Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.05.2016

Организация взаимодействия субъектов и объектов социальной защиты населения

Ларинина Татьяна Ивановна
канд. экон. наук, доцент Кафедра экономики и организации производства, экономический факультет Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: В настоящее со‭циальная защита населения стала о‭сно‭вным атрибуто‭м  со‭циально‭й  по‭литики  любо‭го‭   цивилизо‭ванно‭го‭ го‭сударства. Задача бо‭льшинства систем со‭циально‭й защиты со‭сто‭ит в по‭ддержании стабильно‭сти до‭хо‭до‭в людей, предо‭ставлении равно‭го‭ до‭ступа  к медицинско‭й по‭мо‭щи и о‭казании нео‭бхо‭димых со‭циальных услуг. Благо‭даря системам со‭циально‭й защиты со‭временные эко‭но‭мики по‭лучают название со‭циально‭-о‭риентиро‭ванных. В статье рассмотрен механизм организации взаимодействия субъектов и объектов сойиальной защиты в России.
Ключевые слова: социальная защита населения, объекты, субъекты
Электронная версия
Скачать (748.3 Kb)

Управление системой социальной защиты населения предполагает определение объектов и субъектов управленческого воздействия. В роли объектов выступают группы граждан, нуждающиеся в социальной защите. Мнения авторов, исследующих данный вопрос, можно систематизировать в виде таблицы.

Таблица 1 – Классификация объектов социальной защиты [1]

Группа

Категории

1. Трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте

- безработные и незанятые граждане;

- беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте;

- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а так же беременные женщины

2. Нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте

- инвалиды;

- лица, имеющие профессиональное заболевание

3. Граждане в возрасте младше трудоспособного

- дети-инвалиды;

- дети из многодетных и неполных семей;

- дети-сироты;

- безнадзорные дети и подростки;

- иные категории детей, нуждающиеся в социальной защите

4. Лица, старше трудоспособного возраста

- одинокие престарелые граждане;

- пенсионеры по возрасту;

- инвалиды;

- участники ВОВ, блокадники;

- иные лица старше трудоспособного возраста

5. Иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи

-малообеспеченные (среднедушевой доход меньше прожиточного минимума);

- молодые семьи с детьми и семейным стажем до 3х лет;

- иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Другой стороной отношений в сфере социальной защиты являются её субъекты - государство и органы власти, оказывающие социальную помощь населению: органы социальной защиты населения, основным из которых является федеральный орган исполнительной власти - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. 

Рисунок 1- Субъекты социальной защиты в России

Рисунок 1- Субъекты социальной защиты в России

Механизм взаимодействия объектов и субъектов системы социальной защиты населения осуществляется через прямые и обратные коммуникационные связи.

К традиционным формам взаимодействия населения и органов социальной защиты населения можно отнести следующие:

- обращения и жалобы граждан в органы социальной защиты и обслуживания;

- выступления руководителей и представителей органов социальной защиты по месту жительства, работы, в больницах и стационарах, в родильных домах;

- выездные выступления представителей органов социальной защиты в отдаленных от учреждений деревнях и селах;

- теле- и радиоинтервью с ответами на вопросы людей в прямом эфире;

- публикации в СМИ по вопросам социальной защиты, об изменениях законодательства, о введении и отмене мер социальной защиты;

- общественные приемные руководителей (приемы по личным вопросам);

- телефонные линии;

- социологические опросы разных групп населения.

Данные формы взаимодействия организуют в самих органах социальной защиты, например, в управлениях социальной защиты населения, центрах комплексного обслуживания граждан посредством личного обращения граждан, организации горячих линий, приемных дней. Так же органы социальной защиты, в лице представителей, выезжают на встречу с гражданами, проводят социологические опросы, создают статьи на тему социальной защиты и выпускают в СМИ [2].

Неотъемлемой частью работы по организации социальной защиты населения являются повседневные контакты государственных служащих с гражданами, которые обращаются в органы социальной защиты. В этой ситуации чрезвычайно важными являются, во-первых, профессиональные и деловые качества государственных служащих, их умение оперативно предоставлять услуги населению; во-вторых, стиль их общения с людьми, личностные качества [3].

С развитием информационного общества в систему взаимодействия органов власти и населения входят электронные способы взаимодействия.

Примером служит «Электронное правительство» [4] - это, согласно наиболее распространенному определению, система государственного управления, которая основана на электронных средствах обработки, передачи и распространения информации. Активное использование электронного документооборота в системе государственного управления позволяет, с одной стороны, повысить его эффективность, экономичность и прозрачность, с другой - упростить взаимодействие, в первую очередь информационное, рядовых граждан с органами власти.

В Российской Федерации и её субъектах созданы официальные сайты органов власти, портал государственных и социальных услуг.

Единый портал государственных и социальных услуг обеспечивает гражданам:

- доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения;

- предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг;

- учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме [4].

Основными принципами работы портала являются:

1. Предоставление информации об услугах в любой момент времени;

2. Максимальная простота и прозрачность (обслуживает обычных граждан, а не только специалистов);

3. Единые технические стандарты и взаимная совместимость (электронные приложения должны соответствовать принципам единой архитектуры систем идентификации, безопасности, дизайна);

4. Обеспечение конфиденциальности и выполнения правил информационной безопасности;

5. Безоговорочная ориентация на мнение граждан при реализации нововведений [4].

Система взаимодействия «Электронное правительство» упрощает процесс взаимодействия. Такой способ удобен не только гражданам, чьё место жительства отдаленно от центра, но и тем, кто по состоянию здоровья или другим причинам не имеет возможности прийти лично в органы социальной защиты.

Таким образом, наличие эффективной системы взаимодействия, с одной стороны, органов власти, а с другой - населения, оказывает существенное влияние на решение двух фундаментальных проблем: бюрократизм и бедность населения.

Список литературы:

1. Казибекова Н.А. Атаева В.Х. Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России // Транспортное дело России, 2009. - №2. – С. 17-19

2. Кошкина К.Ю., Ларинина Т.И. Влияние трудовой миграции на изменение социального статуса работника // Современные тенденции развития науки иехнологий. – 2015. – №2-3. – С. 141-142

3. Рубанов В.А. Система взаимодействия органов власти и населения как объект социологического исследования // Философия и социальные науки. - 2013. - № 1. - С. 69-73

4. Интернет-портал «Электронное правительство» [Электронный ресурс] // http://www.gosuslugi.ru