Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2016

Анализ индикаторов доступности жилья и проблемы реализации государственной жилищной политики в России

Бабенко Алина Евгеньевна
студент факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Лапина Татьяна Юрьевна
студент факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: Статья посвящена анализу индикаторов доступности жилья с учетом специфики жилищной сферы России. Проведена оценка эффективности программно-целевых инструментов государственной политики, призванных решить актуальные проблемы обеспечения граждан жильем.
Ключевые слова: доступность жилья, жилищное строительство, ипотечное кредитование, федеральная целевая программа, государственная поддержка населения
Электронная версия
Скачать (683.4 Kb)

Научный руководитель: Морковкин Дмитрий Евгеньевич, к.э.н., доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Жилищная сфера является одной из первостепенных в обеспечении необходимых потребностей современного человека, а степень ее развития во многом определяет уровень жизни населения и свидетельствует о его благосостоянии. В масштабах государства именно развитая жилищная инфраструктура – основная движущая сила социально-экономического роста страны, поскольку напрямую связана с демографической ситуацией в ней и рациональным размещением производственного потенциала и трудовых ресурсов.

При анализе проблемы доступности жилья в Российской Федерации очень важно принимать во внимание ее огромную территорию, в том числе, географические особенности отдельных местностей, а также неравномерность заселения и распределения доходов и неоднородность строительства. Целый ряд факторов, оказывающих влияние на состояние жилищной сферы в нашей стране, обуславливают специфику поставленных в данной области задач и их дальнейшее решение.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития выделяется: «обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства» [1].

Создание условий, позволяющих повысить доступность жилья для широких слоев населения страны, является важнейшей задачей современной России. Ее реализация предполагает функционирование различных механизмов воздействия на отрасль жилищного строительства и рынок жилья на федеральном уровне, уровне субъектов и муниципальных образований.

Для подавляющей части россиян жилищный вопрос всегда являлся ключевым и жизненно важным. Однако, несмотря на то, что масштабы государственной жилищной политики с каждым годом увеличиваются, охватывая все большее количество проблемных аспектов, возможность приобретения жилья напрямую связана с общим текущим социально-экономическим положением в стране, которое в России на данный момент можно охарактеризовать как крайне нестабильное.

Из числа факторов доступности жилья можно выделить три ведущих. Во-первых, состояние домашних хозяйств, включая численность и структуру населения страны и семей, жилищную обеспеченность, средне номинальный доход и ликвидные сбережения. Во вторую группу – предложение на рынке жилья входят объемы, структура и цена социального (бесплатного) жилья, муниципального (предоставление которого осуществляется через субсидии и различные кредитные схемы), предоставляемого населению на условиях коммерческого найма и жилья для коммерческой реализации. В-третьих, политическая, финансово-экономическая налоговая, законодательная стабильность, в частности: объем и параметры субсидирования и кредитования населения государством, объем бюджетных и внебюджетных средств, выделенных для ремонта муниципального жилищного фонда, а также средств частных инвесторов для строительства коммерческого жилья, тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг [2].

Для количественной оценки достижимости покупки жилой площади для населения используется коэффициент доступности жилья, который показывает, в течение скольких лет семья из трех человек сможет оплатить купленное жилье, при условии направления на это всех их доходов. В основе расчета данного показателя лежит сопоставление средней рыночной стоимости квартиры общей площадью 54 кв.м. и среднегодовому денежному доходу семьи. В России в 2014 году значение данного коэффициента составило 4, 25, что, согласно международной классификации рынков жилья по уровню доступности, соответствует средней категории [3, №2, с. 59-71].

В разрезе субъектов Российской Федерации самый короткий срок оплаты нового жилья имеют Ямало-Ненецкий автономный округ (1,63 года) и Ненецкий автономный округ (2,35 года), а наименьшей доступностью обладает жилье в таких регионах как Республика Хакасия (9,98 лет), Москва (7,56 года) и Республика Тыва (7,55 лет) [4]. При этом важно иметь в виду, что рост доходов населения приводит не к повышению уровня доступности жилья, а к увеличению спроса на него, что в свою очередь влечет за собой рост цен как на потребительскую корзину, так и на недвижимость, тем самым, выравнивая значение показателя. Поэтому именно сглаживание диспропорций в уровне заработной платы и стоимости жилья должно быть первоочередным.

