Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.05.2016

SWOT-анализ ПАО «УАЗ» и его сравнение с другими российскими предприятиями автомобилестроения

Хаймурзина Наталья Зямиловна
доцент кафедры управления, кандидат экономических наук Ульяновский государственных университет г. Ульяновск
Туренко Илья Александрович
факультет трансферных специальностей УЛГУ г. Ульяновск, Россия
Аннотация: В данной статье рассмотрены актуальные проблемы ПАО «УАЗ», проведён SWOT-анализ предприятия, рассмотрены возможные пути преодоления кризиса в организации производства. При этом затронуты теоретические аспекты таких экономических понятий, как производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность фирмы. Также в рамках SWOT-анализа дана оценка возможностям и угрозам для бизнеса в условиях сегодняшнего состояния экономики.
Ключевые слова: SWOT-анализ, организация производства, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность фирмы, возможности, угрозы
Электронная версия
Скачать (632.4 Kb)

Сегодня, в условиях западных санкций и определённой изоляции, экономике России жизненно важно работать на собственных ресурсах и контактировать с отечественными производителями. В этих условиях импортозамещение, а, следовательно, и выдвижение на первый план отечественных предприятий, фирм, приобретает особенную значимость. ПАО «Ульяновский автомобильный завод», являясь одним из ведущих игроков на рынке российского автомобилестроения, может приобрести свою долю и клиентуру на внутрироссийском рынке в качестве альтернативы западным автомобилестроительным предприятиям.

Проводимый в данном исследовании SWOT-анализ может быть особенно актуален в ситуации, когда предприятию необходимо определиться с вектором дальнейшего развития здесь и сейчас, так как SWOT-анализ является неотъемлемой частью комплексного анализа предприятия и рыночной ситуации в определенной отрасли.

Как известно, SWOT-анализ может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющую.

Теперь перейдём к детальному обзору состояния внутренней среды предприятия «УАЗ».

Таблица 1 – Показатели финансово-экономической деятельности ПАО «УАЗ» [8]

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

26 191 901

23 056 834

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.

2 711 287

1 786 734

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

961 469

368 325

Производительность труда, тыс. руб./чел

3 222

3 417

Отношение размера задолженности к собственному капиталу

1,256

1,248

Отношение размера долгосрочной задолженности к сумме долгосрочной задолженности и собственного капитала

0,326

0,157

Коэффициент оборачиваемости активов, раз

1,004

0,770

Рентабельность продаж, %

3,7

1,6

Краткий анализ по данной ситуации: Ухудшение ключевого экономического показателя – уровня рентабельности – руководство УАЗа связывает в первую очередь со снижением потребительского спроса на автомобили данной марки. Руководство УАЗа констатирует увеличение показателя производительности труда. Очевидно, что из этой таблицы непонятно, каким же образом заводу удалось повысить производительность труда, потому что все остальные показатели, прямо или косвенно связанные с ней, остались без изменений, либо претерпели снижение. Логично предположить, что численность работников предприятия сократилась.

В целом по итогам анализа внутренней среды «УАЗа» можно отметить негативную динамику развития бизнеса, что позволяет говорить о необходимости срочного введения качественных изменений.

Таким образом, матрица SWOT для «УАЗа» будет выглядеть следующим образом:

Таблица 2 – Матрица SWOT для «УАЗа»

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Средняя производительность труда работников, дальнейшее повышение этого показателя на предприятии обеспечит благоприятную динамику в целом

Под сокращение подпадает слишком большое число сотрудников и, следовательно, гонка за производительностью может зайти в тупик

Слабые стороны

Потенциал завода видится в первую очередь за повышением таких показателей, как коэффициент оборачиваемости активов, рентабельности продаж, выручки и т. д.

Дальнейшее продолжение существующей негативной динамики и падение ключевых показателей может угрожать самому существованию завода

Анализ же внешней среды для «УАЗа» позволяет увидеть следующую ситуацию на рынке автомобилей России: 

Рисунок 1 – Структура продаж новых легковых автомобилей в России, в % за 2014 год

Рисунок 1 – Структура продаж новых легковых автомобилей в России, в % за 2014 год

На данном рисунке мы видим, что доля «УАЗа» даже на внутрироссийском рынке сравнительном мала. В этой связи новыми возможностями для бизнеса будут, вне сомнения, завоевание новых сегментов рынка (возможно, среди малолитражных автомобилей), а также сохранение целей клиентуры завода (граждан и юридических лиц, покупающих «УАЗ-Патриот».

В этой связи матрица возможностей будет выглядеть следующим образом:

Таблица 3 – Матрица возможностей

Вероятность использования

возможностей

Возможности

Высокая

Увеличение доли на рынке путём повышения качества существующих моделей автомобилей, а также с помощью выпуска новых линеек моделей

Средняя

Выход на новые рынки, там, где продукция «УАЗа» теоретически может быть востребована (повышение государственных закупок автомобилей, экспорт в страны третьего мира)

Низкая

Маркетинг в целях реализации существующих моделей («УАЗ-Патриот»)

Таким образом можно отметить благоприятную рыночную конъюнктуру для «УАЗа» в плане дальнейшего развития, и обилие вариантов действий для увеличения рентабельности предприятия. 

Список источников:

1. Белый Е.М., Алексеев Ю.С., Зимина Л.Ю., Байгулова А.А. Экономика предприятия. – М.: «Русайнс», 2015. – 172с.

2. Волков О. И., Скляренко В. К.: `Экономика предприятия'. Курс лекций. 2014г. – 250 с.

3. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. – М. - 2015г. - 301 с.

4. Интернет-ресурс: http://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=243&type=3

5. Официальный сайт Первого канала: http://1ul.ru/news/kadrovye_chistki_na_uaze. (01.12.2015)

6. Официальный сайт ПАО «УАЗ»: http://www.uaz.ru/purchase/finance. (01.12.2015)

7. http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=243

8. http://www.uaz.ru/purchase/finance.

9. Официальный сайт ПАО «УАЗ»: http://www.uaz.ru/cars/pickup (01.12.2015)

10. Сервер раскрытия информации: http://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=243&type=3. (01.12.2015)