Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2016

Конкурентная среда рынка радиостанций г. Кирова

Сысолятин Алексей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедра Маркетинга и стратегического планирования экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: в статье рассматривается особенности конкурентной ситуации на региональном медиарынке среди радиостанций, оцениваются перспективные направления развития и повышения их конкурентоспособности.
Ключевые слова: радио, конкуренция, тренд
Электронная версия
Скачать (685.8 Kb)

После появления телевидения многие говорили о скором исчезновении радио как популярного СМИ. Согласно статистическим данным, во многих западных странах время, уделяемое аудиторией радио, больше, чем время, уделяемое чтению газет, и в ряде стран Западной Европы оно превышает время просмотра ТВ [2]

На сегодняшний день в Кировской области действуют 22 радиостанции, 18 из них – в Кирове. В ближайшее время жители Кирова и ближайших населённых пунктов услышат четыре новых радиостанции: «Детское радио», «Радио «Дача», радио «Россия» (ГТРК «Вятка») и «Вести FM».

В развитии конкуренции современного российского радиорынка можно выделить несколько основных тенденций:

- концентрация рынка и развитие холдингов. Создание холдингов позволяет снизить ряд затрат и позволяет занять большую долю на рынке, привлечь еще больше рекламных средств.

- сегментация радиостанций в рамках холдингов. В работе холдингов отмечается все большее разделение на ниши, ориентированные на конкретную целевую аудиторию.

Рынок радио г. Кирова согласно поведению и интересам аудитории, а также форматам радиостанция можно поделить на три сегмента [4].

1. Музыкальные радиостанциидля молодой активной аудитории, предпочитающей современную модную музыку. Слушают радио для того, чтобы услышать любимую музыку, поднять себе настроение, участвовать в розыгрышах призов, конкурсах. Возраст ядра целевой аудитории 18 - 34 года. 

Рисунок 1 – Доля рынка музыкальных радиостанций  для молодой активной аудитории

Рисунок 1 – Доля рынка музыкальных радиостанций для молодой активной аудитории

2. Музыкальные радиостанции для взрослой аудитории, предпочитающей музыку прошлых лет. Эти радиостанции слушают ради того, чтобы услышать любимую музыку. Возраст ядра целевой аудитории 35 - 60 лет.

Рисунок 2  - Доля рынка музыкальных радиостанций для взрослой аудитории

Рисунок 2 - Доля рынка музыкальных радиостанций для взрослой аудитории

3. Информационные радиостанции для взрослой аудитории, которая слушает радио для того, чтобы получать нужную им информацию - новости, аналитические обзоры. Возраст ядра целевой аудитории 35 - 60 лет.

Рисунок 3 - Доля рынка информационных радиостанций для взрослой аудитории

Рисунок 3 - Доля рынка информационных радиостанций для взрослой аудитории

Также рассмотрим рейтинг радиостанции по доли прослушивания в среднем в течение дня.

Рисунок 4 – Доли суточной аудитории радиостанций г. Кирова
Рисунок 4 – Доли суточной аудитории радиостанций г. Кирова

Для составления рейтинга были опрошены 400 жителей областного центра в возрасте от 18 до 65 лет. Все они ответили на ряд вопросов при личной беседе с интервьюерами. «Радио Ваня» возглавило рейтинг радиостанций Кирова в рейтинге суточной аудитории [5].

Традиционная бизнес-модель радиовещательной компании предполагает ее финансирование за счет рекламных доходов. Помимо урезания рекламных бюджетов, неизбежный источник экономии во время кризиса, поменялся вектор рекламы. Ранее на фоне роста экономики использовалась имиджевая реклама для стимулирования спроса на новые товары, на сегодня в приоритете - стимулирование продаж действующих продуктов, так как новые бренды на рынок практически не выводятся.