Еще одной значимой характеристикой состояния жилищного вопроса в стране является коэффициент обеспеченности жильем населения, который свидетельствует о количестве квадратных метров, приходящихся на 1 человека. Темп увеличения площади жилищного фонда за 2014 год, равный 0,29%, позволил достичь уровня обеспеченности жильем в России в 23,8 кв.м., несмотря на существенный прирост численности населения за данный период [5]. Однако средний показатель в европейских странах составляет 40-70 кв.м., а по социальным стандартам ООН, на одного жителя должно приходиться не менее 30 кв.м. [6]. Более того, следует отметить, что при расчете данного показателя в нашей стране используется также и ветхое, аварийное жилье. Ведь большая часть возведённых в советский период панельных домов была рассчитана на эксплуатацию в 30-50 лет. Так, по данным Минстроя России, около половины всех многоквартирных домов нуждается в капитальном ремонте, а число проживающих в таком жилищном фонде - более трети населения [7].

К индикаторам доступности жилья также относится и степень развитости сферы ипотечного кредитования, которая определяется, прежде всего, уровнем процентной ставки. Несмотря на сложную ситуацию в экономике России, сектор ипотечного кредитования в 2015 году достиг значимых результатов, в числе которых снижение ставки в среднем с 15-18% до 11-12% на первичном рынке и до 13-15% на вторичном [8]. В основном, это объясняется реализацией государственной программы субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам на покупку жилья в новостройках, в рамках которой заемщики получают ипотеку на первичном рынке по ставке не выше 12% годовых. Первые итоги данной госпрограммы показали, что более 80% заявок и выдач приходится на два госбанка — Сбербанк и ВТБ 24 [9]. Стоит отметить, что в России действует целый ряд льготных ипотечных программ для военнослужащих, молодых семей, работников полиции и МВД, молодых специалистов, ученых и учителей. Однако кредитные организации заинтересованы в выдаче займов в рамках социальных программ только при условии государственной компенсации финансовых потерь от льгот, предоставленных заемщику, в противном случае, ипотека для банков является невыгодной.

Однако помимо все еще высокой стоимости ипотечных кредитов, а также ряда экономических проблем нашего государства существуют и другие трудности, ограничивающие пользование данным видом займа. В их числе: наличие большого числа строительных компаний с низкой репутацией на рынке, достаточно низкое качество строительства нового жилья, дополнительные расходы по оплате услуг риэлтерского агентства или ипотечного брокера и другие [10].

На практике поставленные в стране цели в области доступности жилья реализуются через различные государственные программы, а правовой основой является Жилищный Кодекс РФ, который был принят в 2004 году и с 1 марта 2005 г. вступил в действие. Данный нормативно-правовой акт делегирует ответственность и социальные обязательства федерального центра субъектам РФ, разграничивает отношения между собственниками и властями разных уровней [11]. Очень важно, что практически все административные решения, касающиеся жилищной сферы, могут быть рассмотрены в судебном порядке. Например, положения нового Жилищного кодекса упорядочивают вопросы с неплательщиками по жилищным кредитам, устраняя одно из препятствий для развития массовой ипотеки, что способствует сокращению издержек и рисков для кредитных и банковских организаций, а, следовательно, должно послужить основанием для снижения размера кредитных ставок.

Что касается увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, основным нормативным документом в данном вопросе является Градостроительный кодекс РФ. Внесенные в него в 2014 году изменения были направлены на увеличение территории под строительство жилья эконом-класса путем передачи для этой цели застройщикам некоторых земельных участков [12]. Более того, на подобное жилье была установлена фиксированная стоимость, в то время как раньше цена за него обычно определялась через проведение аукционов, что также должно сделать жилье в несколько раз доступнее.

Среди других документов, определяющих государственную политику России в области доступности жилья, первостепенное внимание сегодня уделяется программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». К числу ее приоритетных механизмов реализации и основных базовых программно-целевых инструментов решения задач доступности жилья относится ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг., которая стала логическим продолжением ранее действующей ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2014 г. объем бюджетного финансирования ее мероприятий составлял более 40% общего объема ресурсного обеспечения государственной программы (общий объем финансирования программы – 620,69 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 291,15 млрд. рублей) [13].

