Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
11.10.2016

Анализ продукта интеллектуальной собственности как комплекса маркетинга в Интернет-среде

Безрукова Ольга Васильевна
магистрант 2 года обучения специальность 38.04.02 Менеджмент Самарский государственный экономический университет г. Самара, Россия
Чернова Дана Вячеславовна
д.э.н, профессор, директор института коммерции, маркетинга и сервиса Самарский Государственный Экономический Университет г. Самара, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрен мировой рынок цифрового контента, представлена схема процесса осуществления продаж ОИС в среде Интернет, описана доля продуктов интеллектуальной собственности на электронном рынке.
Ключевые слова: цифровой контент, продажи ОИС, интеллектуальная собственность, маркетинг в интернет-среде
Электронная версия
Скачать (656.4 Kb)

Для рассмотрения перспектив и направлений развития рынка интеллектуальной собственности России необходимо исследовать структуру его отдельных сегментов.

Медленный рост вхождения отечественных патентов на рынок тождественен фактору их морального устаревания. На один отказ о выдаче патента иностранным заявителям приходится три патента российских заявителей. Следует также отметить, что в общем количестве отозванных заявок по решению Роспатента за 2011 год отечественных заявок в два раза меньше, чем иностранных. Такая парадоксальная ситуация является предпосылкой развития «патентных войн» на отечественном рынке интеллектуальной собственности между его участниками [1].

Цифровой контент – это совокупность информационно-развлекательных материалов, распространяемых в цифровом виде по каналам связи, предназначенных для использования на цифровых устройствах, таких как компьютер, мобильный терминал, специализированные устройства.

Эксперты полагают, что в 2018 году, мировой рынок цифрового контента (аудио, видео, игр и электронных публикаций) достигнет почти $ 120 млрд в год. Ожидается, что на игровой сегмент будет приходиться большая часть роста в долларовом эквиваленте. Тем не менее, темпы роста будет самым высоким для электронных публикаций (68%) и видео (63%). Рынок приложений также будет демонстрировать очень высокие темпы роста: к 2021 году глобальный спрос на контент для мобильных устройств, скорее всего, составит $ 425 млрд. Рынок мобильных приложений рассматривается наиболее перспективным направлением рынка цифрового контента.

Рис. 1. Рост вхождения отечественных патентов на рынок
Рис. 1. Рост вхождения отечественных патентов на рынок

Центр тяжести на рынке контента смещается в сторону цифровых форматов, в связи с все более широким распространением Интернета, растущим числом мобильных устройств, и, как следствие, изменением потребительских предпочтений. По состоянию на сегодняшний день, более половины всех пользователей осуществляют доступ к сети Интернет с мобильных устройств. Все хотят иметь возможность получить доступ к онлайн-контенту в любое время и из любой точки мира [2].

На изменяющемся рынке перераспределяются приоритеты и требуются новые условия распространения контента. С одной стороны, пользователи должны получить удобный доступ к цифровому контенту; с другой стороны, авторские права должны быть защищены, и содержимое должно быть лицензировано, должно надежно храниться и доставляться от владельцев авторских прав до конечных пользователей.

В этой связи появляется необходимость в осмыслении возможных путей продажи объектов интеллектуальной собственности в среде интернет. Такие пути можно проиллюстрировать в виде схемы:

Рис. 2. Схема процесса осуществления продаж ОИС в среде Интернет
Рис. 2. Схема процесса осуществления продаж ОИС в среде Интернет

Схема показывает возможные пути распространения контента. Ими могут быть продажи объектов интеллектуальной собственности посредством собственных онлайн-магазинов правообладателей. Также одним из вариантов является продажа контента через сторонние онлайн-магазины. Но возникает вопрос о безопасности распространения контента и его защите от незаконного копирования и воспроизведения. Так появляется необходимость в услуге лицензирования дистрибутируемого контента. Правообладателю важно осуществлять контроль за легитимным распространением товара. В этот момент и образуются платформы лицензирования контента, которые предоставляют правообладателю возможность устанавливать собственные лицензионные параметры как для каждого отдельного продукта, так и для совокупности товаров. Установление лицензионных параметров защитит контент от копирования и использования на нескольких устройствах, если это не разрешено правообладателем. Платформы лицензирования позволяют устанавливать таргетирование по районам, городам и странам; по времени суток, дням недели, месяцам и годам; устанавливать количество допустимых копий, количество возможных устройств одновременного воспроизводства контента и т.д. [3].

Кроме того, существует много контента, защищенного авторским правом, в сети, который доступен бесплатно на законных основаниях. Например, пробные версии или трейлеры, или платный контент, который может быть предварительно просмотрен перед покупкой. Доступ и использование этого контента также должно управляться и контролироваться.

Те же самые технологии, которые изменили рынок контента, также меняют мир, создавая еще больше возможностей роста для рынка цифрового контента. Естественно, речь идет об облачных решениях, которые снижают затраты и повышают эффективность всех видов коммерческой деятельности. Облачные технологии помогают гарантировать, что изменяющиеся бизнес-цели и требования рынка получат своевременную и эффективную реакцию.

Рис. 3. Доля продуктов интеллектуальной собственности на электронном рынке
Рис. 3. Доля продуктов интеллектуальной собственности на электронном рынке

Согласно статистическим данным за 2015 и 2016 годы электронные книги повысили свою популярность среди покупателей, чего нельзя сказать о видеоконтенте, который потерял в продажах. Это можно объяснить тем, что большинство видео продуктов стали объединять как с физическими книгами путем продажи кодов доступа, которые значительно повышают продажи, так и с электронными книгами. Продажи фотографий и презентаций также немного упали [4].

Общее количество объектов в России и других странах на 01 января 2016 года составило 3252.

Российские портфельные компании РОСНАНО используют более легкие способы защиты интеллектуальной собственности (ноу-хау и полезные модели) чаще, чем иностранные компании, в то время как зарубежные проекты РОСНАНО предпочитают получать патенты на изобретения, гарантирующие наибольший уровень защиты.

Большинство объектов интеллектуальной собственности портфельных компаний РОСНАНО зарегистрировано в Российской Федерации. Портфельные компании предпочитают приобретать права не в нескольких отдельных странах, а в отношении большой группы стран сразу: об этом говорит значительное количество заявок в государствах, объединенных в Patent Cooperation Treaty (PCT) [5].

Таким образом, очевидна проблема разнообразия продуктов интеллектуальной собственности. Исходя из таблиц видно, что продажи происходят с большим трудом, а это означает, что есть необходимость в переосмыслении ассортимента продуктов, либо в том, с чем эти продукты можно объединить, чтобы повысить продажи и показать покупателям полезность и удобство электронного контента. Очевидно, что на данный момент времени покупка исключительно электронного контента не вызывает доверия покупателя. Поэтому есть необходимость в разработке идей по усовершенствованию продукта.

Список литературы:

1. Обухова Н. Правовая охрана промышленных образцов в США // Интеллектуальная собственность. 1995. № 5/6. С. 40-44.

2. Полунин, Ю. А. 3D-технологии для электронной коммерции и интернет-рекламы [Текст] / Ю.А. Полунин // Интернет-маркетинг. – 2006. –№ 5.

3. Пантелеев М. Установление новизны изобретения // Интеллектуальная собственность. 1997. № 3-4. С. 39-47.

4. Платонов Ю.А. Права авторов произведений и их защита // Бухгалтерский учет. 1994. № 10. С. 42-44.

5. Пантюхина А. Интеллектуальная собственность как объект гражданского законодательства // Бухгалтерский учет. 1995. № 5. С. 37-39.