Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.12.2016

Моделирование бизнес-процессов (BPM) в сфере здравоохранения

Тинькова Анна Андреевна
Студентка 4 курса факультета математической экономики, статистики и информатики, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» г. Москва, Россия
Замотайкина Ангелина Алексеевна
Студентка 4 курса факультета математической экономики, статистики и информатики ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Москва, Россия
Аннотация: В данной статье описаны преимущества использования BPM в сфере здравоохранения. Отражены те сферы, в которых моделирование бизнес-процессов позволяет увеличить эффективность и качество предоставляемых услуг. Также рассмотрен сервис eHealth, который является развивающейся областью в пересечении медицинской информатики, здравоохранения и бизнеса.
Ключевые слова: моделирование, бизнес-процесс, здравоохранение, eHealth
Электронная версия
Скачать (695.6 Kb)

Управление эффективностью в здравоохранении по-прежнему сосредоточено на результатах лечения пациентов, а не на процессе лечения. В то время как результат лечения пациентов остается ключевой целью оказания медицинских услуг, необходимо перефокусировать клинический эффект на процесс оказания услуг, с помощью которого статистика заболеваемости и смертности может быть улучшена.

Сегодня, системное мышление и управление бизнес - процессами (BPM) стали философий управления промышленностью. Отрасль здравоохранения является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Но по-прежнему имеет низкий уровень BPM зрелости.

Основная цель данной статьи заключается в изучении того, как принципы BPM могут помочь достигнуть превосходного управления здравоохранением.

История неэффективности сферы здравоохранения

Сфера здравоохранения исторически была интенсивным бизнесом, который осуществлялся вручную: госпитализация пациентов, построение графиков, выставление счетов и уход осуществляются в практический манере. Кроме того, переход от первичной медицинской помощи в сторону все большего числа вариантов обеспечения ухода за пациентами привело к увеличению числа исследований и рекомендаций. Расходы здравоохранение увеличились, в то время как эффективность снизилась. [2]

Работникам здравоохранения необходимо было трансформировать свои бизнес-модели на пациенто-ориентированность, подход управления данными, а также для уменьшения неэффективности, чтобы была возможность контролировать стоимость медицинской помощи.

Инвестирование в более надежные информационные системы дало возможность оптимизации процессов и координации обмена информацией, необходимой для обеспечения конечного продукта по уходу за пациентами.

Что такое BPM, его отношение к здравоохранению?

BPM является хорошо продуманным, выполняющим комплексный мониторинг и контролируемый подход к управлению, стремится постоянно улучшать и анализировать ключевые процессы в соответствии со стратегиями организаций.

В промышленности, использование BPM стало иметь жизненно важное значением для обеспечения организационной конкурентоспособности путем совершенствования процессов. Процесс реинжиниринга, который является частью BPM, необходим для организационных преобразований во многих отраслях промышленности. [1]

Сегодня большинство организаций измеряют эффективность бизнеса за счет производительности процесса, основанного на принципах BPM. В настоящее время клинические решения в больнице должны быть основаны на научных данных, ценностях, социально-этических и экономических факторах. Кроме того, на основе фактических данных уход требует прозрачности, обоснования и подотчетности. Однако достижение этого идеального сценария является проблематичным, поскольку клинические решения могут быть в значительной степени под влиянием фармацевтической промышленности. Сосредоточив внимание на надежных процессах клинических решений, BPM может обеспечить оптимальный путь для полной прозрачности путем включения процедур регулирования, что обеспечит объективность в принятии решений, которые будут свободны от конфликта интересов.

В то время как система здравоохранения не может быть ограничена нехваткой ресурсов - финансовых, технологических или человеческих – она ограничена отсутствием организации между этими ресурсами. Это может быть достигнуто за счет интеграции, а именно, функциональной (степень, в которой координируются операционные единицы), врачебной (степень, в которой врачи имеют общие цели с организованными системами доставки) и клинических (степень, в которой максимальное значение условия предоставления услуг, предоставляемых пациентам достигается за счет услуг , которые координируются через людей).

Почему акцентом оказания медицинских услуг является уровень качества?

Традиция контроля качества была и продолжает оказывать существенное влияние на разработку и внедрение BPM. Историческими предпосылками использования BPM является управление качеством и улучшение качества. Это соотношение эффективности и качества имеет особое значение для области здравоохранения, которой необходимо максимизировать использование ресурсов и сократить количество расходов, сохраняя при этом качество медицинской помощи и результатов лечения пациентов. Поэтому целесообразно подчеркнуть актуальность с упором на качество при обсуждении применения BPM в оказании медицинской помощи.

Как BPM может помочь в решении проблем здравоохранения?

