Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.05.2016

Проблемы гарантирования реализации права социального обеспечения

Лутовинова Наталья Викторовна
старший преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Аннотация: проблемам изучения развития законодательства о социальном   обеспечении с учетом  права на социальную помощь посвящено исследование в настоящей статье.
Ключевые слова: социальные гарантии, социальные риски
Электронная версия
Скачать (563.3 Kb)

Обеспечение социальных прав граждан выступает важнейшим условием деятельности государства как истинно социального. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, её политика направлена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Так, Конституцией РФ возлагаются на государство определенные обязательства в социальной сфере. Под социальными правами человека, как правило, понимаются зафиксированные в нормах международного и внутригосударственного права возможности, реализуемые в социальной сфере, гарантирующие достойный уровень жизни, отражающие положение разных социальных групп, обеспечивающие социальную свободу и социальную безопасность каждого индивидуума, активной роле, осуществлению которых способствует государство. К числу социальных прав причисляются: право на достаточный уровень жизни, право на социальное обеспечение, право на справедливые условия труда, право на отдых, право на защиту материнства и детства, право на жилище, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и право на благоприятную окружающую среду [5,с.181-184]. Само по себе, теоретическое осмысление и конституционно-правовое утверждение анализируемой группы прав до сегодняшнего дня порождает значительные противоречия. В юридических источниках, в основном, выделяются 3 ключевых подхода к установлению социальных прав на уровне конституций разных государств и их гарантии:

  1. Первый подход может быть назван либеральным. В его границах практически не отражаются социальные права в тексте конституции (ему отвечает Конституция США, Мальты и пр.). Социальные права не относятся к числу неотъемлемых прав человека.
  2. Второй подход является противоположным первому. В соответствии с ним, социальные права регламентирует закон и их обеспечение такое же, как и иных видов прав: личных, политических, экономических и пр. Данное отношение отражено в конституциях большей части демократических государств (Исландия, Италия, Дания, Греция, Португалия и пр.), включая и Конституцию РФ.
  3. Согласно третьему подходу социальные права содержатся в конституции, но не обеспечены судебной защитой на одном уровне с гражданскими правами (в Конституции Индии, Ирландии, Испании, Словакии). Вместе с тем под судебную защиту попадают только нормы конкретных законов, а не самой конституции [4,с.31-32].

В России социальные права конституционно задекларированы и их формально обеспечивает целый комплекс гарантий согласно закону. В то же время имеют место значительные проблемы в законах и практике его применения относительно обеспечения социальных прав граждан. Это обуславливают проблемы в экономике, социальной сфере, недостаточное бюджетное обеспечение этих прав и пр. Как пример могут быть приведены проблемы гарантирования права на государственное содействие семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, определение государственных пенсий и пособий (ч. 2. ст. 7 Конституции РФ) [1].

В настоящее время государственные затраты на указанные выше цели выводятся за пределы государственного бюджета и реализуются посредством государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Данные фонды наполняются из взносов работодателей. Государством при этом гарантируется выплата определенного минимума. В остальном размер пенсионного обеспечения, пособия по уходу за ребенком обуславливается доходами застрахованного лица. Государство также определяет порядок расчета размера положенных выплат.

В последний период существенно изменился порядок начисления таких пособий: временная нетрудоспособность, беременность и роды, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, определенный ст. 14 Федерального закона от 29. 12. 2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [3]. До вступления в действия Федерального закона от 8. 12. 2010г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”»[2] расчет пособий осуществлялся на основании средней зарплаты застрахованного лица, за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. После утверждения вышеуказанных изменений пособия рассчитывались на основании средней зарплаты застрахованного лица, рассчитанной уже за 2 календарных года, предшествовавших году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Данные изменения не могут считаться как шаг вперед в деле полного обеспечения права на соцзащиту, вопреки тому, что относительно страховых случаев, наступивших до 1. 01. 2011г., исчисление пособия осуществляется по новым правилам, в том случае, когда размер пособия, которое рассчитано по новым правилам, выше размера данного пособия, которое исчислено ранее действовавшим методом. До 2002г. в России не было ограничений ни в размере пособия по беременности и родам, ни в размере средней зарплаты. Выплаты производились в размере 100 процентов от средней зарплаты. В то же время максимальная величина пособия после введения её ограничения составила 11 700 рублей. Ограничения в области социального страхования обусловлены необходимостью борьбы со злоупотреблениями со стороны работодателей. Вместе с тем, Конституционным судом РФ признано право законодателя, менять порядок социального обеспечения, но указано, что вследствие нововведений изменилось к худшему положение женщин, чья средняя зарплата превышала определенные законодателем максимальные значения [6]. Таким образом, максимальная величина пособия непрерывно индексируется. В 2006-2007г. она составляла 16 125 руб., на сегодняшний день - 38 562 руб. в месяц и расчет осуществляется согласно новым, вышеописанным правилам. Вышеизложенные изменения в сфере социального страхования демонстрируют то, что у государства, при выполнении обязательств по обеспечению этого социального права, имеются возможности регулирования и механизм выплат, и правила их расчета, что неизбежно касается уровня гарантий социальных прав граждан. Вместе с тем, следует принимать во внимание, что основной источник доходов бюджета Фонда соцстрахования РФ - страховые взносы, которые работодатель уплачивает на основании размера зарплаты работника, что пришло на смену единого социального налога, рассчитываемого, однако, по подобной принципиальной схеме.

Соответственно, механизм гарантирования государством этой категории социальных прав заключается в определении размера и правил уплаты взносов работодателей, накопление данных средств в пределах Фонда соцстрахования и их перечислении работодателю для дальнейших выплат работнику в случае наступления страхового случая. Принимая во внимание, что и работники, и работодатели могут принимать участие в распоряжении средствами Фонда только лишь косвенно (посредством своего представительства в государственных органах и деятельности разных институтов гражданского общества), подчеркнем, что в будущем как абсолютно возможное и логичное развитие системы социального страхования может быть ее выход из публичной области в частноправовую.

Это даст возможность гражданам применять большее число инструментов защиты их прав, а работодателям даст убежденность в целевом использовании средств, которые они перечисляют. В данных обстоятельствах необходимо упростить защиту гражданами своих прав, в то же время государство должно обладать широкими контрольными полномочиями в данной области.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета – 1993. – 25 декабря.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: федер. закон от 8 дек. 2010 г. № 343-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 50. – Ст. 6601.

3. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ с изменениями и дополнениями // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 1 (ч. 1). – Ст. 18.

4. Алебастрова, И. А. Социальные права: конституционные обещания, пожелания или привидения? / И. А. Алебастрова // Государство и право. – 2010. – № 4. – С. 31–32.

5. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики / Ф. М. Рудинский [и др.]. – М. : Права человека, 2009. – 495 с.

6. По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 г.» в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной : постановление Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 г. // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 14. – Ст. 1742.