Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.10.2016

Централизация информационных потоков в едином информационном пространстве Санкт-Петербурга

Лобанов Олег Сергеевич
кандидат экономических наук, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Минаков Владимир Федорович
доктор технических наук, профессор кафедры информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кириленко Татьяна Александровна
магистрант кафедры информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Рассмотрены основные аспекты централизации информационных потоков в Санкт-Петербурге. Показаны проблемы, стоящие на пути реализации предлагаемой концепции, определены способы решения технологических и организационных проблем с методологической, научной и технической стороны. Определены особенности развития информационного пространства и стоящие перед ним цели и задачи. Сделан вывод о целесообразности применения системного подхода к управлению развитием единого информационного пространства Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: информационные потоки, информационные системы, облачные технологии, информатизация, централизация
Электронная версия
Скачать (716.4 Kb)

В настоящее время с усилением тенденций к повышению эффективности структуры государственного управления возрастает значимость рационального использования имеющихся ресурсов [1] и качества управления информационными потоками [2], число которых в органах государственной власти стабильно возрастает на протяжении последних лет [3]. Используемые традиционные подходы к проектированию информационных систем показывают свою неэффективность, сопровождающуюся ростом затрат на их разработку и сопровождение и повышая вероятность дублирования функционала между разными системами [4], в то время как гетерогенные облачные структуры только начинают развиваться в органах государственного управления, а их перенос требует затрат [5, 6]. Исходя из этого на текущем этапе развития единого информационного пространства Санкт-Петербурга возможно применение подхода к централизации информационных потоков, не дожидаясь перевода государственных информационных систем в центр обработки данных.

В целях рассмотрения возможностей управления информационными потоками целесообразно использовать примеры подобных механизмов, ранее использованные в ряде органов государственной власти, но не выходившие за их пределы. Развивая данный подход на уровне города, целесообразным в первую очередь будет являться определение структуры и типов информационных ресурсов, подлежащих централизованному хранению, обработке и защите [7] с точки зрения управления потоками данных, хранящихся в государственных информационных системах. Основным элементом в процессе реализации данного подхода будет являться использование системы межведомственного информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

С точки зрения реализации комплексного подхода к предоставлению сервисов электронного взаимодействия структура применяемых решений и концепций будет отдаленно соответствовать зарубежной концепции Software as a Service, которая, будучи адаптирована к требованиям отечественного законодательства с учетом политики импортозамещения [8], может быть представлена как соответствующая шина данных, являющаяся основой для последующего построения на ее базисе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой и достаточной для реализации возможностей централизованного управления потоками данных между государственными информационными системами Санкт-Петербурга.

Развитие данной концепции в дальнейшем будущем поможет существенно сократить трудоемкость процесса перехода информационных систем в центр обработки данных, превращая впоследствии данный процесс в технологический перенос систем в едином центре обработки данных; при этом не потребуется значительной модификации программного кода или применения дополнительных инженерно-технических решений.

В процессе рассматриваемой модернизации единого информационного пространства в соответствии с Концепцией региональной информатизации также необходимо уделить внимание организационно-методологическим аспектам работы пользователей государственных информационных систем [9-11] с целью организации единой методологической базы, которую можно было бы применить для работы в любой информационной системе города без необходимости проводить отдельные организационные и административные мероприятия по оптимизации деятельности конкретных сотрудников и повышения эффективности их труда [12].

Эффективная интеграция человеческих ресурсов в процесс обмена данными между соответствующими городскими информационными системами приводит к повышению эффективности единого информационного пространства в целом [13-14]. Исходя из данного тезиса следует рассматривать эффективность не только в части безотказной работы государственных информационных систем [15], но и в части необходимых мероприятий по повышению уровня мотивации сотрудников, использующих те или иные информационные системы, с применением необходимых научных подходов [16-17].

С целью оптимизации процесса перехода информационных систем в облачные ресурсы целесообразно рассмотреть данный процесс через призму системного подхода и рационального управления инновациями [6, 18], не допуская вероятности исчерпания административных, технологических, человеческих либо финансовых ресурсов до момента полного перехода к использованию облачных информационных сервисов. Таким образом, эффективное управление процессом перехода должно подразумевать поэтапные шаги с четким временным планом-графиком, отражающим необходимую последовательность централизации информационных потоков в единое информационное пространство, обеспечивающим минимизацию финансовых затрат в конкретный год, при этом обеспечивая максимизацию эффекта использования соответствующих сервисов конкретными пользователями в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

Использование современных вычислительных мощностей позволяет обеспечить достаточную производительность как при построении распределенной информационной структуры, так и при консолидации информационных систем в единое государственное облачное информационное пространство. При этом отличительной особенностью развития Санкт-Петербурга как региона информатизации является изначально заданный в направлении централизации вектор [19]. Таким образом, построение единого центра обработки данных и наличие предпосылок для перехода к централизации информационных потоков было определено в Санкт-Петербурге еще в 2009 году, в то время, как другие регионы использовали децентрализованные решения без объединения их в кластеры либо группировки их по уровням использования необходимых сервисов, что можно было бы считать промежуточным шагом к централизации информационных потоков данных [20].

