Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.05.2016

Социально-психологические требования к личности работника как ориентир формирования психологической культуры студента

Ларина Елена Николаевна
доцент кафедры дополнительного профессионального образования Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург, Российская Федерация
Аннотация: Статья направлена на привлечение внимание к проблеме психологической культуры личности. Описана актуальность изучения данного феномена, обоснована необходимость внедрения понятия «культурно-психологический потенциал» в практику современного образования. Сформулированы социально-психологические требования к личности работника, описывающие особенности профессиональной мотивации, индивидуального стиля трудовой деятельности, профессиональных коммуникаций.
Ключевые слова: психологическая культура личности, культурно-психологический потенциал
Электронная версия
Скачать (634.1 Kb)

Образовательный процесс высшей школы ориентирован на формирование и совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Например, бакалавр, обучившийся по направлению «Экономика», понимает мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, владеет культурой мышления, строит экономические модели, собирает, анализирует и интерпретирует финансовую и бухгалтерскую информацию, рассчитывает социально-экономические показатели, использует для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. Возможно ли при таких исходных данных прогнозировать успешность его профессиональной деятельности? Справится ли он с работой? Не кажется ли вам, что в процессе подготовки мы пропустили что-то очень важное? То, что делает человека человеком? Эмоции, особенности темперамента, черты характера, направленность личности, особенности самооценки…

В процессе обучения все студенты совершенствуют одинаковые компетенции. Но почему один устраивается на работу, а другой – нет? Почему один быстро продвигается по карьерной лестнице, а другой годами «сидит» на одном месте. Почему один становится неформальным лидером коллектива, а другой попадает в зону отчуждения?

Как отмечает Л.Д. Демина, «проведенные исследования показали, что в ситуации жесткой конкуренции многие выпускники, к сожалению, не могут успешно «подавать себя» работодателям: обозначать свои способности и профессиональные возможности, обосновывать претензию на определенную должность, проявлять коммуникативную компетентность, «ломаются» в установленный для них испытательный период» [1, стр. 11]. Обширный опыт педагогической деятельности в рамках повышения квалификации позволяет нам утверждать, что эта проблема наблюдается также в профессиональной деятельности специалистов, много лет проработавших в профессии.

Любую профессиональную функцию выполняют не компетенции, а человек. В каждом его действии, в каждом принятом решении участвуют все психические явления, даже те, которых он не осознает. Следовательно, характер профессиональной деятельности и ее успешность определяются не только приобретенными компетенциями. Значительное влияние на процесс и результат труда оказывают уровень стрессоустойчивости, особенности саморегуляции, индивидуальный стиль деятельности другие психические явления.

Обнаруженное противоречие обратило нас к поиску интегральной характеристики, обеспечивающей функционирование человека как субъекта деятельности. В результате анализа значительного массива психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что искомой характеристикой является психологическая культура личности, как «наработанная и усвоенная система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития» [2]. Именно высокий уровень психологической культуры является личностным средством оптимального осуществления деятельности.

Человека с развитой психологической культурой отличает высокий уровень самоорганизации и саморегуляции любой выполняемой деятельности. Для него важно находить оптимальные способы поведения, учитывающие собственные потребности, имеющиеся возможности и особенности окружающей среды.

Термин «психологическая культура» еще не вошел в привычный научный обиход, но соответствующий феномен активно изучается, разрабатываются методологические, теоретические и прикладные проблемы психологической культуры человека (А.В. Гумницкая, Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, Н.А. Лужбина, Е.В. Мордвинова).

Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что сформированность компонентов психологической культуры обуславливает становление конкурентоспособности выпускника, определяющей его успех на рынке труда. [1, 3]

Не претендуя на исчерпывающее описание феномена психологической культуры, мы хотим в рамках данной статьи проанализировать некоторые аспекты, оказывающие непосредственное влияние на качество профессиональной деятельности индивида.

