Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2016

Роль творческого воображения и приемы его развития в процессе изучения цветоведения

Юрьева Марина Витальевна
доцент кафедры ИГД факультета «Дизайн», научно-исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье изложена роль и приемы развития творческого воображения при изучении цветоведения, путем использования ассоциаций, вызванных музыкальным рядом.
Ключевые слова: творческое воображение, ассоциации, музыкальный образный ряд
Электронная версия
Скачать (662.3 Kb)

В процессе учебной деятельности человек сталкивается с необходимостью воспринимать, мыслить, преобразовывать, воображать, то есть, используя предыдущий опыт, обобщать его, взаимодействуя с реальностью, перерабатывать и создавать новое. Такой процесс называется воображением.

Итак, воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [3, с. 284].

Воображение является важной частью познавательного процесса. Оно бывает активным (произвольным, воссоздающим, творческим) и пассивным (непроизвольным, непредсказуемым).

Развитое воображение способствует успешности в обучении, особенно важную роль оно играет в художественном и научном творчестве, которое без участия воображения невозможно. Во всех творческих специальностях, в изобретательской, научной, литературной, художественной направленности, творчество является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Соответственно, в процессе обучения этим специальностям необходимо развивать творческое воображение учащихся, студентов.

В процессе развития творческого воображения можно выделить несколько этапов эволюции. Первый характеризуется фантастическим представлением о мире. На втором этапе происходит перестройка самосознания. Процессы восприятия мира становятся более объективными. И третий этап – сознание подчиняется рассудку, практичности.

Творческое воображение опирается на представления и для развития такого воображения можно использовать следующие приемы:

1) расширять представления об окружающем мире – больше читать, смотреть фильмы, слушать музыку, запоминать и анализировать увиденное, прочитанное и услышанное;

2) представлять воображаемые объекты и пробовать взаимодействовать с ними;

3) искать, находить и использовать источники вдохновения.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов, которые были восприняты и переработаны из предыдущего опыта. Слабое воображение приводит к затруднениям в решении творческих задач. Одним из важных направлений в развитии воображения являются ассоциации, возникающие при психофизиологическом воздействии различных цветов на человека.

Восприятие цвета неразрывно связано как с культурно-историческими представлениями, так и с приобретенным жизненным опытом.

При восприятии цветов их свойства и качества А.С. Зайцев [1, с.80] предлагает разделить на собственные и несобственные. Собственные качества цвета - это те качества, которые можно измерить и выразить количественно, это основные характеристики цвета - цветовой тон, светлота и насыщенность. Несобственные качества объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции. Это такие свойства цветов, которые характеризуются словами: «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые», «глухие» и «звонкие», «выступающие» и «отступающие». Несобственные качества цвета зависят от ассоциаций, а ассоциативное восприятие зависит от настроения человека, его пола, образа жизни, возраста, характера.

Среди живописцев, которые ассоциировали цвет и музыку, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге «О духовном в искусстве» В. Кандинский подробно описывает свои цвето-музыкальные ассоциации. Вот что он пишет о красном цвете: «Светлый теплый красный цвет … вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком тубы, - это упорный, навязчивый, сильный тон. Средний красный цвет напоминает средние и низкие звуки виолончели, несущие элемент страстности. Когда холодный красный цвет светел, он приобретает еще больше телесности, но телесности чистой, и звучит, как чистая юношеская радость, как свежий, юный, совершенно чистый образ девушки. Этот образ можно легко передать музыкально чистым, ясным пением звуков скрипки» [2, с.57]. Таким же подробным описаниям ассоциаций цветов и звучания различных музыкальных инструментов посвящена почти вся глава «Язык красок» из раздела «Живопись» в [2].

На основе опыта известных мастеров живописи были организованы занятия со студентами, обучающимися по специальности «Дизайн» в НИУ «МИЭТ». Для развития воображения в практических занятиях по цветоведению ставились задачи, помогающие выявить практические и теоретические знания студентов по изучаемой дисциплине. На занятии ставилась, например, задача по созданию цветовой композиции с определенной цветовой гармонией (например, гармония родственно-контрастных цветов). Необходимо было использовать средства гармонизации композиции: процентное соотношение цветов, трехтоновые отношения. При этом в задании не были определены конкретные цвета, которые должны быть использованы. Источником вдохновения, ассоциаций являлась музыка, которая благодаря ассоциативному пути создания образов из минимального количества незначительной информации от психологических раздражителей должна была помочь студентам создать оригинальный художественный образ. Конечно, здесь должен был включаться процесс личных воспоминаний, ощущений, эмоционального восприятия музыкального произведения. Во время выполнения задания студентами были прослушаны музыкальные композиции Чайковского, Уэббера, Чюрлёниса, Вивальди. Музыкальное задание вызвало оживление, подъем эмоциональности и выразилось в разнообразии выполненных работ. Задачей не ставилось изобразить что-то конкретное, необходимо было выразить цветом те ощущения, которые вызывает та или иная музыка. С трудностями при выполнении задания столкнулись те студенты, у которых, видимо, слабо развито воображение. Пытаясь изобразить конкретные образы, они не смогли выполнить основную задачу – построить цветовую гармоничную композицию. И, напротив, тем, кто уходил в своих фантазиях от конкретности, удалось проявить больше знаний и умений, так как они смогли подчинить цветовое пятно непосредственному решению задачи (рисунки 1-3). 

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 2

Рисунок 1 – пример выполнения задания при прослушивании фрагментов музыки Уэббера, рисунок 2 – музыки Чюрлёниса, рисунок 3 – Чайковского.

Рисунок 3

Рисунок 3

Навеянные музыкальными образами цветовые композиции могут служить основой для решения колористических задач. Развивая цветовое воображение путем ассоциаций и цветового ряда можно развить и обогатить цветовое мышление будущих специалистов в области искусства и дизайна.

Список литературы:

1. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. 190 с.

2. Кандинский В. О духовном в искусстве. СПб.: Свое издательство, 2013. 88 с.

3. Маклаков А. Общая психология. Учебник для ВУЗов. - СПб, Питер, 2016. 583 с.