Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.10.2016

Проблема цифрового неравенства и система электронного правительства России

Шепелева Ольга Юрьевна
магистрант, кафедра стратегического корпоративного управления, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Цифровой формат информационного общества требует исследования потенциальных возможностей реализации прав граждан путем получения государственных услуг в системе электронного правительства. В статье определены основные тренды развития цифровых технологий предоставления услуг органами государственной власти, а также проблемы их получения ввиду цифрового неравенства населения.
Ключевые слова: информационное общество, цифровые услуги, цифровое неравенство, электронное правительство, информационные ресурсы, безопасность
Электронная версия
Скачать (732.6 Kb)

1. Введение

В настоящее время перед органами исполнительной власти любого региона Российской Федерации, задействованными в системе оказания услуг в электронной форме, стоит одна и та же проблема: оптимизация методов управления электронным правительством. Оптимизационной является функция, отражающая эффективность и доступность услуг [2, 22].

Само по себе электронное правительство представляет собой комплексную социально-экономическую и человеко-машинную систему, которая предназначена для реализации полномочий органов государственной власти, исполнения возложенных на них функций и оказания услуг гражданам и хозяйствующим субъектам с помощью максимально эффективного использования преимуществ цифровых данных [21, 25], которые в первую очередь должны вести к существенной экономии бюджетных средств.

2. Цель исследования

Выявить основные проблемы обеспечения цифрового равенства в системе предоставления услуг органами государственной власти.

3. Проблемы получения цифровых услуг

Важно учесть, что, цифровые транзакции в 20 раз дешевле, чем транзакции по телефону, в 30 раз дешевле, чем по почте и в 50 раз дешевле, чем в очном режиме [4, 19, 28]. Безусловно, такая экономия средств демпфирует секвестирование расходов из бюджета (которое осуществляется, как правило, через сокращение или частичное ограничение доступности этих услуг для населения) в периоды кризиса. Одновременно должна решаться социально значимая проблема существенного неравенства в доступе к цифровым услугам, когда более зависимые от государственных услуг малообеспеченные граждане обладают реально меньшими возможностями. Без ее разрешения сохраняются морально устаревшие традиционные каналы коммуникаций в системе получения государственных услуг. Хотя граждане, безусловно, заинтересованы в переходе к виртуальной форме [3, 5, 26, 27, 29] взаимодействия с органами власти. Удельный вес граждан, использующих компьютерные сети и web-сервисы предоставления гос- и муниципальных услуг, согласно данным статистики медленно, но уверено растет – рис. 1.

Рис. 1. – Рост доли населения, виртуализирующего получение государственных и муниципальных услуг
Рис. 1. – Рост доли населения, виртуализирующего получение государственных и муниципальных услуг

Проверим наличие интереса граждан к получению государственных услуг в электронном формате их поисковыми запросами в системе «Яндекс». Результаты обследования представим в табл. 1.

Акцент на этой проблеме был сделан в научных работах [16, 20, 30, 31], которые говорят о том, что процесс трансформации информационной инфраструктуры для предоставления услуг органами государственной власти нуждается в реинжиниринге. Более того, такой процесс не может быть продуктивным, если сведется к экстенсивному решению, основанному на приобретении технических средств вычислительной техники и открытии сайтов, так как автоматизация неэффективных технологий не повышает эффективность государственного управления и уровня участия общества в государственной жизни [8, 18].

Теперь проанализируем сложившуюся к настоящему времени ситуацию. Совокупные расходы регионов, то есть собственные вложения во внедрение ИКТ росли до 2015 г. В 2013 г. они составили 69,6 млрд. руб., в то время как в последующем проявилась тенденция к сокращению: в 2016 году расходы сокращены на 15%.

Таблица 1 Статистика поисковых запросов в системе «Яндекс» на предоставление государственных услуг в электронном формате

Индекс заинтересованности граждан в цифровых услугах

Число запросов за октябрь 2016 г.

