Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
12.10.2016

Разработка стратегии инновационного развития гостиничного предприятия

Соколова Анна Анатольевна
магистрант, 2 курс программы «Управление гостиничным бизнесом» Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: В статье затрагивается вопрос значимости использования инноваций в деятельности гостиничных предприятий. Планирование и осуществление инновационной деятельности рассматривается как инструмент повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования предприятия в индустрии гостеприимства. Поэтапно описывается процесс разработки стратегии инновационного развития гостиничного предприятия.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, стратегия инновационного развития, гостиничное предприятие, инновационное состояние предприятия
Электронная версия
Скачать (647.7 Kb)

Интенсивное развитие гостиничного бизнеса дает предприятиям сферы гостиничных услуг значительные преимущества. С этой целью средства размещения стараются постоянно совершенствоваться в технологиях, разрабатывать, внедрять и использовать в своей практике качественно новые или улучшенные продукты, услуги и процессы.

Согласно российскому законодательству под инновацией понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. [2]. Данная трактовка применима и относительно инноваций в индустрии гостеприимства. Инновационная деятельность в гостиничном бизнесе многогранна: она охватывает не только широкое использование новейших информационных технологий, специализированных программных продуктов и глобальных компьютерных сетей, но и изменения в услугах и их качестве, безопасности и процессах предоставления, принципах и способах продвижения на рынке, методах стимулирования спроса, подходах к организации управления и прочее. Инновации тем самым выступают как результат перемен в деятельности средств размещения, а качественная и интенсивная инновационная деятельность – как неотъемлемое условие обеспечения конкурентоспособного экономического роста.

Именно такие факторы, как конкуренция, прибыльность и повышение эффективности функционирования являются главной движущей силой осуществления предприятием инновационной деятельности на основе разработанной стратегии инновационного развития. Компания, которая создает, реализует или внедряет инновации, будет иметь успех на рынке среди своих конкурентов и возможность достичь максимальных результатов.

Стратегию инновационного развития гостиничного предприятия можно определить как комплекс целей, задач, установок и способов перевода фирмы из существующего положения в новое целевое состояние на основе действий по внедрению различного рода инноваций и позиционирования предприятия на конкурентных рынках услуг. С помощью данной стратегии гостиница определяет приоритетные направления и эффективность инновационной деятельности.

Процесс разработки стратегии инновационного развития гостиничного предприятия представляет собой ряд последовательных мероприятий с обязательным наличием обратных связей (рис.1), позволяющих осуществлять корректировку целей и задач, формировать результирующие показатели. Рассмотрим поэтапно данный процесс.

Первый этап разработки стратегии подразумевает формирование стратегических целей и принципов инновационного развития гостиничного предприятия. Как правило, целевые установки представляют систему приоритетов в обеспечении улучшения финансово–экономического положения компании. На данном этапе оценивается эффективность той или иной инновации с точки зрения возможности создания продукта, услуги или процесса с улучшенными или качественно новыми характеристиками; рассматриваются варианты использования нововведений в деятельности, определяется время выхода на рынок (т.е. учитывается риск невосприятия инновации рынком), рассчитывается уровень инвестиций и др.

Второй этап предполагает комплексный анализ текущего экономического и инновационного состояния гостиничного предприятия, в результате чего оценивается готовность средства размещения к нововведениям.

Третий этап разработки стратегии инновационного развития – это анализ внутренней и внешней среды предприятия, оценка воздействия факторов макро– и микросреды непосредственно на инновационное развитие гостиницы.

Рис.1. Схема разработки стратегии инновационного развития гостиничного предприятия
Рис.1. Схема разработки стратегии инновационного развития гостиничного предприятия

В процессе четвертого этапа компанией разрабатываются конкретные мероприятия по изменению инновационного состояния предприятия (внедрение инновации), определяются качественные и количественные показатели этих изменений, в результате чего формируется бизнес–план инновационного развития гостиничного предприятия.

Создание бизнес–плана инновационного развития – пятый этап процесса разработки стратегии, предполагающий анализ возможных альтернатив и создание системы планов, которые позволят эффективно реагировать на изменения, возможности и угрозы, осуществлять взаимную увязку выбранной стратегии с другими функциональными элементами, производить необходимые корректировки.

На шестом этапе прогнозируются результаты инновационной деятельности, т.е. осуществляется расчет прогнозных экономических показателей деятельности средства размещения с учетом проведения планируемых мероприятий по внедрению инновации. Выявляются возможные отклонения и принимаются меры по их устранению.

И, как итог, заключительный этап – реализация стратегии инновационного развития предприятия сферы гостеприимства, в процессе которого осуществляется постоянный мониторинг деятельности: контролируется соблюдение планов и выполнение задач, оцениваются достигнутые результаты, осуществляются необходимые корректировки, выявляется уровень удовлетворения запросов потребителей, прогнозируются результаты инновационного развития с учетом перечисленных и иных факторов.

Таким образом, стратегия инновационного развития гостиничного предприятия устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, ее контролю и корректировке на основе осуществления текущего мониторинга.

Список литературы:

1. Касс М.Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами [Текст]: монография / М.Е. Касс; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т – Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. – 159с.

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно–технической политике» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/135919/ (Дата обращения 18.09.2016).