Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
05.12.2016

Формирование готовности к социально-профессиональной мобильности у студентов педагогического вуза

Стародубцева Любовь Викторовна
канд. социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономики образования, физико-математический факультет, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования готовности к социально-профессиональной мобильности у студентов педагогического вуза, что актуально в современных условиях.
Ключевые слова: социально-профессиональная мобильность, образовательные организации, студенты педагогического вуза
Электронная версия
Скачать (706.3 Kb)

В современных социально-экономических условиях к специалистам в любой сфере предъявляются все более высокие требования. Это объясняется высоким темпом происходящих во всех социальных сферах перемен, совершенствованием технологий, что порождает потребность в кадрах все более высокой квалификации. Эти новые требования общества к личности: реагирование на изменения в окружении, принятие и реализация нестандартных решений в ситуации рыночной конкуренции, адаптация к новым быстроменяющимся условиям, готовность к приобретению новых знаний, – заставляют ее быть мобильной [2, с. 693].

В этих условиях важную роль играет формирование готовности к социально-профессиональной мобильности у будущих педагогов, подготовка высокопрофессиональных кадров, удовлетворяющих требованиям современного рынка труда.

Социально-профессиональная мобильность педагога может рассматриваться как способность и готовность изменять характер деятельности и самого себя в зависимости от меняющихся условий: уровня базовой подготовки обучающихся, их количества в академической группе, объема часов, отводимых на формирование тех или иных компетенций, учебного оборудования.

Профессиональную мобильность можно определить как готовность и способность работника быстро и эффективно осваивать новую технику и технологии, выполнять новые профессиональные задачи, добывать недостающие знания и умения, обеспечивающие успешность новой профессиональной деятельности. Как одно из качеств работника профессиональная мобильность является совокупностью личностных характеристик и специфичных форм поведения (творческая активность, постоянное самосовершенствование и самореализация, способность идти на оправданный риск, проявлять инициативу, предприимчивость), которые проявляются в профессиональной деятельности. Профессиональная мобильность является одним из механизмов социальной адаптации, позволяет человеку управлять профессиональным поведением [2, с. 693].

В качестве условий повышения качества подготовки педагогов в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева на первое место выдвигаются усиление практической направленности образовательных программ (практики, стажировки), организация сетевого взаимодействия образовательных организаций различных уровней, разработка моделей выхода из педагогических программ немотивированных к педагогической деятельности студентов и разработка методик оценки готовности выпускников к работе. По замыслу, реализация проектов повысит качество подготовки педагогов всех звеньев образования и их готовность к профессиональной деятельности [1, с. 93].

В период с 08.02.2016 г. по 30.03.2016 г. в МГПИ им. М. Е. Евсевьева был проведен опрос, направленный на изучение общей удовлетворенности потенциальных работодателей уровнем подготовки выпускников. Одна из задач опроса – определить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности выпускника, его карьерное развитие.

Анкета была размещена на сайте института. Также были разосланы адресные письма по почте и на электронные адреса с просьбой оказать содействие в организации и проведении данного анкетирования. Всего в опросе приняли участие 193 руководителя образовательных организаций г. Саранска, районов республики Мордовия, районов Приволжского федерального округа (Нижегородской, Ульяновской областей).

В одном из блоков анкеты участникам опроса было предложено отметить факторы, оказывающие наибольшее влияние на профессиональную деятельность выпускника и его карьерный рост. Результаты представлены в таблице.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о факторах, которые оказывают наибольшее влияние на профессиональную деятельность выпускника и его карьерный рост

№ критерия

Наименование критерия

Оценка

удовлетворенности

по критерию

(в баллах

от 1 до10)

ГО Саранск

РМ

ПФО

1

Профессиональные знания выпускников (их актуальность, достаточность, глубина и соответствие квалификационным требованиям по занимаемой должности)

6-8

7-10

8-10

2

Способность применять знания и навыки в практической деятельности

5-8

6-10

8-10

3

Быстрота адаптации в новых условиях и способность самостоятельного исполнения должностных обязанностей

5-7

7-10

9-10

4

Коммуникативные качества

6-9

8-10

9-10

5

Дисциплина и исполнительность

8-10

8-10

9-10

6

Способность и стремление к самообразованию

6-10

7-10

8-10

7

Способность к новациям и участие в инновационной деятельности

6-9

7-9

8-10

8

Дополнительные знания и навыки кроме профессиональных (иностранные языки, информационные технологии, экономическая грамотность и т.п.)

5-10

6-10

8-10

9

Воспитание, общая культура и эрудированность

8-10

8-10

9-10

Анализируя данные, мы можем констатировать следующее:

Представители образовательных организаций высоко оценивают подготовленность выпускников нашего вуза по следующим направлениям:

– быстрота адаптации в новых условиях и способность самостоятельного исполнения должностных обязанностей;

– коммуникативные качества;

– воспитание, общая культура и эрудированность;

– дисциплина и исполнительность.

Руководители всех образовательных организаций в целом удовлетворены знаниевым компонентом подготовки выпускников, их актуальностью, достаточностью, глубиной и соответствием квалификационным требованиям по занимаемой должности. Критерий «Способность применять знания и навыки в практической деятельности» оценен на среднем уровне. Навыки, которые определяют данный критерий, формируются прежде всего через учебные практические работы, а также во время производственной и преддипломной практик, которым следует уделять более пристальное внимание.

Работодатели отмечают, что готовность и способность к дальнейшему обучению у выпускников МГПИ развита на среднем уровне. Для современной образовательной организации необходимы сотрудники, обладающие компьютерной грамотностью, навыками общения на иностранном языке, экономической грамотностью, сотрудники, стремящиеся к самообразованию.

Таким образом, в целом по результатам анкетирования наблюдается положительная тенденция по большинству показателей удовлетворенности работодателей образовательных организаций различными факторами, оказывающими наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности выпускника, его социально-профессиональную мобильность и карьерное развитие, что подтверждает действенность политики вуза, направленной на удовлетворение требований потенциальных работодателей.

Список литературы:

1. Кадакин, В. В. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / В. В. Кадакин, Т. И. Шукшина // Гуманитарные науки и образование. – № 3 (23) (июль – сентябрь). – 2015. – С. 93–99.

2. Пилецкая Л. С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 693-697.