С целью акцентировать внимание на важности обсуждаемых вопросов мы сформулировали свои представления в виде требований к личности работника (а точнее к его психическим особенностям), подчеркнув тем самым необходимость их соблюдения. Именно в этом мы видим залог успешной профессиональной деятельности. Требования обозначены нами как социально-психологические т.к. их реализация неизбежно происходит в профессиональном сообществе (трудовом коллективе), и это накладывает определенный отпечаток на деятельность каждого работника.

Представленные требования сформулированы нами на основе многолетнего опыта, приобретенного в процессе организации курсов повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса, в ходе проведения бизнес-тренингов для работников различных коммерческих организаций.

Выработанные требования мы разделили на несколько групп.

1. Требования к профессиональной мотивации

Человек, пришедший на работу, должен хотеть работать, любить свою работу, иметь к ней позитивный настрой, быть заинтересованным в качественном выполнении труда. Эти требования не являются новостью. Выдвинув их, мы не открыли никакого секрета. Об исключительной важности профессиональной мотивации знает любой студент. Если она есть, человек с удовольствием просыпается утром, спешит на любимую работу, выполняет ее «с огоньком», все у него получается. Он выдает качественный «продукт», меньше устает, редко болеет, испытывает преимущественно положительные эмоции и доброжелателен к окружающим.

А если работа нелюбимая? Если желания работать нет, а есть только необходимость? «Я просто зарабатываю деньги» - говорит человек со страдальческим выражением лица. «Что мешает вам зарабатывать их с удовольствием?» - спрашиваю я. Выражение лица становится недоуменным, а ответом служит тишина… Этот вопрос на самом деле не имеет ответа. Потому что ничто, и никто не может помешать человеку испытывать удовольствие, если он принял такое решение. Представьте себе дебошира, нарушающего общественный порядок. Вы его осуждаете? Называется невоспитанным? Выполнение любой деятельности без желания – тоже нарушение порядка (внутреннего порядка вашей личности). Это - банальная невоспитанность. Вы не воспитали в себе привычку начинать любое дело с соответствующего настроя. Приходилось ли вам наблюдать как спортсмен настраивается перед прыжком? Артист перед выходом на сцену? Каскадер перед трюком? Их работа сопряжена с особенной значимостью, эмоциональностью или опасностью. Но они ее делают. Они настраивают себя. Значит это в принципе возможно. Профессиональная деятельность обычного человека редко протекает в особо затруднительные условия (хотя и такое бывает). Значит нам с вами добиться благоприятного настроя гораздо проще. Этому способствую довольно простые приемы:

- определите и всегда держите перед мысленным взором четкую цель своей деятельности, образ ее конечного результата;

- найдите источник положительных эмоций в окружающей вас обстановке (наведите порядок на рабочем столе, внесите в интерьер необычный или яркий предмет, окружите себя приятными мелочами, фотографиями близких, мотивирующими надписями или изображениями);

- общайтесь с позитивными коллегами;

- совершенствуйте процесс, продукт, средства или способы работы (то, во что вы вложили свои силы и фантазию, не может оставить вас равнодушным).

Придя на работу без соответствующего настроя, вы пришли на работу без одежды и показываете всем окружающим свою лень и невоспитанность. Придя на работу с негативным настроем, вы принесли в кармане дурно пахнущие отбросы. Перестаньте таскать их с собой. Заверните их в герметичную упаковку и выбросьте в ближайший мусорный бак. Не спрячьте поглубже в карман, а именно выбросьте. Так же не стоит оставлять проблемы дома или за дверью. Такой совет является довольно распространенным и довольно вредным. Оставленный мусор никуда не исчезнет. Он обязательно вас дождется. Учитесь своевременно его утилизировать. Перестаньте «пережевывать» отрицательные эмоции. Сделали вывод из неприятной ситуации, улыбнулись, расправили плечи и работаем дальше. С легкостью. С радостью. С огромным желанием.