Будущее радиокомпаний во многом будет определяться степенью их приспособления к трансформации медийного рынка. Сегодня Интернет как среда для распространения радио становится все более популярным. Наибольшее количество слушателей радио через Интернет находится в возрастной группе до 24 лет. Для радиостанций digital-проекты - это реализация стратегии развития на будущее, набор аудитории на перспективу с предложением аудитопотребления онлайн.

Наблюдается устойчивая тенденция все более широкого использования региональными станциями социальных сетей, блогов, иных местных и федеральных Интернет-коммьюнити, собственного сайта радиостанции как источников информации и мнений при создании собственного эфирного продукта – новостей и программ. Трансформация журналистских материалов под влиянием новых медиа проявляется во введении новых эфирных элементов, включающих подкасты, цитировании в эфире постов блогеров и комментариев в социальных сетях и на сайте станции, прямом увязывании обсуждаемых тем в эфире с выкладываемыми по теме материалами на сайте радиостанции [3].

С помощью матрицы сравнения проведем анализ конкурентов и выявления более сильного из них. Исходя из анализа рынка, самым главным конкурентом в сегменте «Музыкальные радиостанции для молодой аудитории» является радио Мария. Также приведем в сравнение такие радиостанции, занимающее большую долю рынка, как:

- Радио Ваня

- Ретро ФМ

- Дорожное

Таблица 7 – Матрица сравнения конкурентов

Критерий сравнения

Вес

Европа Плюс

Радио Мария

Радио Ваня

Ретро ФМ

Дорожное

Имидж

0,25

5

5

4

3

3

Ассортимент предоставляемых услуг

0,30

3

4

4

2

3

Способность проведения рекламных и имиджевых мероприятий

0,11

5

5

4

2

3

Доля суточной аудитории

0,14

3

3

4

3

3

Количество постоянных клиентов

0,20

4

5

3

1

2

Для наглядного сравнения матрица сравнения конкурентов по взвешенным баллам и профиль конкурентов.

Таблица 8 – Матрица сравнения конкурентов (взвешенные баллы)

Критерий сравнения

Европа Плюс

Радио Мария

Радио Ваня

Ретро ФМ

Дорожное

Имидж

1,25

1,25

1

0,75

0,75

Ассортимент предоставляемых услуг

0,9

1,2

1,2

0,6

0,9

Способность проведения рекламных и имиджевых мероприятий

0,55

0,55

0,44

0,22

0,33

Доля суточной аудитории

0,42

0,42

0,56

0,42

0,42

Количество постоянных клиентов

0,8

1

0,6

0,2

0,4

Итого

3,92

4,42

3,8

2,19

2,8


Исходя из матрицы сравнения конкурентов, самым сильным конкурентом на анализируемом рынке является радио Мария. Из 5 радиостанций Европа Плюс занимает второе место. Результаты анализа конкурентной среды подтверждаются федеральными рейтингами, в которых Европа Плюс в числе лидеров. Не отстают от них и местные радиовещательные компании, а некоторые вполне конкурентоспособны на фоне крупных медиахолдингов.

Таким образом, анализ конкурентной среды показывает высокую степень конкуренции на рынке [1]. В перспективе следует ожидать активизации и роста числа конкурентов, поэтому при стратегическом планировании радиовещательным компаниям следует учитывать отмеченные выше тренды для обоснованного выбора конкурентных стратегий.

Список литературы:

1. Березина Е.А. Диагностика конкурентной среды оптового рынка шоколадных изделий Кировской области // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 1 (13). С. 54.

2. Кирьянова Л. Г. Экономика средств массовой информации: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 128 с.

3. Обзор по материалам индустриального доклада Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://adindex.ru/publication/analitics/channels/2013/05/7/98784.phtm (дата обращения: 30.05.2016).

4. Официальный сайт компании «Медиакомпания «Хорошие Люди» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://good-peoples.ru (дата обращения: 30.05.2016).

5. Официальный сайт маркетингового агентства «Инг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ing.kirov.ru (дата обращения: 30.05.2016).