Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
06.12.2016

Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции

Лапина Татьяна Юрьевна
студент факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: статья посвящена анализу Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В работе характеризуется демографическая ситуация страны. Особое внимание уделяется сравнению целевых и фактических демографических показателей. По результатам исследования автор предлагает основные пути преодоления демографической проблемы.
Ключевые слова: демография, концепция демографической политики, депопуляция, рождаемость, смертность, материнский капитал
Электронная версия
Скачать (759.5 Kb)

Демографические процессы по своей сущности сложны и многообразны. Они порождают множество проблем, от решения которых зависит благополучие людей. Очевидно, что человеческий капитал выступает основной движущей силой социально-экономического развития общества, его качественные и количественные характеристики напрямую влияют на конкурентоспособность и национальную безопасность государства. В силу своего влияния на все стороны жизни демографические процессы являются одним из объектов государственной политики. Демографическая политика представляет собой систему общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых предполагается достижение определенных целей в области воспроизводства населения, динамики его численности и структуры.

В ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию, оглашенном 10 мая 2006 года, была отмечена критическая демографическая ситуация государства [2]. Так, в 1992 году население России впервые столкнулось с таким явлением для мирного времени, как смертность, превышающая рождаемость, которое было предопределено самим ходом демографического развития. За период с 1992 по 2005 гг. разница между количеством родившихся и количеством умерших составила 11,2 млн человек [12]. В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником роста его численности. За счет миграционного прироста потери от высокой смертности и низкой рождаемости были компенсированы более чем на 6 млн человек.

Низкий уровень рождаемости оказывал влияние и на возрастную структуру населения России. Если в 1992 году женщины в возрасте старше 65 лет и мужчины старше 60 лет составляли 19,3 % населения, то в 2005 году – 20,8 % населения [11]. Более того, среди умерших в 2005 году почти треть были гражданами трудоспособного возраста [1]. Несмотря на то, что младенческая смертность по сравнению с 1992 годом значительно снизилась (с 18 случаев на 1000 родившихся живыми до 10,2 случаев), она все равно превышала аналогичный показатель в развитых странах. Так, средний показатель младенческой смертности для 25 стран-членов Европейского союза в 2005 году составил 4,7 случаев на 1000 родившихся детей [7].

С целью стимулирования рождаемости в стране в своем обращении В. Путин предложил повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить материнский капитал. Уже в декабре 2006 года Президент подписал закон, согласно которому после рождения второго ребенка и последующих детей семье предоставляются дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского капитала размером 250 тыс. рублей. При этом выделенные средства можно будет потратить только по трем направлениям: на покупку жилья, образование ребенка или на накопительную часть трудовой пенсии матери [5].

Указом Президента от 9 октября 2007 года № 1351 была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, основными задачами которой стало сокращение уровня смертности и рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения, укрепление здоровья граждан, регулирование миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в страну [4]. Данный документ также включает описание демографической ситуации в России на момент его принятия с указанием ряда признаков, которые отрицательно влияют на рождаемость. К примеру, низкие денежные доходы, плохие жилищные условия, структура семьи (малодетность, рост неполных семей), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим стандартам, тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (порядка 15%), высокое число абортов, низкий уровень репродуктивного здоровья и т.д.

В рамках Концепции были выделены три этапа реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. На первом этапе (2007 – 2010 гг.) предполагалось создать необходимые условия для уменьшения остроты демографического кризиса за счет осуществления основной части мероприятий, а также сформировать правовую и финансовую базу для дальнейшего увеличения усилий по закреплению позитивных тенденций. Кроме того, к началу 2011 года субъекты Российской Федерации должны были разработать региональные демографические программы, учитывающие специфику конкретного региона, и согласовать их с мероприятиями приоритетных национальных проектов в таких сферах, как жилищная политика, здравоохранение, образование и сельское хозяйство. Задачей данного этапа стало снижение темпов естественной убыли населения и обеспечение миграционного прироста.

На втором этапе (2011 – 2015 гг.) планировалось продолжить мероприятия по стабилизации демографической ситуации в стране. Основной акцент был сделан на улучшении здоровья населения и создании благоприятных условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. Таблица 1 представляет собой сравнение целевых показателей, заложенных первоначально в Концепции, и фактических результатов реализации ее мероприятий [8]. 

Таблица 1. Оценка эффективности Концепция демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года по итогам 2015 года

Таблица 1. Оценка эффективности Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года по итогам 2015 года

Из таблицы следует, что фактически достигнутые значения по показателям численности населения, ожидаемой продолжительности жизни и миграционного прироста превышают плановый уровень. Общий коэффициент рождаемости лишь незначительно ниже целевого. Несмотря на то, что по общему коэффициенту смертности не было достигнуто планового значения, он существенно снизился по сравнению с 2006 годом. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимых мероприятий в рамках Концепции. Необходимо также отметить, что в 2013 году наступило важное историческое событие: рождаемость превысила смертность [12].