Если вы преподаватель, заинтересованный в формировании профессиональной мотивации студентов, в первую очередь проанализируйте свою собственную профессиональную мотивацию. Человек, с энтузиазмом выполняющий свою работу, вдохновляет окружающих, заставляет их задуматься, переосмыслить свои ценности, формирует высокие стандарты профессиональной деятельности. А вот преподаватель с «потухшими глазами», вынужденно несущий бремя педагогического труда, как раз и есть тот самый образец лени и невоспитанности. Посмотрите на свое отражение в зеркале. Светятся ли ваши глаза? Если нет, срочно начинайте формировать собственную психологическую культуру.

Еще одним средством развития мотивационной сферы студентов является изменение их установок в отношении учебной деятельности. Эта задача решается подбором адекватных методов и средств обучения. Я не верю в кризис системы образования. Зато верю в творческий потенциал каждого педагога. Давайте не будем лукавить. Каждый из нас учился в вузе. И каждый хоть раз силился не уснуть на монотонной лекции, списывал на контрольной, зарабатывал оценку вместо знаний… Потом мы закончили вуз, стали преподавателями, и теперь не уснуть стараются наши студенты. Ответьте честно на вопрос: «Вы бы хотели учиться у самого себя?». Если ваш ответ уверенно утвердительный, я рада за ваших студентов. Если же возникло сомнение – самое время пересмотреть свою методику преподавания. Изучайте своих студентов, проникайтесь их интересами, старайтесь увидеть мир их глазами, делайте свои лекции проблемными, устраивайте междисциплинарные семинары, используйте метод кейсов, изобретайте для студентов и вместе со студентами. А еще учитесь. Учитесь постоянно. Право учить других имеет лишь человек, который учится сам.

2. Требования к стилю деятельности

Чтобы работа была выполнена хорошо, ее нужно поручить хорошему работнику. «Да где ж его взять!» - удрученно восклицает работодатель. Представим себе такую ситуацию: в некоторой организации на одну должность претендуют три кандидата: рыжий, веселый и флегматик. Кому из них вы как руководитель отдадите предпочтение, при условии, что у всех троих одинаковый уровень профессиональных навыков? «Рыжие люди – креативны, но непредсказуемы, веселому легко общаться с коллегами, но возможны нарушения трудовой дисциплины, флегматики обстоятельны в делах, но медлительны» - озадаченно перебирают варианты мои студенты. «Взвесим все плюсы и минусы и выберем того, у кого минусов меньше» - наконец решают они. А я бы остановила свой выбор на том, кто умеет свои минусы превращать в плюсы (или делать так, чтобы они не мешали ему работать). Специалисты в области психологии труда называет это индивидуальным стилем деятельности. Каждый из нас обладает индивидуально своеобразным сочетанием способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Одни способности более развиты, другие – менее. Одни особенности помогают выполнять деятельность, другие, наоборот, мешают. Наш мир был бы идеален, если бы каждый человек работал в соответствии со своими способностями и особенностями. Но мы живем в мире реальном. Выбор профессии подвержен влиянию многих факторов и не всегда является правильным. При таких условиях лучшим работником становится тот, кто умеет приспосабливать свои особенности к требованиям выполняемой деятельности. Проведите инвентаризацию – тщательно изучите, взвесьте, проанализируйте особенности собственной личности. Определите какие из них способствуют, а какие препятствуют деятельности. Компенсируйте свои недостатки развитием сильных качеств. Формируйте свой индивидуальный стиль деятельности.

Преподавателю, стремящемуся инициировать у студентов формирование индивидуального стиля деятельности, необходимо обратить внимание на процессуальные характеристики их учебной деятельности, оценивать не только результат, но и способ выполнения деятельности. В силу нехватки времени мы успеваем проверить что запомнил студент, но редко интересуемся, как он это запомнил. Какие приемы запоминания были использованы? Как студент структурировал информацию? Какой алгоритм был использован при решении задачи? Какова технология выполнения самостоятельной работы? Ответы на эти вопросы необходимо подвергнуть тщательному анализу и групповому обсуждению. Сделать это можно на семинарских занятиях. В процессе подобного обсуждения студенты обретают подлинный смысл познавательной деятельности, внешняя оценка переходит в их самооценку, а педагогический контроль – в самоконтроль. Обмениваясь опытом деятельности, рассматривая различные способы и стратегии деятельности, студенты осознают свою индивидуальность, познают различные ее грани, преодолевают стереотипы мышления и поведения, учатся выбирать оптимальные средства достижения результата.

