Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.05.2016

Особенности правого регулирования государственно-частного партнерства в Европе

Незнамова Алла Андреевна
преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Кулешов Георгий Николаевич
к.ю.н., доцент кафедры трудового и финансового права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Аннотация: авторы статьи рассматривают особенности правого регулирования государственно-частного партнерства в Европе, анализируют нормативно-правовую базу и некоторые международно-правовые акты в сфере государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, нормативно-правовая база, международно-правовые акты
Электронная версия
Скачать (590.8 Kb)

Общим правилом для большинства стран является применение особой административной процедуры публичных торгов на право заключения концессионного или иного соглашения в рамках публично-частного партнерства со стороны частного партнера, само же соглашение, его исполнение и расторжение, за некоторыми изъятиями, регулируется чаще всего общими положениями договорного права.

В Европейском союзе принят ряд регламентирующих положений в сфере государственно-частного партнерства, которые рекомендуется использовать при формировании национального законодательства: Директива о координации процедур принятия судебных решений по контрактам на выполнение государственного заказа, снабжения и предоставление государственных услуг, март 2004 г. (Public Contracts Directive), Документ по концессиям, апрель 2000 г. (Communication on Concessions), Руководство по эффективному управлению государственно-частного партнерства, март 2003 г. (Guidelines for Successful Public-Private Partnerships), Зеленая книга по государственно-частному партнерству и Общественный закон о контрактах с государством и концессиях, апрель 2004 г. (The Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions) и другие.

В большинстве европейских государств не приняты специальные законодательные акты о государственно-частном партнерстве, но в некоторых странах существует такой опыт как на федеральном, так и на локальном уровне. Так, во Франции принят Закон о соглашениях о государственно-частном партнерстве от 19 июня 2004 г., в Германии – Закон об ускорении развития государственно-частного партнерства от 8 сентября 2005 г. В ряде европейских стран законодательные акты посвящены отдельным правовым формам государственно-частного партнерства - концессионным соглашениям. Так, Законы о концессиях приняты, например, в Испании [3, с. 44-45], Италии [10].

Успех реализации проектов государственно-частного партнерства во многом зависит от того, насколько сформировалась институциональная среда. Во многих зарубежных странах созданы специальные органы, которые занимаются вопросами государственно-частного партнерства. Так, во Франции создан Mission d'appui a la realisation des contrats de partenariat [4], который принимает участие при оценке проектов и подготовке соглашений государственно-частного партнерства[11].

В рекомендательных документах Европейского союза – Руководстве по успешным государственно-частным партнерствам и Зеленой книге о государственно-частных партнерствах и местном законодательстве о государственных контрактах и концессиях государственно-частное партнерство определяется как «партнерство между государственным и частным секторами с целью осуществления проекта или оказания услуги, традиционно предоставляемой государственным сектором» [7], и как «форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружения, реконструкции, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуги» [6].

В странах континентального права государственно-частное партнерство чаще всего реализуется в форме концессионных соглашений или смешанных предприятий. Так, во Франции наиболее распространены два вида концессий: концессии на ведение общественных работ (concession de travaux publics) и концессии публичной службы (concession de service public). Концессии на ведение общественных работ напоминают государственный или муниципальный заказ на строительство объектов социальной инфраструктуры, производство разного рода работ. Концессии публичной службы предполагают делегирование частному партнеру на определенный срок права на предоставление определенного рода услуг (например, водоснабжения, уборки мусора, энергосбережения) [2]. В настоящее время во Франции на концессионной основе работает система газоснабжения и водоотведения, строятся школы, больницы, стадионы и тюрьмы [13].

Государственно-частное партнерство во Франции реализуется через деятельность Сообществ смешанной экономики (SEM). Так, в качестве примера можно привести деятельность таких обществ, как SIEMP, которая была основана в 1956 г. для управления и обслуживания зданий в городе Париже, RIVP – общества по управлению имуществом города Парижа, SGIM – сообщества руководителей муниципальных зданий и других.

Итак, на сегодняшний день в мировой практике складываются две схемы партнерства государства, которые принципиально отличаются друг от друга по формам, методам и составу институциональных трансформаций.

