Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
05.12.2016

Методические подходы к управлению инновационной инфраструктурой промышленного предприятия на основе управления рисками

Ларинина Татьяна Ивановна
канд. экон. наук, доцент Кафедра экономики и организации производства, экономический факультет Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: В основе процесса оценки готовности перехода предприятия к стратегии инновационного развития лежит инвестиционно-инновационный подход, предполагающий проведение анализа собственных источников финансирования и инновационных возможностей. Актуальным в настоящее время методом управления инновационной инфраструктурой является применение риск-менеджмента.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, риски
Электронная версия
Скачать (627.8 Kb)

Переход от «рынка покупателя» к новому «рынку продавца», когда потребительский спрос формируется инновационными товарами крупнейших предприятий, формирует рынок нововведений, а остальные игроки являются аутсайдерами, производящими товары – имитаторы известных брендов. Переход к опережающему типу инновационного развития возможен, только в случае, если промышленное предприятие само создает рынок товаров.

Внутренняя инновационная инфраструктура представлена:

‒ отделами/подразделениями инновационного развития,

‒ отделами маркетинга и сбыта,

‒ логистикой,

‒ конструкторскими бюро,

‒ отделами главного технолога,

‒ производством [1].

При ведении инновационной деятельности самый дорогой ресурс – время. Короткое время освоения инновационного продукта дает предприятию конкурентное преимущество, получение большей выручки.

Экономический эффект развития инновационной инфраструктуры может быть определен через три основных составляющих:

‒ уменьшение затрат на НИОКР;

‒ сокращение сроков проведения НИОКР;

‒ снижение трудоемкости проведения НИОКР.

Выбор направления стратегии инновационного развития осуществляется руководством предприятия исходя из поставленных целей, определяемых в зависимости от пути экономического развития (эволюционного или революционного), и оценки имеющихся ресурсов и возможностей.

Актуальным в настоящее время методом управления инновационной инфраструктурой является применение риск-менеджмента.

В связи с этим, выделим 3 вида рисков, которые необходимо принимать во внимание при выборе стратегии инновационного развития [3] :

1. Негативные риски – угрозы, иными словами, события, ведущие к ухудшению качества исполнения проекта, требующие привлечения дополнительных затрат ресурсов и времени или, вероятно, снижающие качественные характеристики конечного результата.

2. Позитивные риски – возможности, или события, предоставляющие шанс улучшить качество реализации проекта и достигнуть целей, возможно, с меньшими затратами ресурсов и времени или более высоким качеством.

3. Непредвиденные обстоятельства – то, что невозможно было или не смогли предусмотреть на стадии идентификации рисков.

В основе риск-менеджмента лежит организация работы по снижению вероятности наступления негативных ситуаций и получению запланированного результата деятельности в условиях частичной неопределенности хозяйственно-экономической ситуации. Основная задача риск-менеджмента – снижение вероятности принятия неверного управленческого решения и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений.

Порядок работы с рисками:

‒ Анализ внешних и внутренних факторов;

‒ Выявление и оценка вероятности рисков;

‒ Разработка мероприятий по снижению вероятности рисков (развитие внутренней инфраструктуры предприятия);

‒ Реализация мероприятий;

‒ Оценка эффективности результатов инновационной деятельности;

‒ Корректировка процессов инновационной инфраструктуры [2].

Данная модель является аналитической. Управление инновационной инфраструктурой осуществляется как управление динамичной системой, находящейся в состоянии неравновесия.

Совместное влияние различных возмущающих факторов может приводить к синергетическому эффекту в подсистемах инфраструктуры. 

Рисунок 1 – Модель управления инновационной инфраструктурой промышленного предприятия на основе рисков

Рисунок 1 – Модель управления инновационной инфраструктурой промышленного предприятия на основе рисков

Данный метод встречается в практике крупных компаний для внедрения инновационных проектов освоения новых видов продукции. В самых простых случаях для локализации риска создается специализированное подразделение в структуре компании, осуществляющие контроль за местом локализации. Контроль помогает отслеживать ситуацию и оперативно принимать решения для снижения риска [1].

Стратегия принятия риска применяется в том случае, когда компания не предусматривает каких-либо специальных действий в отношении определенного риска. В этом случае компания сознательно идет на риск и развивает деятельность до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Подобная стратегия не является оптимальной, так как вероятный конечный результат - убытки. Основные просчеты - отсутствие системного анализа состояния рынка и его динамики, факторов рисков, а также гибкого реагирования на изменившиеся условия.

Перераспределение риска подразумевает переложение негативных последствий угрозы с ответственностью за реагирование на риск на третью сторону частично или полностью. Перераспределение риска риск не устраняет, но переносит ответственность на другую сторону, которой, как правило, выплачивается премия.

Инструменты передачи рисков включают в себя, в частности:

‒ Страхование;

‒ Гарантии выполнения контракта;

‒ Поручительства и гарантийные обязательства;

‒ Прописывание условий в контракте;

‒ Прочее [2].

Условия передачи ответственности за определенные риски третьей стороне могут определяться в контракте.

После выявления рисковых событий происходит планирование мероприятий, направленных на снижение вероятности рисков в рамках стратегии.

Список литературы:

1. Давыдова Ю.В., Наговицына Э.В. Современное состояние инновационного потенциала Кировской области // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-1 (47). С. 73-75.

2. Ларинина Т.И. Исследование факторов формирования инновационной инфраструктуры Кировской области // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №5-1 (47). С. 105 – 107

3. Перескокова М.А., Ларинина Т.И. Анализ проблем формирования инновационной инфраструктуры России. В сборнике: «НАУКА СЕГОДНЯ» сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». - 2015. - С. 54-56.