3. Требования к отношениям

Каждый работник мечтает работать в «дружном» коллективе, где коллеги всегда приветливы и взаимно вежливы. Но является ли такой коллектив рабочим? Является ли подобная коммуникация деловой? Большинство работников неверно понимают смысл термина «деловое общение». Часто «деловым» неоправданно называют любое общение на профессиональные темы. В других случаях слово «деловой» употребляется как синоним «официального», «формализованного», «обезличенного». В то время как подлинно деловое общение – это общение, способствующее делу т.е. улучшающее процесс или результат деятельности. Вы пообщались с коллегой и расстались довольные друг другом. Если после этого ваша индивидуальная или совместная деятельность (ее продукт) улучшились, то такое общение можно признать деловым. Если же никакого эффекта не наблюдается или наоборот стало хуже (работа замедлилась, остановилась, снизилось качество или количество продукта) – такое общение к деловому не имеет никакого отношения. Для того чтобы выстраивать подлинно деловые отношения, необходимо четко представлять цель деятельности, зону ответственности каждого субъекта труда и уметь учитывать индивидуальные особенности партнера по общению. Другими слова необходимо знать, что сказать, кому сказать, когда сказать и как сказать. Немаловажным является также умение анализировать процесс и результат общения, выявлять и корректировать ошибочные действия.

Обучать студентов деловому общению можно и нужно непосредственно в процессе учебной деятельности. На семинарских, практических и даже лекционных занятиях можно использовать элементы многочисленных коммуникативных тренингов, обучать студентов основам риторики, правилам подготовки к публичному выступлению. Особое внимание следует уделить развитию рефлексивных умений. Например, в ходе подведения итогов деловой игры, учить студентов анализировать не только способы достижения игровых целей, но и взаимное влияние участников друг на друг, распределение функций и ролей в группе, стили общения и коммуникативные средства.