Первая схема характерна для стран Европейского союза и представляет собой структурную трансформацию ранее сложившейся в экономике институциональной среды к изменяющимся приоритетам и условиям хозяйственной деятельности государства. Внедрение новых принципов в действующие институты происходит по следующим направлениям: в рамках основной экономической политики государственного регулирования или в рамках изменения и дополнения существующей системы государственного управления. При этом каждая из стран, развивающая государственно-частное партнерство в рамках данной схемы, использует свои методики, которые соответствуют национальным традициям и уровню развития рыночных отношений [12].

Вторая схема развивается в странах Восточной Европы, а также странах СНГ. Принципиальным отличием этих стран является формирование новой нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства, что сопровождается формированием институтов, соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в хозяйственной жизни [8, 9].

Анализ нормативно-правовой базы и некоторых международно-правовых актов в сфере государственно-частного партнерства показал, что правовые формы реализации в различных странах сильно различаются. Так, в Испании [16] кооперация власти и частного бизнеса особенно широко распространена на муниципальном уровне. В отношении государственно-частного партнерства испанское государство полагается на рыночные процессы (нет единого органа, который бы координировал работу, не разработаны типовые соглашения и нет обобщения «лучшей практики») [1], в Италии [16], наоборот, созданы специальные органы [5], которые занимаются обобщением опыта и систематизацией знаний в отношении государственно-частного партнерства, разработкой типовых соглашений. Во Франции [16] и Испании [1] договоры в отношении государственно-частных партнерств тяготеют к административным договорам. Это лишь некоторые особенности, характерные для европейских стран, которые были выделены нами в процессе изучения зарубежного опыта.

Список литературы:

1. Allard G., Traband A. Public-Private Partnerships in Spain: Lessons and Opportunities International business and Economics Research Journal. Vol. 7. No. 2. 2008. P. 3, 8.

2. David O. Cox, Keith R. Molenaar, James J. Ernzen, Gregory Henk, Tanya C. Matthews, Nancy Smith, Ronald C. Williams, Frank Gee, Jeffrey Kolb, Len Sanderson, Gary C. Whited, John W. Wight, Gerald Yakowenko. Contract Administration: Technology and Practice in Europe. Report No. FHWA-PL-02-Oxx. October 2002 // URL: http:// international.fhwa.dot.gov/ contractadmin/ contractadmin.pdf.

3. De Pierris, Luigi, Improving the Infrastructure. PFI Journal. Vol. 40. 2003. P. 44 - 45.

4. Dеcret No. 2004-1119 du 19 octobre 2004 portantcr ationde la mission d'appui la ralisation des contrats de partenariat, JO du 21 octobre 2004.

5. Гладов А.В., Исупов А.М., Мартышкин С.А. и др. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы // Вестник СамГУ. 2008. N 7(66) С. 43.

6. Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Commission of the European Communities. Brussels, 30.04.2004.

7. Guidelines for Successful Public-Private Partnerships // European Commission Directorate-General Regional Policy. March 2003. P. 16.

8. Любинин Д.А. Партнерство государства и бизнеса: необходимость, содержание и формы реализации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 13.

9. Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнерство: зарубежный и российский опыт. СПб.: Наука, 2007. С. 78.

10. Montesinos V., Bernardino B. Private Financing and Infrastructure: the Spanish experience. Zaragoza. 2000.

11. Незнамова А.А. К вопросу о правовой природе оценочных услуг // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 57-59.

12. Кулешов Г.Н., Незнамова А.А. Анализ зарубежной нормативно-правовой базы и международно-правовых актов в сфере государственно-частого партнерства // Пробелы в российском законодательстве №4 2016.

13. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк; Женева 2008-07, 128 с. (8.25 x 11.5). ISBN: 9789214160403. С. 32, 92.

14. Porcher-Marquis C. Syed D. Herrington O. and Sutcliffe L.P. French PPP legislation: an opportunity for the financing of public investments // Project Finance Legal Advisers. Paris, 2004/2005.

15. Renda A. and SchreflerL. Public-Private Partnerships National Experiences in the European Union // Briefing note No. IP/A/IMCO/SC/2005-33. Brussels, 2006. P. 7, 8.

16. Terminassian T. Public-Private Partnership. Fiscal Affairs Department. International Monetary Fund. 2004. P. 18.