Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.10.2016

Традиционная азербайджанская кухня как инструмент продвижения страны

Гаврилова Юлиана Михайловна
Студентка Института магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Саломахин Сергей Владимирович
Студент Института магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: Продвижением продукта можно считать любую форму передачи и распространения информации, которая помогает двигать продукт на рынке, оказывать влияние на общество. Целью данной статьи является исследование особенностей и традиций Азербайджанской кухни, как один из сопутствующих инструментов продвижения бренда страны, в частности, в сфере гастрономического туризма.
Ключевые слова: Азербайджан, традиции, кухня, продвижение, туризм
Электронная версия
Скачать (720.8 Kb)

Инструменты продвижения - приемы маркетинга, которые применяются для достижения основной цели — продвижения. Методы продвижения или инструменты продвижения являются составной частью разработанной реализуемой политики продвижения товара. К этим методам традиционно относят [3, с. 42-45]:

1. Рекламу. Реклама предполагате охват большой целевой аудитории, она основанна на распространение платных информационных сообщений, передаваемые через СМИ. Однако, при этом методе продвижея отсутствует обратная связь.

2. Личные продажи. Они основываются на устном донесении инфориации до потребителя, информировании покупателя об необходимости приобретать товар или услугу. Минус данног оиснтрумента – высокие издержки.

3. Общественные связи. Данный метод продвижение не предполагает общения напрямую с целью продажи, а лишь информирует, с целью вовлечения потребителей, стимулирования продаж.

4. Стимулирование быта. Метод продвижения, который основан на стимулировании покупки товара потребителем. Минус данного метода – кратковременность.

Кроме этого, следует отметить, что для популяризации страны и привлечения туристов, власти страны делают ставку не только на достопримечательсности страны, исторические памятники, памятники культуры, но и на особенности и традиции страны. Так, в данной статье мы рассматриваем привлекательность Азербайджана для туристов в сфере гастрономии, гастрономического туризма. Следует отметить, что азербайджанская кухня – одна из самых популярных и узнаваемых кавказских кухонь, кроме того, Азербайджанская кухня считается одной из самых древних.

В своей книге, «Азербайджанская кухня», И. Лазерсон упоминает о классических вековых традициях азербайджанского народа, об особенностях обеда, приема пищи, который доходит иногда до трех часов. В дополнение указывается,что главным блюдом традиционно на Кавказе является плов. Однако, современность изменяет традиции азербайджанского народа и частично влияет на особенности и культуру приема пищи по-азербайджански. [1, с.3]

Азербайджанская кухня очень популярна, как в России, так и за рубежом. Некоторые экономисты утверждают, что количество туристов, посещающих Азербайджан, с каждым годом возрастает. Азербайджан – страна, где есть горы, море, озера, растут фрукты, овощи, выращивают виноград и т.п. Эта страна имеет выгодное географическон положение, а так же благоприятный климат. Согласно данным Ростуризма запросы на посещение этой страны летом 2016 г. выросли на 20%. Рост интереса Россиян связано с нестабильной политической ситуацией в мире, высокими евро и долларом, а так же с рекламной компанией, которую ведут власти Азербайджана. Используя различные инструменты маркетинга, власти повышают уровень туристской привлекательности страны, что позволило увеличить количество посещений Азербайджана, в сравнении с 2015г. Туристов привлекает отсутствие визовых и языковых барьеров, невысокие цены, если сравнивать с Европой, море, озера, горы, летние фестивали, как например, «Жара», а так же – культура и традиции питания Азербайджана, т.е. гастрономический туризм. [4]

Зачастую туристы едут в гастрономические туры, поскольку еда, культура приема пищи является составляющим элементов наравне с посещением культурных достопримечательностей этой страны. Азербайджан в своей маркетинговой деятельности широко используют гастрономическое наследие страны, уходящее корнями в древние времена. Гастрономическим туризмом в эту страну увлекаются в основном туристы из западной Европы. Включение гастрономического компонетна в сферу туризма является экономически выгодным для ряда групп участников данного процесса:

1. Для развития местности, т.е. дестинации. Дестинация получает дополнительную привлекательность, благодаря наличию гастрономического бренда и развития гастрономического туризма в стране.