4. Требования к саморегуляции

Невозможно обидеть человека, который не хочет обижаться. Довольно сложно разозлить того, кто не собирается злится. Наши эмоции возникают как ответ на внешние раздражители. Но полюс своих эмоций выбираем мы сами. Любое событие изначально нейтрально, человек сам выбирает как его воспринимать: как положительное или как отрицательное. Для кого-то сломанный каблук – трагедия, а для кого-то повод переобуться в еще более красивые туфли. Для одного лужи и грязь – неприятность, а для другого – весна. Все зависит от точки зрения. И эту точку выбираем мы сами. И тем не менее из уст вполне взрослых людей довольно часто можно услышать: «Меня незаслуженно обидели!», «Они меня раздражают!», «У меня не было выбора». В то время как выбор как раз и был. Из всего многообразия реакций, возможных в подобной ситуации, именно вы, именно выбрали обидеться, разозлиться и т.д. Можно было этого не делать. «Это сложно!» - возразит кто-то. «Дело привычки» - отвечу я. Вы реагируете так, как привыкли. Так, как вас приучили родители (воспитатели, учителя и т.д.). Любой способ реагирования – приобретенное поведение. С ним не рождаются. Его долго и тщательно вырабатывают. А значит можно с таким же успехом выработать любой другой. Тот, который вы выберите осознанно. Но для начала необходимо научится осуществлять стоп реакцию – останавливать нежелательные эмоции. Наблюдайте за собой, выявляйте типичные для вас признаки надвигающегося несчастья: тягостные мысли, опущенные плечи, сдвинутые брови, интонации, мимика. Как только заметите что-либо подобное, резко и уверенно говорите себе: «Стоп!». А дальше начинайте анализировать. Какое событие вызвало реакцию? Каковы причины вашей реакции (ваш собственный неудачный опыт, чьи-то высказывания или действия)? Какая реакция будет более адекватной в данной ситуации (будет способствовать разрешению проблемы, преодолению трудностей, привлечению помощи, поднятию настроения и т.д.)? Даже если вам не удастся с первого раза разобраться в себе, позитивный результат подобных размышлений основывается на одном психологическом секрете: любая эмоция (как положительная, так и отрицательная) исчезает, как только мы начинаем ее наблюдать и анализировать. В самый радостный момент задумайтесь о том, как вы радуетесь и радость начнет медленно растворятся. В минуту наивысшего гнева посмотрите на свое отражение в зеркале, обратите внимание на свои нахмуренные брови, сжатые губы, выражение глаз… Вы все еще гневаетесь? Отрицательные эмоции бывают очень стойкими. Если не получается погасить их методов наблюдения, необходимо найти для них конструктивный выход. Этому способствует любая интенсивная физическая нагрузка: бег, прыжки, приседания. Если гнев застал вас в помещении – несколько раз поднимитесь и спуститесь пару пролетов по лестнице. Если вы на улице – быстрым шагом пройдите до какой-либо отдаленной цели. Можно порвать толстую стопку бумаги, помять кусочек пластилина, разогнуть несколько скрепок. Избавившись от отрицательных эмоций, наполняйте свой внутренний мир положительными. Учитесь обращать внимание на положительное, ищите вокруг интересное, обменивайтесь вдохновением.

Преподаватель, стремящийся повысить уровень саморегуляции своих студентов, должен применять ненасильственную стратегию управления – управление через удовольствие. Вспомните про лошадь, которую можно привести к водопою, но нельзя заставить пить. Перестаньте пугать студентов отчислением, отработками, зачетами и экзаменами. Делитесь с ними радостью интеллектуального удовольствия, заряжайте энергией творческого поиска.

5. Требования к самооценке

Любой новорожденный ребенок знает, что он прекрасен. Он не тратит время на сомнения, самообвинения и самобичевание. Он живет и действует исходя из того, что имеет на это право. Удовлетворяя свое любопытство, он изучает мир. Он с неутомимым энтузиазмом пробует, проверяет, экспериментирует. Иногда эксперименты приводят к нежелательным (для взрослых) последствиям – что-то ломается, пачкается, приходит в негодность, разрушается. Ребенок смотрит на плоды своего труда и делает выводы. Все идет так, ка должно идти, так, как задумано природой. Пока в ситуацию не вмешивается невротизированный взрослый. Руководствуясь собственным опытом неудач, взрослый стремится уберечь ребенка от ошибок, забывая о том, что ошибок не делает только тот, кто ничего не делает. Ошибка – вполне приемлемый способ действия, который в данной ситуации оказался не оптимальным. Совершить ошибку не значит стать плохим. Ошибка дает возможность направить деятельность в новое русло. Стараясь избавить детей от ошибок, мы лишаем их возможности развития, невротизируем их личность, делаем их пугливыми и зависимыми. Психически здоровая личность обладает способностями спокойно признавать свои ошибки, анализировать их, находить причину, делать выводы и корректировать деятельность. При этом у человека не возникает чувство стыда, не формируется комплекс вины, нет желания скрыть или замаскировать «следы». Ученые называют это позитивным самоотношением. Важным аспектом такого отношения является не только вера в свои способности, но и мужество самопринятия – признание за собой права на ошибку, на «слабость», на отрицательные эмоции. Принимая негативные аспекты своей личности, человек не останавливается в развитии (не сидит и не ноет), он совершенствует свою деятельность и идет дальше.