Государственные электронные услуги

7192

Электронный портал государственных услуг

3043

Услуги органов государственной власти в электронной форме

49

Услуги электронного правительства

1257

МФЦ

1462582

МФЦ график работы

1288223

Электронные услуги

63771

Портал электронных услуг

8096

Электронные государственные услуги

7362

Государственные услуги в электронном виде

1907

Электронные государственные и муниципальные услуги

1917

А комплекс правовых, социальных, организационных, технологических и целого ряда других проблем до сих пор остается нерешенным. И, как следствие, государственная политика в сфере формирования цифрового информационного общества в России, изложенная в соответствующих документах, указах Президента России, концепциях и иных документах стратегического планирования, нуждается в реинжиниринге и доработке целевых показателей, которые для начала смогли бы дать более точную оценку необходимых расходов на внедрение и обеспечение бесперебойного функционирования Wi-Fi точек доступа к сайтам «белого списка» (государственных услуг, сайтам министерств и ведомств России), а также устранения уже выявленных недочетов. Учитывая опыт Северо-Западного региона, который выступает в числе пионеров этого проекта [11-15, 23, 24], существует еще множество нюансов, требующих существенной модернизации. Например, необходимым условием доступа является идентификация по номеру сотового телефона через SMS-оповещение с кодом доступа и обязательное наличие адреса электронной почты, что является не вполне логичным, поскольку сам проект ориентирован именно на тех людей, у которых нет свободного доступа в интернет, а значит и нет адреса электронной почты, который нельзя просто так взять и придумать, так как велика вероятность, что такой адрес уже на кого-то зарегистрирован, и обратная связь с этим гражданином становится автоматически недоступной.

А мы еще не берем во внимание более удаленные регионы России с значительно более низкой плотностью населения и ярко выраженной тенденцией к старению этого населения в сравнении с Северо-Западом и Москвой, в которых еще не развиты телекоммуникационные системы и возникает необходимость финансирования не только её строительства и ввода в эксплуатацию, но и обучения возрастных групп соответствующим навыкам использования цифровых сервисов, а также их мотивации к такому обучению [1, 6-10, 17].

Еще одной базовой проблемой для развития системы электронных госуслуг на федеральном и на региональном уровнях, является, на мой взгляд, отсутствие в законодательстве юридически значимых механизмов взаимодействия и обмена информацией в сети, поскольку многие органы понимают оказание услуг в формате электронного правительства в качестве простого присутствия в сети, когда на сайте представлена лишь информация о наличии услуг и способах их оказания, порядке приема документов и открытые формы для заполнения, с которыми в любом случае придется отправляться по традиционному очному каналу.

На мой взгляд, главная проблема во взаимоотношениях гражданина РФ и различных органов государственной, муниципальной власти и прочих организаций заключена в следующем: человеку не нужны справки о регистрации, судимости, задолженности и т.д. и т.п. сами по себе. Эти справки требуют от гражданина всевозможные органы власти и организации в случае обращения человека за какой-либо помощью, услугой, устройством на работу, крупной покупкой и т.д. Зачем получать справку от одного органа власти или организации для предоставления ее (справки) в другой орган власти, организации, когда все они находятся на территории РФ и являются ее резидентами, и у них у всех имеются базы данных на электронных носителях? Проще урегулировать правила доступа органов власти и организаций к базам данных миграционной, налоговой и прочих служб. Иначе говоря, требует совершенствования система интеграции данных самих органов государственной власти.

4. Выводы

Выполненной анализ дает основания сделать вывод, что Правительству Российской Федерации целесообразно рассмотреть возможность разработки и реализации стратегии повышения доступности цифровых технологий, нацеленной на комплексное решение целого ряда проблем, связанных с цифровой грамотностью и заинтересованностью в этом граждан, возможностью физического доступа, экономической доступностью цифровых государственных услуг, популяризация которых должна не только обеспечивать информирование населения о преимуществах, связанных со скоростью их получения, но и решать проблемы, связанные с любыми опасениями по поводу безопасности и законности операций, совершаемых в электронном виде.

Список литературы:

1. Артемьев А. В., Минаков В. Ф., Макарчук Т. А. Управление обучением персонала коммерческого банка: Эффекты. Синергия // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2013. – № 3. – С. 11–15.

2. Галстян А. Ш., Глушко Д. С., Минаков В. Ф., Шиянова А. А. Повышение эффективности работы предприятий электросвязи на основе различных вариантов вложения средств // Инфокоммуникационные технологии. – 2007. – № 3. – С. 114–119.

3. Галстян А.Ш., Шиянова А.А., Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Верификация экономико-математической модели инновационного развития связи и инфотелекоммуникаций России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 3 (48). – С. 78-84.

4. Горячева Е.А., Минаков В.Ф., Барабанова М.И. Модель управления ликвидностью при контроле Банком России в режиме реального времени // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2013. – № 4. – С. 178-183.

