Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.05.2016

Планирование на предприятии в современных условиях

Байдикова Кристина Андреевна
студентка экономического факультета Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы организации планирования на предприятиях в современных рыночных условиях. Представлены разные подходы к определению понятия «планирование». Рассмотрены принципы,  факторы, методы планирования. Сформулированы  основные пути совершенствования планирования на предприятии.
Ключевые слова: планирование, предприятие, принципы, факторы, методы планирования
Электронная версия
Скачать (573.2 Kb)

В современных условиях эффективное, успешное функционирование любой организации невозможно представить без применения методов управления (так называемого, финансового менеджмента). Одним из наиболее важных, на наш взгляд, таких методов наряду с контролем, прогнозированием, анализом, информационным обеспечением, является планирование. Безусловно, проблема планирования и его совершенствования является актуальной как в России, так и за рубежом. Это обусловлено зависимостью рентабельности производственной деятельности от грамотного планирования, соответствующего данным рыночным условиям и состоянию экономики страны в целом. Очень важно в разработке новых, современных методов планирования опираться и использовать опыт, разработки экономически развитых стран.

В наше время, к сожалению, достаточно мало работ, посвященных именно практическому аспекту планирования в современных условиях, что и определило цели и задачи нашего небольшого научного исследования.

Целью данного исследования является поиск, определение и систематизация наиболее научно - обоснованных методов и практических рекомендаций в области планирования на предприятиях. В свою очередь, именно организация процесса планирования на предприятии, которая необходима для того чтобы обеспечить его наиболее эффективное функционирование, и является объектом данного научного исследования.

Существуют различные толкования понятия «планирование». Например, планирование – это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения [1]. Кроме того планирование рассматривается как часть функции управления, которая учитывает заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия [2]. Планирование на фирме это экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения [3]. Однако, на наш взгляд, многие из них нуждаются в дополнениях и уточнениях. Как представляется, планирование (являясь частью функции управления) представляет собой конкретный процесс разработки и принятия целевых установок (как количественного, так и качественного характера), а также определение путей их достижения.

Предложенные понятия наиболее максимально аккумулируют все структурные элементы, раскрывающие сущность. Важно не забывать, что формирование системы планирования организации обусловлено рядом принципов. Различные зарубежные и отечественные авторы представляют целое многообразие таких принципов, но самыми основными и наиболее важными являются: сбалансированность и пропорциональность (то есть цель должна соответствовать возможностям); учет специфики форм и методов образования и использования денежных фондов; использование аналитической информации ретроспективного и перспективного характера; непрерывность; согласованность стратегических целей и оперативного управления.

Планирование зависит от различных внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам могут быть отнесены следующие: организационно-правовая форма предприятия; технология производства; геолокация, размещение объекта; темпы роста и прироста; масштаб деятельности. А внешние факторы включают в себя следующие элементы: уровень инфляции, доступность заемных источников (краткосрочных и долгосрочных); состояние рынка ресурсов; наличие конкуренции, состояние политической и социальной сферы.

Также следует понимать, что планирование, являясь одним из инструментов управления предприятия, носит поэтапный характер. В процессе исследования было определено несколько этапов планирования. Во-первых, исследование ретроспективной деятельности объекта (то есть предприятия). Во-вторых, разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов. В- третьих, конкретизация потребности объекта планирования в финансовых средствах. В - четвертых, прогнозирование структуры и источников финансирования. В-пятых, создание и поддержание системы управления различными ресурсами. В-шестых, разработка процедуры внесения изменений в оперативные планы[4].

Важнейшим плановым документом является бизнес-план. Его составление осуществляется не просто так, а в соответствии с определенными целями. С одной стороны, внутрифирменное планирование и обоснование получения денежных средств или иных ресурсов из внешних источников (под этим мы подразумеваем получение денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, субсидий, субвенций, дотаций и даже долевое участие других предприятий в осуществлении проекта). Бизнес-план является весьма важным структурным элементом планирования, ведь в его разработке, составлении и реализации участвуют все структурные подразделения предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения предприятия. А также в этом документе отражаются абсолютно все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Принято выделять в нем три раздела: а) резюме (или иначе говоря, составление выводов); б) основная часть; б) стратегия финансирования. Также в рамках текущего планирования на ряде предприятий составляется система бюджетов.

