Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.10.2016

Использование средств виртуальной реальности для обучения персонала предприятия

Кувшинова Анастасия Игоревна
Факультет математической экономики статистики и информатики, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается проблема автоматизации и неэффективности внедрения ERP систем. Анализируется Российский рынок и возможности применения средств виртуальной реальности для предприятий, возможности использования технологий виртуальной реальности в качестве помощника в обучении сотрудников. Конкретно говорится о HRM системе и опыте использования систем виртуальной реальности в различных отраслях.
Ключевые слова: HRM, системы виртуальной реальности, автоматизация, трудовые ресурсы, новые технологии, моделирование, обучение персонала
Электронная версия
Скачать (644.5 Kb)

Введение

В 21 веке стремительно появляются и развиваются все новые и новые технологии. Весь мир старается автоматизировать работу различных производственных предприятий, государственных учреждений и прочих институтов. Все это делается для того, чтобы сделать нашу с вами жизнь проще, а именно - отказаться от бесконечной бумажной работы, на которую мы теряем столько времени, увеличить производительность труда и прочее. Наряду с такими необходимыми для любого крупного и среднего предприятия технологиями развиваются, тестируются и внедряются новые разработки.

На сегодняшний день, хотелось бы обратить внимание на такую инновацию как – виртуальная реальность. Если говорить коротко, то это искусственная реальность, которую достигают при помощи различных технических средств, взаимодействующих со всеми чувствами человека: зрением, слухом, осязанием и т.д. [1]. Как известно, типов систем виртуальной реальности огромное количество. Самые популярные из них используются преимущественно в игровой сфере. Последние несколько лет системы виртуальной реальности внедряются в различные сферы деятельности – медицина, производство, машиностроение, индустрии развлечений.

1. Использование пользовательских интерфейсов, реализующих виртуальную реальность

Пользовательские интерфейсы, в которых реализована виртуальная реальность, можно отнести к мультимодальным пользовательским интерфейсам [3]. Такие пользовательские интерфейсы могут совмещать в себе графический, речевой, тактильный, мимический, биометрический интерфейс. Следует отметить, что во всех известных информационных системах пользователь обычно имеет дело с графическим пользовательским интерфейсом. Виртуальная реальность в пользовательских интерфейсах информационных систем пока что не используется. При этом было бы интересно проанализировать возможность и перспективы использования таких интерфейсов в информационных системах.

Пользовательские интерфейсы с виртуальной реальностью стали применяться в обучении, где эксплуатация реальной техники связана с повышенным риском или влечет в себе большие расходы. Например, очень интересны случаи использование средств виртуальной реальности в медицине. Во-первых, эту систему может использовать хирург, делая операцию пациенту. Врач надевает очки виртуальной реальности, через которые передается картинка того, что он делает и транслируется на различные компьютеры, с помощью которых интерны могут следить за ходом операции и, в режиме реального времени задавать интересующие вопросы, мгновенно получая ответ. Также, эту систему используют для моделирования внутренних органов человека, что позволяет эффективнее обучать медицинских работников. Тренажеры помогут наработать навыки в определенной области. Во-вторых, эту систему используют для психологической помощи пострадавшим пациентам, людям с ампутированными конечностями. Для них создают специальные приложения для «обмана» мозга, что помогает реабилитироваться [5].

Также эту систему внедряют в качестве тренажеров для спасательных служб, в промышленности. Есть случай использования средств виртуальной реальности для обучения управления кораблем. Создается специальный тренажер, позволяющий сымитировать модель аварийной ситуации на корабле. Виртуальная среда обеспечивает воспроизведение обстановки, моделирование специальных визуальных и акустических эффектов физических явлений, необходимых для создания аварийной ситуации.

Задачами обучающегося является поиск источника аварии, оценка обстановки, правильное применение специальных средств защиты, выбор способа ликвидации аварии и принятие решения об эвакуации [8].

Так как системы виртуальной реальности имеют успешные случаи внедрения, которые действительно являются важными и помогают улучшить производственный процесс, то всплывает вопрос, можно ли начать внедрение этой системы для различных систем автоматизации? Что, если бы системы виртуальной реальности являлись бы дополнением или новой ступенью к замене известных и используемых систем, таких как ERP системы?

2. Использование пользовательских интерфейсов виртуальной реальности в HRM-системах

В России процесс автоматизации проходит очень медлительно и долго. До сих пор, большое количество частных компаний и, особенно, государственных и муниципальных учреждений имеют большие проблемы с обработкой бумажных документов. Что говорить о системах виртуальной реальности, если далеко не у всех предприятий имеются возможности по внедрению виртуальной реальности в информационные системы предприятий. Но, так как в нашей стране делаются какие-то маленькие шаги для улучшения IT структуры, то можно бы дополнить системы автоматизации инновационными технологиями. Вопросы возможного внедрения средств виртуальной реальности в контур управления предприятиями были рассмотрены в [4]. В данной работе выявлены технологии виртуальной реальности, которые могут быть «претендентами» на внедрение.

Особо в плане внедрения технологий виртуальной реальности следует выделить системы HRM (Human Resource Management – автоматизированная комплексная система управления персоналом). В ее основную задачу входить привлечение и удержание ценных специалистов в фирме. В основном такую систему используют крупные зарубежные компании, локализованные в России. По данным аналитиков TAdviser, доля отраслей, в которых используется данная система – машиностроение, банковское дело и нефтегазовая промышленность. В России HRM системы автоматизированы в крупных и средних предприятиях, но их функционал является избыточным, а западные системы довольно дорогое удовольствие для компаний [7]. По данным TAdviser, интегратор SAP ERP HCM обойдется компании в 50 тыс. евро [6].