Что касается упомянутой выше программы материнского капитала, то сегодня она выступает эффективным методом стимулирования граждан к повышению рождаемости и сокращению количества сирот. Если первоначальная сумма материнского капитала в 2007 году составляла 250 тыс. руб., то за счет ежегодной индексации она выросла до 453026 руб. в 2016 году. Точная сумма выплат по сертификату на материнский капитал, устанавливаемая на каждый год, приводится в Таблице 2 [10].

Таблица 2. Индексация материнского капитала (2007 – 2016 гг.)

Таблица 2. Индексация материнского капитала (2007 – 2016 гг.)

Однако представленные выше данные свидетельствуют о том, что за последнее десятилетие сумма материнского капитала выросла на 81,2%, а инфляция за тот же период времени относительно уровня потребительских цен 2007 года составила 127,4%.

Третий этап (2016 – 2025 гг.) предусматривает оценку влияния реализуемых программ на демографическую ситуацию и создание условий для быстрого реагирования на возможное ухудшение демографических процессов. Стоит понимать, что совсем скоро Россия столкнется с последствиями серьезного спада рождаемости в 90-х годах: сокращение численности женщин в активном репродуктивном возрасте приведет к снижению количества родившихся. Плановые значения на 2025 год по ключевым показателям отображены в Таблице 3. 

Таблица 3. Целевые показатели на 2025 года, обозначенные в
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года 

Таблица 3. Целевые показатели на 2025 года, обозначенные в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

К числу основных путей преодоления демографической проблемы относится решение жилищного вопроса. Так, первостепенной задачей государственной программы на ближайшую перспективу должно стать повышение доступности жилья за счет снижения темпов роста его стоимости и формирования финансовых механизмов поддержки нуждающегося населения, в частности молодых семей. Для формирования платежеспособного спроса на жилье целесообразно развитие институтов ипотечного кредитования, выполняющих функции инвестирования жилищной сферы и улучшения показателей жилищной обеспеченности населения.

Для предотвращения демографического кризиса необходимо изменить систему распределения доходов в обществе, что предполагает разработку новой социальной политики. Размер прожиточного минимума в России за 2 квартал 2016 года в расчете на душу населения составил 9956 рублей в месяц, для трудоспособного населения – 10722 рубля [3], при этом минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 июля 2016 года равняется 7500 рублей [6]. Таким образом, МРОТ значительно ниже той суммы, которая необходима для осуществления обязательных расходов, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности. Низкая заработная плата не позволяет родителям обеспечить желаемый уровень жизни себе и своим детям, что напрямую влияет на показатель рождаемости. В связи с этим основной государственной задачей должен стать рост оплаты труда работников [9]. Более того, необходимо оказывать финансовую поддержку многодетным семьям в виде предоставления различных пособий, субсидий и налоговых льгот.

Несмотря на то, что к числу факторов, обуславливающих высокую рождаемость, относятся благоприятные условия жизни, включающие материальное благосостояние и жилищные условия, методы экономического стимулирования оказываются эффективными далеко не во всех случаях. Чаще всего повышение уровня жизни способствуют появлению первого или второго ребенка в молодых семьях, а не возрастанию многодетности. Исходя из этого, наибольшее внимание следует уделять социально-психологическим мерам демографической политики, а именно пропаганда традиционных семейных ценностей и укрепление института семьи.

Список литературы:

  1. Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2005 году» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=399435;dst=100631 / (дата обращения: 05.12.2016)
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60109/ (дата обращения: 05.12.2016)
  3. Постановление Правительства РФ от 06.09.2016 N 882 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2016 г.» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204372/ (дата обращения: 05.12.2016)
  4. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165069 (дата обращения: 05.12.2016)
  5. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения: 05.12.2016)
  6. Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198850/ (дата обращения: 05.12.2016)
  7. Богза О. Г., Голева О. П. Состояние младенческой смертности в современной России [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013. URL: http://www.jurnal.org/articles/2013/med7.html (дата обращения: 05.12.2016)
  8. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 05.12.2016)
  9. Дядунов Д. В. Использование макромоделей в современной российской практике социально-экономического прогнозирования // Экономические науки, 2015 г. – №8(129). – с. 64-67
  10. Изменение размера материнского капитала [Электронный ресурс] // Материнский капитал.ру. – 2016. URL: http://materinskij-kapital.ru/razmer-materinskogo-kapitala/ (дата обращения: 05.12.2016)
  11. Распределение населения по возрастным группам [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 05.12.2016)
  12. Рождаемость, смертность и естественный прирост [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 05.12.2016)