В целом методы планирования можно поделить на две крупные группы, состоящие из подгрупп и входящих в их состав множество элементов: формализированные и качественные (экспертные оценки) методы. Их принципиальная разница будет понятна в ходе раскрытия деталей и представления характеристик каждой из них. Формализированные, в свою очередь, представляют собой совокупность разных методов. Во-первых, аналитические (включают в себя нормативный, прямого счета, балансовый, метод оптимизации, экономического анализа, бюджетирование). Во-вторых, статистические (представлены индексным, трендовым и методом экстраполяции). В-третьих, графический метод. Именно аналитические методы наиболее применимы в странах с развитой экономикой. Каждый из них имеет свои отличительные черты, «плюсы» и «минусы». Кратко рассмотрим каждый из них. Например, нормативный метод основывается на том, что заранее устанавливается плановая потребность в финансовых и иных ресурсах на предприятии. Сила данного метода в его простоте, а слабость в том, что, как мы знаем, различные внешние и внутренние факторы оказывают влияние на изменение раннее определенных нормативов и вызывает необходимость их корректировки. Метод прямого счета, в свою очередь, состоит в том, что значение показателя на плановый период рассчитывается на основе фактического показателя и коэффициента его изменения в этом же плановом периоде. Плюс данного метода, на наш взгляд, заключается в том, что расчеты не требуют особых умственных усилий и производятся достаточно просто. Но так как предпринимательская среда достаточно неопределенна, то необходимы усилия для разработки нескольких вариантов возможных показателей. Что касается балансового метода, то соотношение потребности и наличия самих финансовых ресурсов мы можем легко сформировать при помощи бухгалтерских балансов. Данный метод достаточно четкий, ведь достаточно установить взаимосвязь между доходами и расходами, однако совершенно не принимаются во внимание инфляционные изменения, изменения рыночной конъюнктуры. Если предприятие разрабатывает несколько прогнозных вариантов, а затем выбирает наилучший из них, то это пример использования метода оптимизации. Данный метод можно назвать гибридом предыдущих методов, описанных нами, который собрал в себе все их сильные стороны. Но и в методе оптимизации было несложно найти свой минус. Это, безусловно, временной аспект. Ведь каждая секунда в рыночных условиях важна, а этот метод заставляет потратить слишком много времени на его реализацию.

Метод экономического анализа, при котором определяется связь между каким-либо показателем и внешними факторами, дает возможность необходимой корректировки при тех или иных изменениях (примечание: что было невозможно при нормативном методе). Но, к сожалению, скорректировать можно лишь те показатели, между которыми существует очень высокая степень взаимосвязи. Именно из-за этого недостатка данный метод планирования в практике применяется достаточно редко [5].

Бюджетирование - это разработка системы бюджетов организации, а также осуществление контроля над его исполнением (о системе бюджетов также было сказано выше). С помощью этого метода можно вести жесткий контроль за доходами и расходами предприятия как оперативными, так и текущими. Как бы то ни было, если у человека, ответственного за бюджетирование, недостаточно знаний и опыта, то и вся данная система будет признана неэффективной.

Не стоит забывать и не принимать во внимание качественные методы, которые включают в себя как методы коллективной работы экспертных групп (мозговой штурм или так называемый «брейн сторминг»; деловые игры, предполагающие разное развитие сценариев и так далее), так и методы индивидуальной работы экспертов (то есть экспертный метод; «дельфи» и другие).

Очевидно, что каждая организация вправе сама решать, какой из методов использовать, в зависимости от своего положения на рынке, уровня инфляции, формирующегося спроса и предложения, а также многих других факторов. Но есть еще один не менее важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Зачастую многие не видят принципиальной разницы, а поэтому и путают планирование и прогнозирование. Нет сомнений в том, что эти два понятия имеют как общие черты, так и различия. Как уже отмечалось, планирование – это конкретный процесс разработки и принятия целевых установок (как количественного, так и качественного характера), а также определение путей их достижения. А прогнозирование – это предвидение возможного положения экономического объекта, обоснование финансовых планов. Общими чертами, свойственными и прогнозированию и планированию, являются: единство объекта прогнозирования; единство социально-экономических условий; целенаправленность; наличие прямой связи между прогнозированием и планированием, а также результатами их реализации. А различиями или отличительными чертами данных понятий является: различная степень детализации; обоснование каждого показателя и их увязка; уровень привязки показателей плана и прогноза во времени и пространстве; обязательность выполнения; планирование используется, в отличие от прогнозирования, как средство регулирования.

В целом, можно выделить следующие основные пути улучшения планирования на предприятии:

‒ использовать только качественную, точную информацию из достоверных источников;

‒ в силу того, что любой анализ будущего неизбежно характеризуется той или иной степенью неопределенности, то имеет смысл рассмотреть несколько сценариев.

‒ важно несколько раз возвращаться к своим проектировкам и в случае необходимости при текущем планировании, корректировать их.

‒ на предприятии необходимо проводить планирование использования как основного, так и оборотного капитала [6].

‒ чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы.

‒ при определении структуры планирования учитывать возможности и организационно-правовую форму предприятия.

Таким образом, в современных рыночных условиях хозяйствования основным механизмом управления предприятия является именно планирование. В наше время зачастую меняются способы ведения бизнеса, в результате чего постоянно растут требования к системе планирования. Как представляется, это возможно достичь с помощью совершенствования выше представленных методов, учитывая и анализируя их сильные и слабые стороны.

Список литературы:

1. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: учебное пособие. М., 2010.

2. Васильченко М. Планирование на предприятии: учебное пособие. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=81384

3. Интернет-портал экономических сведений URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/planirovanie-deyatelnosti-predpriyatiya.html

4. Большухина И.С. Экономика предприятия учебное пособие. Ульяновск, 2007.

5. Ильин А.И. Экономика предприятия. Краткий курс. Минск, 2007.

6. Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия// Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-2 (47). С. 143-146.