За всю историю своего развития человечество обнаружило единственное средство подлинного развития позитивной самооценки. Средством этим является деятельность. Только выполняя деятельность (трудовую, общественную, бытовую, учебную) и достигая успеха в ней, человек приходит к осознанию собственной ценности. Так что пробуйте, творите, дерзайте! Не стоит сразу бросаться спасать мир. Начинайте с малого и очень конкретного – наведите порядок на своем рабочем столе. Постепенно расширяйте зону своей активности, включайтесь в деятельность других людей или подключайте их к своей деятельности, перенимайте удачные способы действий или изобретайте новые средства достижения целей. Каждый ваш успех – кирпичик вашей самооценки, ступенька к позитивному самоотношению.

Позитивное самоотношение не стоит путать с перфекционизмом – стремлением все выполнять идеально. Перфекционист не выносит даже мысли о собственном несовершенстве. Человек с позитивным самоотношением признает за собой право на несовершенство, без ненужных переживаний по этому поводу. Им движет не стремление к идеалу, а глубокое понимание собственным особенностей, потребностей и стремлений.

Требования к самооценке и саморегуляции являются более глубинными и первичными по отношению к мотивации, стилю деятельности и особенностям общения. Тем не менее, мы осознанно расположили их в конце перечня, руководствуясь соображениями о степени их подверженности изменениям. Самосознание и «само»-процессы разного уровня (саморегуляция, самоуправление) формируются на ранних этапах онтогенеза, неразрывно связаны с аффективными явлениями, мало осознаются индивидом. Их трансформация в относительно зрелом возрасте является сложным и протяженным во времени процессом, требует значительных нервно-психических затрат, развитых рефлексивных способностей. Именно поэтому мы рекомендуем такое направление движения: от формирования профессиональной мотивации к изменению самоотношения через приобретение индивидуального стиля деятельности. Хотя следует отметить, что все эти аспекты взаимосвязаны и изменение любого из них влечет за собой изменение всех других. Даже просто читая данную статью, начав осознавать и анализировать свою позицию по заявленным проблемам, вы уже что-то меняете, запускаете процессы трансформации, делаете шаг в направлении осмысленного проживания жизни т.е. уже формируете психологическую культуру собственной личности.

Обозначив интересующие нас компоненты психологической культуры будущего бакалавра, мы озадачились выявлением уровня сформированности заявленных параметров у студентов.

В исследовании принимали участие студенты 1 и 2 курсов заочной формы обучения по направлению «Экономика» в количестве 300 человек.

Для проведения исследования мы использовали методику «Культурно-психологический потенциал», разработанную О.И. Мотковым. [2]

Мы предлагали студентам оценить силу психологических стремлений и степень их осуществления в реальности.

Данные, полученные по результатам изучения культурно-психологического потенциала, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты изучения культурно-психологического потенциала

Показатели

Шкала А (сила стремления)

Шкала Б (полнота реализации)

Псевдо

высокий

уровень

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

Псевдо

высокий

уровень

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

Самопознание

-

-

60%

40%

-

-

45%

55%

Конструктивность общения

30%

16%

40%

14%

-

12%

40%

48%

Психическая саморегуляция

-

5%

23%

72%

-

3%

60%

37%

Творческое поведение

41%

7%

30%

22%

-

6%

43%

51%

Конструктивность в делах

29%

11%

24%

36%

-

8%

47%

45%

Гармонизирующее саморазвитие

-

4%

56%

40%

-

-

13%

87%


Проанализировав таблицу, мы видим, что:

- для большинства студентов (60%) характерен средний уровень стремления к самопознанию, у 40% респондентов это стремление на низком уровне (высокий уровень не выявлен);

- степень реализации стремления к самопознанию низкая у 55% респондентов и достигает среднего уровня у 45% (высокий уровень не выявлен);

- стремление к конструктивности общения находится на псевдовысоком уровне у 30% студентов, высокого уровня достигает у 16%, средний уровень обнаружили 40% и низкий уровень характерен для 14%;