Также одной из проблем являются ошибки в разработках HRM-систем для определенных компаний, а именно несоответствие стратегии компании. Многие источники говорят именно об этой проблеме. Вторая проблема – отсутствие четко поставленной цели для формирования рабочей группы. Третья проблема – несоответствие ожиданиям фирмы. В основном российские предприятия используют функционал HRM-платформ первого уровня, отвечающих за учет ресурсов, в то время как западные давно используют HRM-платформы второго уровня, отвечающие за развитие человеческого капитала. Так что проблема с бумажной работой частично остается, но есть и плюсы - автоматизация предприятия улучшает благосостояние фирмы, увеличивает производительность и уменьшает затраты времени на обработку документов, расчета зарплаты, составление отчетов и прочей работы по учету ресурсов.

Так как HRM-платформа второго уровня отвечает за человеческий ресурс, то имеет смысл вместе с этой системой внедрение технологии виртуальной реальности. Итак, рассмотрим одну из проблем внедрения HRM системы и ошибку, которую могла бы исправить система виртуальной реальности – несоответствие ожиданий. Как известно, при внедрении любой системы вместе с ней меняются и процессы и люди организации. Так что, после внедрения системы сама по себе она, явно, работать не будет. Для управления необходим обученный персонал. А что же для этого нужно? Каждый раз, при внедрении новой системы придется тратить огромные деньги, силы и, что самое важное, большое количество времени на переобучение персонала. Придётся нанимать специалистов, которые смогли бы обучить персонал или отправлять сотрудников на переквалификацию. А это уже потеря рабочей силы, которая приведет к найму новых сотрудников, дополнительным затратам. Для обучения можно было бы внедрить систему виртуальной реальности, на которой можно разработать специальные программы, смоделированные для дистанционного обучения. Это помогло бы сотруднику быстрее переобучиться, оставаясь на своем рабочем месте, сократить время и расходы. Также, если данная система не подходит, разумным будет рассмотрение примеров уже известных технологий, например, в медицине. Нанять временного специалиста и при помощи очков виртуальной реальности работники могли бы задавать вопросы в режиме реального времени и также, дистанционно обучаться. Более того, будет иметь смысл создания специальных тренажеров для персонала, моделирующих различные ситуации, при работе с которыми сотрудники могли бы избежать ошибок, а также своевременной или быстрой возможности исправления этих самых ошибок.

В случае с моделированием экстренных ситуаций – увольнением ценных кадров, разлада персонала - это помогло бы развить определенные навыки, способствование к стрессоустойчивости и определенные знания, применяемые для разрешения конфликтных ситуаций в проектной группе и т.п. Также, первичной системой, внедряемой с помощью ВР – тренажеры для адаптации персонала, преимущественно новых сотрудников.

Заключение

Благодаря опыту внедрения систем виртуальной реальности, можно сделать заключение о том, что она приносит большую пользу. Значит, эту систему можно внедрять на различные предприятия.

Процесс внедрения виртуальной реальности мог бы быть схож с внедрением систем автоматизации. Например, для определённого предприятия компания интегратор могла бы на основе уже реализованных продуктов виртуальной реальности разрабатывать тренажёры и моделировать ситуации, которые закажет фирма-клиент. В разных системах может быть уклон на определённые проблемы в фирме. Рассмотрев определенную систему, а именно HRM систему, можно сказать, что ВР может дополнить автоматизированную систему, благодаря обучению, переквалификации и адаптации персонала, возможностям разрешения специально поставленных проблем. Системы виртуальной реальности способствуют устранению ошибок, которые будут выявляться неправильной работой персонала. Но самое главное, если компании-интеграторы или компании разработчики автоматизированных систем также внедряют специфическую для каждой компании виртуальную среду, то заказчик и интегратор в процессе взаимодействия по разработке, стратегии и цели смогут лучше понять, какой именно функционал им необходим. Более того, если провести параллель, то интегрирование ВР дополнило бы другие ERP системы. Единственное, что остается нерешенным – это проблема реализации таких систем и слишком медленное развитие технологий в России.

Список литературы:

1. Виртуальная реальность: сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Виртуальная_реальность (дата обращения: 04.10.2016)

2. Виртуальная реальность: сайт. - URL: http://oculus-rift.ru/virtual-reality-and-devices/ (дата обращения: 04.10.2016)

3. Попов А.А. Эргономика пользовательских интерфейсов в информационных системах: учебное пособие / А.А. Попов. М.: РУСАЙНС, 2016. 312с.

4. Попов А.А., Корнеева С.А. Предпосылки применения технологий для реализации виртуальной реальности в информационных системах в экономике // Экономика. Управление. Право. 2012. №4-1(28). С.44-49

5. Применение виртуальной реальности в медицине и биологии: сайт. - URL: http://ve-group.ru/3dvr-resheniya/meditsina/ (дата обращения: 04.10.2016)

6. Продукты: SAP ERP HCM: сайт. - URL:http://www.tadviser.ru/ index.php/Продукты:SAP_ERP_HCM (дата обращения: 04.10.2016)

7. Статья HRM-системы: сайт. - URL: http://www.tadviser.ru/ index.php/Статья:HRM-системы (дата обращения: 04.10.2016)

8. Чуланов А.О., Бондарь Е.М., Радченко В.М., Федоров Н.А., Лещина А.Е. Применение систем виртуальной реальности при подготовке персонала к борьбе за живучесть // Программные продукты системы. 2015. №4. С.34-38.