Главной задачей ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. являлось развитие массового строительства жилья эконом-класса на территории России, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. В рамках рассматриваемой программы действовали уникальные подпрограммы, направленные на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, стимулирование жилищного строительства и обеспечение жильем отдельных групп граждан. Принять участие в ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. могли: 1) молодые семьи, в которых возраст супругов не превышает 35 лет и которые имеют как минимум одного несовершеннолетнего ребенка; 2) неполные молодые семьи, в которых воспитанием несовершеннолетнего ребенка занимается только один родитель; 3) молодые ученые возрастной категории до 35-40 лет, отработавшие в научном отделе пять лет, имеющие научную степень кандидата или доктора наук; 4) госслужащие; 5) вынужденные переселенцы; 6) работники МЧС; 7) жители Крайнего севера; 8) пострадавшие в результате радиационного воздействия на ЧАЭС и на производстве «МАЯК» [14]. Кроме того, законодательство России установило определенные нормативы обеспечения жильем: одинокие граждане – 33 кв. м; семьи из двух человек – 42 кв. м; в семьях с детьми (состоящих их трех и больше человек) – 18 кв.м площади на человека [15]. В случае если соответствующий метраж получался меньше, то человек имел право на улучшение жилищных условий. Более того, средний ежемесячный доход молодой семьи, которая может обладать правом стать участником проекта программы «Жилище», должен соответствовать цифрам, утвержденным законодательством. Так, реализация подпрограммы обеспечения жильем молодых семей в 2011-2015 гг. предполагала выплаты субсидий, составляющих не более 35% расчетной стоимости жилья. Согласно официальным данным, в 2014 г. Минстроем России было заключено 74 соглашения с субъектами Российской Федерации на предоставление субсидий на общую сумму 13 968 767,15 тыс. рублей из них: средства федерального бюджета – 3 486 599,24 тыс. рублей; средства субъектов РФ – 10 482 167,91 тыс. рублей [16].

Оценка социально-экономической эффективности ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. производится на основе сопоставления соответствующих целевых показателей и индикаторов, заложенных первоначально в программе, с фактическими результатами реализации ее мероприятий.

Таблица 1. Динамика результативности ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. [17].

Наименование индикатора

Ед. изм.

Значение в 2014 году

Уровень выполнения планового значения, %

план

факт

2011

2012

2013

2014

1. Комплексные индикаторы

1.1. Уровень обеспеченности населения жильем (на конец года)

кв. метров на человека

23,8

23,8

100,9

101,3

101,7

100

1.2. Коэффициент доступности жилья (на конец года)

лет

4

4

88,8

71,4

117,1

100,0

1.3. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (на конец года)

процентов

27

27,5

142,1

117,8

108,0

101,9

2. Индикатор, характеризующий уровень государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей

2.1. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (на конец года)

тыс. семей

108,5

99,09

35,0

82,1

66,6

91,3

3. Индикаторы, характеризующие развитие жилищного строительства

3.1. Годовой объем ввода жилья

млн. кв. метров

68

83,6

98,9

103,5

110,2

122,9

3.2. Доля ввода жилья, соответствующего стандартам эконом-класса, в общем объеме ввода жилья

процентов

55

36

105,2

82,4

80,0

65,5

4. Индикатор, характеризующий исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством

4.1. Количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия (нарастающим итогом)

тыс. семей

56,87

51,85

106,7

88,7

97,7

91,2

5. Индикатор, характеризующий ввод объектов коммунальной инфраструктуры

5.1. Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых завершены (нарастающим итогом)

штук

15

10

0,0

18,2

100,0

66,7


Совокупная динамика системы ключевых показателей реализации программы за весь период ее действия, начиная с 2011 г., демонстрирует различные тенденции. К примеру, по числу молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств бюджетов, степень выполнения целевых значений возросла с 35% в 2011 г. до 91,3% в 2014 г. По индикаторам развития строительства жилья эконом-класса, напротив, наблюдаются тенденции возрастающего недостижения намеченных параметров. В 2014 г. из 8 ключевых индикаторов результативности по 4 показателям было достигнуто или превышено заданное плановое значение. По всем комплексным показателям отмечается полное выполнение нормативов. В частности, представленные данные показывают 100% выполнения планового значения коэффициента доступности жилья в России на уровне 4 лет ожидания приобретения жилья.