Рассмотрение вопроса централизации информационных потоков также должно производиться с учетом требований и положений отечественных стандартов проектирования и развития государственных информационных систем, так и с использованием зарубежных методик портфельного управления совокупностью проектов, которыми, в том числе, являются информационные системы. При этом применение зарубежных способов и технологий управления информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, к которым можно отнести и развертывание облачных решений, должно основываться на применимости данных технологий к специфике органов государственной власти, являясь, по сути, инструментом для реализации соответствующих задач, а не основополагающим постулатом, определяющим вектор развития информатизации в регионе.

Таким образом, в процессе централизации информационных потоков возрастает значимость системного подхода к управлению информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, рационального применения имеющихся ресурсов для обеспечения необходимой интеграции имеющихся средств информационных технологий внутри государственного облачного информационного пространства, обеспечивая, таким образом, единство данных, способов их обработки, форматов обмена данными и методов работы пользователей в государственных информационных системах, повышая, таким образом, эффективность управления городскими сервисами, обеспечивая приоритетное использование современных технологий для решения задач управления городской информационной инфраструктурой как в части информационных технологий, так и в части реализуемых посредством данных информационных технологий сервисов, автоматизирующих социально значимые функции органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Список литературы:

1. Лобанова Ж.А., Баша Н.В., Лобанов О.С. Методика оценки эффективности использования информационных ресурсов // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 7-2 (26). - С. 29-30.

2. Баша Н.В. Единое информационное пространство научной деятельности в экономике знаний // В мире научных открытий. - 2015. - № 10 (70). - С. 149-157.

3. Лобанов О. С., Баша Н. В., Мельникова Е. Ф. Методологический базис управления информационным пространством региона // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 8-2 (27). – С. 39-40.

4. Лобанов О. С., Артемьев А. В., Томша П. П. Разделение информационных систем на подклассы как основа рационализации информационного пространства // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – №6-2 (25). – С. 20-21.

5. Лобанов О. С. Экономическое обоснование применения программных решений, реализующих функцию бюджетирования в организациях // В сборнике: Применение результатов дипломного проектирования студентов вузов Санкт-Петербурга в интересах социально-экономического развития города. – Санкт-Петербург. – 2010. – С. 95-99.

6. Баша Н.В., Горнов П.А., Шпякина А.С. Формирование портфеля инновационных проектов при управлении научно-исследовательскими организациями // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 5-2 (24). - С. 11-13.

7. Дятлов С. А., Лобанов О. С. Особенности законодательного обеспечения информационной безопасности в России // В сборнике: Восьмые Петровские чтения (история, политология, социология, философия, экономика, культура и право): Материалы всероссийской научной конференции. – Петровская академия наук и искусств, Отделение исторических наук. – 2006. – С. 261-264.

8. Шиянова А. А., Баша Н. В., Лобанов О. С. Импортозамещение на российском ИТ рынке // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 7-1 (26). – С. 61-62.

9. Баша Н.В., Лобанов О.С., Макарчук Т.А. Научно-исследовательская деятельность: затраты, публикации научных результатов // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 7-1 (26). - С. 31-33.

10. Баша Н.В., Мельникова Е.Ф., Лобанов О.С. Публикационная активность НИИ как признак инновационного развития //Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 8-1 (27). - С. 46-48.

11. Баша Н.В., Лобанов О.С., Макарчук Т.А. Зависимость публикационной активности от государственного финансирования научно-исследовательских организаций // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 7-2 (26). - С. 5-6.

12. Баша Н.В., Лобанов О.С., Остроумов А.А. Модель управления НИОКР в научно-исследовательских организациях // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 11-2 (30). - С. 6-8.

13. Баша Н.В., Минаков В.Ф., Мельникова Е.Ф. Алгоритм принятия решений на основе анализа иерархии целей в едином научном пространстве // В мире научных открытий. - 2015. - № 10 (70). - С. 231-239.

14. Баша Н.В. Формирование информационной инфраструктуры единого информационного пространства научно-исследовательских организаций // В мире научных открытий. - 2015. - № 12.1 (72). - С. 291-300.

15. Лобанов О. С. CASE-технологии проектирования информационных систем // В сборнике: Информационные технологии в экономике, управлении и образовании. – Санкт-Петербург. – 2010. – С. 298-299.

16. Баша Н.В. Модель управления научной деятельностью на основе многомерного пространства показателей // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - Т. 17. - № 3-3. - С. 333-342.

17. Баша Н.В., Мельникова Е.Ф., Томша П.П. Управление научно-исследовательскими организациями: конфликт интересов стейкхолдеров // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2015. - № 3-3 (34). - С. 7-9.

18. Баша Н.В. Алгоритм управления научной деятельностью на основе многомерной иерархии целей // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - № 3 (15). - С. 27-31.

19. Минаков В. Ф., Лобанов О. С., Артемьев А. В. Кластеры потребителей телекоммуникационных сервисов // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 6-1 (25). – С. 60-61.

20. Лобанов О. С., Рябцев И. В. Стратегический менеджмент и его поддержка средствами Carewise на примере BSC // В сборнике: Модернизация российской экономики и общества в контексте национально-государственных и общемировых изменений. – Санкт-Петербург. – 2008. – С. 92-97.