5. Еникеева Л. А., Соколовская С. А. Методы управления виртуальными предприятиями: монография. – СПб.: СПбГИЭУ. – 2010. – 121 с.

6. Еникеева Л.А., Карпова Г.В. Моделирование износа человеческого капитала // Вестник ИНЖЕКОНА. – 2009. – № 6 (33). – С. 190.

7. Еникеева Л.А., Карпова Г.В., Андреева Е.А. Анализ влияния структуры занятости на циклическое развитие макросоциальных систем // Сб. статей по материалам междунар. научно-практ. конф. «Научные механизмы решения проблем инновационного развития» (28 сентября 2015 г., г. Челябинск). – Уфа. – 2015. – С. 79-87.

8. Еникеева Л.А., Торосян Е.К. Механизм трансфера кризисов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. – 2012. – № 3 (54). – С. 54-61.

9. Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. Модели прогнозирования качества жизни на основе международных индексов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 656.

10. Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. Разработка моделей конкурентоспособности экономики России через повышение качества жизни населения регионов на основе международных и региональных индексов качества жизни // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4-1 (57-1). – С. 408-412.

11. Карпова Г.В., Андреева Е.А., Еникеева Л.А. Структурные сдвиги и циклическая динамика в экономике: теория и измерения // Научное обозрение. – 2015. – № 15. – С. 465-473.

12. Лобанов О.С., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 1-1 (20). – С. 67-68.

13. Лобанов О.С., Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Методология ранжирования ресурсов в облачной инфраструктуре региона // Материалы 3-й научно-практической internet-конференции Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. – Ульяновск. – 2014. – С. 50-56.

14. Минаков В.Ф. Информационные потоки как фактор производства // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 11 (23). – с. 32.

15. Минаков В.Ф. Концепция мультиагентного анализа иерархий // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 3 (27). – С. 30.

16. Минаков В.Ф. Метод анализа многомерных иерархий // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 7 (19). – С. 31.

17. Минаков В.Ф. Различия и сходства в периодизации теории поколений // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 12-2 (31). – С. 122-124.

18. Минаков В.Ф. Смарт инновации: понятие, сущность // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 1 (25). – С. 13.

19. Минаков В.Ф. Ценовая эластичность спроса и предложения качества // Информационные технологии в бизнесе. Сборник научных статей 8-й международной научной конференции. – Санкт-Петербург. Издательство «Инфо-да». – 2013. – С. 51-60.

20. Минаков В.Ф. Экономическая волнометрика воспроизводства // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 2 (14). – С. 5.

21. Минаков В.Ф., Азаров И.В. Моделирование конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка // Terra Economicus. – 2006. – № 2. – С. 35–39.

22. Минаков В.Ф., Корчагин Д.Н., Король А.С., Шевцов М.А. Пустахайлов С.К. Математическое моделирование автоматизированных информационных процессов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2006. – № 3. – С. 15–19.

23. Минаков В.Ф., Лобанов О.С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. – № 3. – С. 181–185.

24. Минаков В.Ф., Лобанов О.С., Остроумов А.А. Развертывание облачной инфраструктуры в региональном информационном пространстве // Научное обозрение. – 2014. – № 11-1. – С. 103-106.

25. Минаков В.Ф., Макарчук Т.А., Артемьев А.В. Модель Басса в управлении инновационным развитием отрасли связи России // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 8 (99). – С. 23-27.

26. Минаков В.Ф., Малышенко А.В. Декомпозиция инновационных процессов в вузе // Наука. Инновации. Технологии. – 2004. – № 36. – С. 12–15.

27. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Информационное общество и проблемы прикладной информатики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 1-1 (20). – С. 69-70.

28. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Математическая модель кумулятивного эффекта энергосбережения // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. – 2013. – № 1. – С. 197–199.

29. Соколовская С.А., Еникеева Л.А. Экономико-математическая модель структуры причинно-следственных взаимодействий целей управления виртуальным предприятием / Вестник ИНЖЭКОНа, Сер. «Экономика». – № 5 (32). – 2009. – С. 165.

30. Шиянова А.А., Галстян А.Ш., Минаков В.Ф., Минакова Т. Е. Математическое моделирование макроэкономических трендов развития страхового бизнеса // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 436.

31. Minakov V.F., Minakova T.E., Galstyan A.Sh., Shiyanova A.A. Time constant of innovation effects doubling // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – № 6 - 36. – Pp. 307-312.