Основной идеей государственной программы развития жилищного строительства в России на ближайшую перспективу является повышение доступности жилья за счет снижения темпов роста его стоимости и формирования финансовых механизмов поддержки нуждающегося населения. Для формирования платежеспособного спроса на жилье целесообразно развитие институтов ипотечного кредитования, выполняющих функции инвестирования жилищной сферы и улучшения показателей жилищной обеспеченности населения. В целях роста предложения жилья эффективно создание механизмов государственно-частного партнерства в строительном комплексе, в частности на основе принципов субсидирования финансирования строительства жилья. Помимо решения вопроса о совершенствовании организационно-экономических механизмов взаимодействия участников строительства необходимо направить внимание на снижении административных барьеров, поскольку многие строительные компании сталкиваются с трудностями, связанными с получением необходимых согласований и разрешений на осуществление строительства [18].

Результаты реализации ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. подтверждают ее эффективность, как в сфере жилищного строительства, так и в плане жилищного обеспечения целого ряда категорий граждан, в том числе наименее социально защищенных. Это определяет актуальность ее продления на последующий 5-летний срок. Для многих семей, не имеющих возможности самостоятельно приобрести жилье, представленный федеральный проект является единственным шансом получить поддержку государства и улучшить условия проживания.

В рамках реализации ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг. планируется обеспечить жильем порядка 235,22 тыс. семей, в том числе предоставить социальные выплаты на приобретение жилья 157,36 тыс. молодых семей и выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем 53,96 тыс. семей категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Более того, государство увеличило объем финансирования программы, он составит 691,82 млрд. рублей, из них 357,92 млрд. рублей – средства федерального бюджета. Однако с учетом ошибок предыдущих периодов ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг. исключила возможность погашения кредитных договоров и приобретения жилья на вторичном рынке за счет субсидированного капитала [19].

Доступность жилья является одним из важнейших механизмов, оказывающим влияние на распределение инвестиций и трудовых ресурсов по территории страны. Однако нестабильная экономическая ситуация в российской экономике в последние годы напрямую повлияла на размер доходов населения, а следовательно, и на возможности приобретения им жилой недвижимости, особенно на способность выплаты по ней кредита, что не способствовало значительному росту показателя доступности жилья. В целях его повышения необходимо устранять диспропорции между ценами спроса и предложения в рамках организации ликвидного рынка жилья, а мероприятия государства по снижению рисков в сфере строительства и реализации квартир должны привести к замедлению роста и последующему снижению нормы прибыли инвесторов, и соответственно, цены предложения.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 20.03.2016)

2. Шагизданов Ф.Н. Проблема доступности жилья для граждан России и пути ее решения [Электронный ресурс] // Журнал «Проблемы современной экономики», №25, 2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-dostupnosti-zhilya-dlya-grazhdan-rossii-i-puti-ee-resheniya (дата обращения: 20.03.2016)

3. Стерник Г.М., Апальков А.А. Развитие методики оценки доступности жилья для населения // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2014. – №2. – С. 59-71.

4. Мониторинг доступности жилья в регионах России. Август 2014 [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство «RWAY». URL: http://rway.ru/monitorings-new/monitoring/101/32/default.aspx. (дата обращения: 20.03.2016)

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 г. Москва «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12182235/#ixzz445Df0ByF (Дата обращения: 23.03.2016)

6. Обзор рынка городской недвижимости [Электронный ресурс]. URL: http://marketing.rbc.ru/reviews/realty/chapter_1_1.shtml. (дата обращения: 20.03.2016)

7. Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Капитальный ремонт в многоквартирных домах. URL: http://minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/455/ (дата обращения: 20.03.2016)

8. Официальный сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. [Электронный ресурс] // Итоги развития жилищного и ипотечного рынков в 2015 году. URL: http://www.ahml.ru/common/img/uploaded/spr_ipo_2015.pdf (дата обращения: 20.03.2016)

9. Официальный сайт Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] // Первые итоги реализации госпрограммы по льготному кредитованию населения, 2015. URL: http://www.fcpdom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=542:podvedeny-pervye-itogi-realizatsii-gosprogrammy-po-lgotnomu-kreditovaniyu-naseleniya&catid=13&Itemid=276 (дата обращения: 20.03.2016).