2. Для жителей данного региона. Турпото увеличивается, что благоприятно влияет на увеличение рабочих мест.

3. Для ресторанного бизнеса, продуктовых рынков и других сопутствующих областей. Увеличивается количество туристов, привлекаются инвестиции и увеличивается количества вливания иностранного капитала в капитал страны.

Традиционная азербайджанская кухня это:

1. Много мясных продуктов, в основном баранина. На второй план отходит говядина, телятина птица.

2. Плов. Плов может быть, как с мясными ингридиентами, например, т.е. соленый, так и сладкий, с айвой или яблоками.

3. Супы. Наиболее популярный – пити-суп.

4. Много овощей, в основном надземные, как огурцы, помидоры, баклажаны, кроме это - картофель.

5. Приправы и травы.

6. Сладости. Их можно, в зависимости от способа приготовления, разделить на три группы: изделия из теста, карамельные лакомства и конфеты. Наиболее популярный десерт – пахлава и печенье курабье.

По опросу интернет-издания Krugozorro.com выяснилось, что наиболее популярным блюдом в Азербайджане является плов, на втором месте с 24% из опрошенных приходится люля-кебаб, на третьем месте – шашлык и завершает данный опрос на четвертом месте долма с 18 % [6]. Что касается традиции употребления пищи, то здесь принято есть руками.

Рис.1. Процентное соотношение популярности блюд в Азербайджане

Рис.1. Процентное соотношение популярности блюд в Азербайджане

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения 2015 года, среди населения Южного Кавказа азербайджанцы употребляют меньше всего алкоголя. Этот вывод подтверждается цифрой – взрослый человек выпивает в год 2,3 литра. Для сравнения – в Беларуси эта цифра равна 17 литрам чистого спирта. Культура употребления вина в стране складывалась веками. Ее главное качество – умеренность. Пьянство не свойственно азербайджанцам. Азербайджан производит линейку красных высококачественных вин, имеющих общее название «Старый Баку», широко распространенную и в Российской Федерации.[5]

Государство Азербайджана ведет лояльную маркетинговую политику. Так, туристам иногда предлагаются бесплатные туры по городам или бесплатную дегустацию вин. Стоит отметить, что гастронономия отражает, как экономические, так и социальные, культурные, религиозные особенности страны. Тем самым, когда туристы выбирают Азербайджан, благодаря широкому известию о виноделии этой страны, пляжных курортах, горных курортах, они так же выбирают эту страну и благодаря ее вековым традициям и особенностям кухни. Как говорилось ранее, привлекательность страны с гастрономической точки зрения, привлекает так же туристов и для посещения различных классических достопримечательностей страны, культурных и исторических, к примеру, музеев, памятников или даже театров.

Таким образом следует отметить, что гастрономические туры популярны на сегодняшний день, в особенности, в Азербайджане, а маркетинговая стратегия государства благоприятно влияет на привлечение туристов и увеличения их числа с каждым годом.

Список литературы:

1. Лазерсон И. Азербайджанская кухня - М.: ЗАО Центрполиграф, 2014 г. – 47 С.

2. Похлебкин В.В. Национальные кухни наших народов - Изд-во.: Москва, 2014 г. – 329 с.

3. Семенов Н.А. Маркетинг. Учебное пособие. 2-е изд. Тверь: ТГТУ, 2011 – 99 С.

4. Югов Ю. Эксперты: Растет привлекательность Азербайджана для российских туристов // Электронный журнал «Москва-Баку» URL: http://moscow- baku.ru/news/society , 05.09.2016

5. Всемирная организация здравоохранения.// Интернет-ресурс: официальный сайт. URL: http://www.who.int/ru/

6. Krugozorro.com URL: http://krugozorro.com/cuisine/azerbaidjan