- 12% респондентов считают, что им удалось реализовать стремление к конструктивности общения, 40% освоили данный показатель на среднем уровне, а 48% заявили о низком уровне конструктивности их реального общения;

- высокую значимость психической саморегуляции отметили только 5% студентов, для 23% она располагается на среднем уровне, а для большинства (72%) данный показатель вовсе не значим;

- способность к саморегуляции обнаружили 3% опрошенных, у большинства студентов (60%) она на среднем уровне, недостатки в саморегуляции отметили 37% респондентов;

- творческое поведение обладает повышенной значимостью для 41% студентов, 7% отличает высокий уровень данного стремления, у 30% данный показатель на среднем уровне и 22% отметили низкий уровень стремления к творческому поведению;

- реализовать творческий подход в реальной деятельности удалось 6% студентов, у 43% опрошенных это получается на среднем уровне, а 51% отличает низкий уровень реализации творческого поведения;

- стремление к конструктивности в делах достигает псевдовысокого уровня у 29% опрошенных, высокого уровня у 11%, среднего – у 24% и низкого - у 36%;

- достигли реальной конструктивности 8% студентов, у 47% респондентов она на среднем уровне, низкий уровень конструктивности в делах характеризует 45% опрошенных;

- уверенно стремятся к саморазвитию только 4% студентов, у 56% выявлен средний уровень данного стремления, а у 40% - низкий;

- только 13% студентов отметили, что им удалось реализовать стремление к саморазвитию на среднем уровне, 87% заявили о низком уровне реализации данного стремления.

Студенты, принимавшие участие в исследовании, понимают важность психологической культуры, стремятся к ней, но это стремление еще не нашло воплощения в их реальной жизнедеятельности. Для респондентов важно оптимально организовать свое общение и деятельность, придать им творческий характер, но они не вполне понимают, как этого добиться, не владеют средствами решения этих задач.

По показателям «Конструктивность общения», «Творческое поведение» и «Конструктивность в делах» у многих студентов выявлен псевдовысокий уровень гармоничности, обнаруживающий завышенные ожидания. Этих студентов характеризует стремление соответствовать самым высоким стандартам профессиональной деятельности (они хотят слишком много, больше, чем необходимо). Подобная сверхзначимость может искажать деятельность и в дальнейшем привести к разочарованию.

Будущие бакалавры недооценивают такие аспекты психологической культуры как «Самопознание», «Психическая саморегуляция» и «Гармонизирующее саморазвитие», не осознают их важность и степень влияния на профессиональную деятельность. Респонденты плохо представляют свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности, не знают, как справляться со своими эмоциями. На наш взгляд, именно самопознание, саморегуляция и саморазвитие являются интегральными показателями, определяют ключевые характеристики любой деятельности индивида, в том числе профессиональной. Не осознавая этого факта, студенты не ищут возможностей развития данных показателей и как следствие «проигрывают» в других важных для них аспектах.

Таким образом, мы сделали общий вывод о том, что культурно-психологический потенциал студентов, принимавших участие в исследовании, отдельные компоненты и психологическая культура в целом нуждаются в более тщательном изучении и коррекции. Необходимо проводить просветительскую работу, вносить изменения в содержание и технологию обучения, активизировать подлинно субъектные качества и способности студентов.

Результаты проведенного исследования подтверждают актуальность изучения феномена психологической культуры личности, необходимость активной разработки методологических, теоретических и прикладных аспектов данной проблемы. Приглашаем коллег и всех заинтересованных лиц к всестороннему обсуждению перспектив внедрения данного понятия в практику современного образования.

Список литературы:

1. Демина Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателей высшей школы РФ // Известия Алтайского государственного университета, 2008. - №2.

2. Мотков О.И. Психологическая культура в мозаике личности // http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskaya_kultura_v_mozaike_lichnosti_o.i._motkov

3. Холодцева Е.Л. Активность в системе компетенций выпускника высшего профессионального заведения // Вестник Кемеровского государственного университета, 2010. - № 3.