10. Прохорова Д.А. Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования в России // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 952-955.

11. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_51057/ (дата обращения: 20.03.2016, 22.03.2016)

12. Нововведения в Градостроительном кодексе приведут к доступности жилья для всех [Электронный ресурс] // Законы и кодексы РФ. URL: http://www.gk-rf.ru/izmemenia-v-gardostroitelnom-kodekse (Дата обращения: 22.03.2016)

13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162177/4f1f891fd83ae499178acb74189b6fab18717274/ (Дата обращения: 22.03.2016)

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 г. Москва «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12182235/#ixzz445Df0ByF (Дата обращения: 23.03.2016)

15. Детков М.В. Федеральная целевая программа Жилище 2011-2015 // Pravo 812 [Электронный ресурс] . URL: http://pravo812.ru/useful/448-perechen-lgot-dlya-mnogodetnykh-semej-214-2015g.html (Дата обращения: 23.03.2016)

16. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12141782/#ixzz44595sMDR (Дата обращения: 23.03.2016)

17. Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.12.2015 «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71183090/ (Дата обращения: 23.03.2016)

18. Жаркова К.О., Строева Г.Н. Доступность жилья как индикатор уровня жизни населения в регионе // Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – № 4. – С. 193-199.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 г. Москва «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12182235/#ixzz445Df0ByF (Дата обращения: 23.03.2016)

20. Алексеев А.В. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития // Вестник АКСОР. – 2014. – № 4. – С. 190-193.

21. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка недвижимости: учебник. - 2-е изд., переработанное и доп. – М., 2008. – 560 с.

22. Дохолян С.Б. Социально-экологическая ответственность российских и западных компаний // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 3 (53). – С. 83-86.

23. Егорова Т.Н., Шманёв С.В., Герасин О.Н. Институционально-синергетический подход к инновационно-инвестиционной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2012. – № 2. – С. 239-247.

24. Звягин Л.С. Системный анализ как новое направление исследования процессов управления // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 420-424.

25. Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 131-138.

26. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.

27. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

28. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2015. – №1. – С. 27-35.

29. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Развитие институтов управления инновациями в реальном секторе российской экономики // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции. 21 мая 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 401-409.

30. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Модели прогнозирования финансовой устойчивости компании строительной отрасли в современных экономических условиях // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 1 / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. [Электронное издание]. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. – С. 307-316.

31. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.

32. Никонорова А.В. Устойчивое развитие экономических субъектов как результат реализации ответственной социальной политики // Проблемы устойчивого развития российских регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ответственный редактор Л.Н. Руднева. - Тюмень, 2014. - С.114-117.

33. Журавлева Г.П. Векторы смены экономического курса: Монография / Г.П. Журавлева . - М.; Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. - Вып. 10. - 512 с.

34. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4–7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7

35. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона на основе кластерного подхода: монография / Д.Е. Морковкин. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 160 с.

36. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В. - М.: Издательство «Научный консультант», - МАБиУ, 2016. – 227 с.

37. 30. Сафонов Р.А., Скарпофелов Д.А., Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Модели железнодорожных контейнерных перевозок по Евразийскому сухопутному мосту // Механизация строительства. – 2016. – Т.77. – № 1. – С. 40-47.

38. Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.

39. Стерник Г.М., Стерник С.Г. Методология прогнозирования российского рынка недвижимости // Механизация строительства. – 2013. – № 8 (830). – С. 53-63.

40. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.

41. Федотова М.А., Тазихина Т.В., Бакулина А.А. Девелопмент в недвижимости: монография. - М.: КНОРУС., 2010.

42. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Новый институциональный подход к проблемам управления на базе концепции расслоенности экономического пространства // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 25-27.

43. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.

44. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.

45. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3. – С. 53–59.