка была введена в сентябре 2013 г. и составляла 5,5%, с 3 августа 2015 г. ее значение составляет 11%.

2. Изменяется значение ставки рефинансирование, она перестает играть основную роль при предоставлении ликвидности банковскому сектору. С 01.01.2016 г. Банк России скорректировал ставку рефинансирования до значения ключевой ставки.

3. Сформирован коридор процентных ставок по операциям банка России и оптимизируется система инструментов денежно-кредитного регулирования. Ставки по операциям Банка России постоянного действия по абсорбированию и предоставлению ликвидности на срок 1 день образуют, нижнюю и верхнюю границы процентного коридора, симметричные относительно ключевой ставки. При принятии Банком России решения об изменении уровня ключевой ставки границы коридора будут автоматически сдвигаться на величину её изменения. Банк России определил ширину процентного коридора в 2 процентных пункта. Процентный коридор – это основа системы процентных ставок современной денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Центральный банк РФ выделил следующие основные направления по созданию условий для эффективного применения режима таргетирования инфляции:

  • более активное перераспределение средств на межбанковском рынке;
  • повышение эффективности управления кредитными организациями ликвидностью;
  • частичное высвобождение рыночного обеспечения, полученного Банком России по основным операциям предоставления ликвидности.

Одним из необходимых условий достижения целевого ориентира по инфляции путем управления процентными ставками является плавающий валютный курс. В экономической литературе к операционным переменным, применяемым при режиме инфляционного таргетирования относят процентную ставку и денежную базу [4, с.44].

Основными инструментами денежно-кредитной политики для сближения ставок денежного рынка с ключевой ставкой остаются такие инструменты, как обязательные резервные требования, операции на открытом рынке и операции постоянного действия.

Основными операциями регулирования ликвидности на аукционной основе и операциям постоянного действия являются аукционы по предоставлению кредитов на срок 1 неделя. Данный срок определятся оптимальным с точки зрения своевременного реагирования на изменения уровня ликвидности в банковской системе. Кроме того, Банк России может применять инструменты «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в случае значительных колебаний ликвидности в банковском секторе.

Денежно-кредитное регулирование строится на основе особых принципов, представляющих собой основы организации денежно-кредитного регулирования, применение которых будет способствовать достижению его задач. К основным принципам можно отнести следующие принципы: принцип максимальной действенности, нейтральности, транспарентности, принцип надежности, последовательности, правового регулирования и транспарентности.

В международной практике выделяется так называемая народная теорема, раскрывающая принцип транспарентности денежно-кредитной политики, которая заключается в том, что:

  • повышенная транспарентность улучшает доверие к властям и повышает эффективность денежно-кредитной политики;
  • центральный банк с низким доверием вынужден проводить более рестриктивную денежную политику;
  • денежные власти, обладающие высоким доверием общества, более гибко реагируют на шоки.

Повышение уровня понимания и доверия к проводимой политике, а также снижение неопределенности относительно действий центрального банка будет способствовать формированию стабильных ожиданий отно­сительно процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их волатильности, а так­же улучшению переноса изменений в уровне ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что являет­ся важнейшим элементом трансмиссионно­го механизма денежно-кредитной политики.

Список литературы:

1. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 784 с.

2. Криворучко С.В., Свирина Е.М. Особенности таргетирования инфляции в условиях волатильности валютного курса (на примере Турции и Индонезии) // Деньги и кредит. – 2015. - № 11. – С. 46 – 53.

3. Матвеева Н.С. Методические основы формирования эмиссионной политики Российской Федерации // Вестник ИНЖЭКОНа. – Вып. 3 (30). – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С. 308 – 312.

4. Матвеева Н.С. Методы управления денежным обращением в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Санкт-Петербург, 2009.

5. http://www.cbr.ru - официальный сайт Банка России.

6. www.//m-economy.ru - официальный сайт журнала «Проблемы современной экономики».

7. www.ecb.int - официальный сайт Европейского центрального банка.

8. www.imf.org - официальный сайт Международного Валютного фонда.