С помощью применения BPM в процессах здравоохранения можно выполнить следующие действия:

  • применять стандартные процессы и протоколы для уменьшения количества ошибок и улучшения безопасности пациентов;
  • автоматизировать задачи, таких как планирование уведомлений, что позволит врачам сосредоточиться на уходе за больными;
  • осуществлять мониторинг, прогнозировать, а также улучшить процессы ухода в процессе лечения, а не после того, как пациент был выписан;
  • прогнозировать и предотвращать дефицит ресурсов до их возникновения;
  • автоматизировать раннее выявление чувствительных ко времени условий, на основе мониторинга жизненно важных и аналитических признаков;
  • уменьшить количество расходов в рамках процессов уменьшения времени ожидания ресурсов;

Вот три области, в которых BPM может улучшить жизненные процессы:

  • Обработка запросов - обработка претензий представляет собой сложную задачу, которая включает в себя также соблюдение и выполнение отчетности по деятельности, и требует плавного потока информации. Технология BPM позволяет упростить эти процессы за счет оптимизации каждой ассоциированной деятельности. Претензии и жалобы пациента могут быть обработаны более быстро и контролироваться на каждом шагу, чтобы сделать его легче отслеживать и определение приоритетности требований. [3]
  • Big Data позволяет обращаться к огромному количеству данных через распространение Интернета. Она определяется с точки зрения объема, скорости и разнообразия. Благодаря электронной медицине, быстро растущее количество медицинской информации теперь доступно и разделяемо. Технология BPM позволяет организациям управлять своими данными. Например, мониторинг региональных тенденций заболевания может помочь оценить эффективность некоторых вакцин, а также прогнозировать будущие потребности. BPM предлагает возможности для привлечения больших данных для улучшения медицинского обслуживания для физических лиц и населения в целом, посредством профилактической помощи и опережающего реагирования. [5]
  • Программное обеспечение - BPM могут помочь заполнить пробелы, которые возникают, когда несколько программных приложений используются при выполнении рутинных процессов здравоохранения.

Сервис eHealth

Моделирование бизнес-процессов (BPM) позволяет оптимизировать деятельность в сфере здравоохранения, а также позволяет автоматизировать процессы, которые можно выполнять при помощи информационных сервисов. Одним из таких сервисов является eHealth

Сервис eHealth – сервис, предоставляющий услуги по электронному здравоохранению. Он является развивающейся областью в пересечении медицинской информатики, здравоохранения и бизнеса, обращаясь к услугам здравоохранения и информации, передаваемой с помощью Интернет и связанных с ними технологий. В более широком смысле этот термин характеризует не только техническое развитие, но и способ мышления, отношение, и стремление к сетевому глобальному мышлению, улучшение системы здравоохранения на местном, региональном уровнях, и во всем мире с использованием информационно-коммуникационных технологий. [4]

Рис.1 Структура eHealth

Рис.1 Структура eHealth

eHealth обеспечивает:

1. Эффективность - одно из обещаний электронного здравоохранения является повышение эффективности в здравоохранении, тем самым снижая затраты. Одним из возможных способов снижения затрат было бы избегая дублирующих или ненужных диагностических, или терапевтических вмешательств, за счет расширения возможностей связи между учреждениями здравоохранения, а также через вовлечение пациентов.

2. Повышение качества медицинской помощи - повышение эффективности включает в себя не только снижение затрат, но в то же время улучшение качества. Электронное здравоохранение может улучшить качество медицинской помощи, например, позволяя проводить сравнительный анализ между различными поставщиками, с участием потребителей.

3. Расширение прав и возможностей потребителей и пациентов - путем создания баз знаний, медицины и персональных электронных записей, доступных для потребителей через Интернет. Электронное здравоохранение открывает новые возможности для пациентов в центре медицины.

4. Поощрение новых профессиональных отношений между пациентом и врачом, к подлинному партнерству, где решения принимаются в общем порядке.

5. Образование врачей через интернет - источники (непрерывное медицинское образование) и потребителей (медико-санитарного просвещения, с учетом профилактической информации для потребителей)

6. Включение обмена информации и коммуникации в стандартизированной форме между учреждениями здравоохранения.

7. Расширение сферы здравоохранения за пределами своих традиционных границ. Это означает, как в географическом смысле, так и в концептуальном смысле, что электронное здравоохранение позволяет потребителям легко получать медицинские услуги в Интернете от глобальных поставщиков. Эти услуги могут варьироваться от простых советов до более сложных вмешательств или продуктов фармацевтических компаний.

8. Средства - сделать здравоохранение более справедливым является одним из обещаний электронного здравоохранения, но в то же время существует значительная угроза того, что электронное здравоохранение может увеличить разрыв между «имущими» и «неимущими». Люди, которые не имеют денег, навыков, а также доступ к компьютерам и сетям, не могут эффективно использовать электронное здравоохранение.

В данной статье было рассмотрено как можно с помощью моделирования бизнес-процессов (BPM) улучшить качество услуг, которые предоставляет система здравоохранения.

Необходимость контроля качества предоставляемых услуг имела важное влияние на разработку и внедрение BPM и взаимосвязи качества и эффективности в рамках данной ситуации имеет особое значение в секторе здравоохранения. Сталкиваясь с многочисленными проблемами, с которые есть в системе здравоохранения, важным является максимизация ресурсов и минимизация расходов без снижения качества ухода за пациентами. Предоставление качественной медицинской помощи, основанной на эффективности, доступности, сосредоточенности на пациенте, справедливости, безопасности и эффективности, обеспечивает надежную платформу, на которой врачи и менеджеры могут определить клинические и операционные процессы, которые в конечном итоге позволят им обеспечить оказание медицинской помощи в целостной и комплексной основе.

Список литературы:

1. Stamatakis E, Weiler R, Ioannidis J. Undue industry influences that distort healthcare research, strategy, expenditure and practice: a review. Eur J Clin Invest.

2. Khoo S. Health justice and capabilities: a turning point for global health? Int Sociol.

3. Appleby J, Helderman J, Gregory S. The global financial crisis, health and health care. Health Econ Policy Law.

4. Shneps-Shneppe M. How to build a smart city. Part 1. The project "Smart Cities and Communities" in the EU Horizon 2020.

5. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ Владимир Репин, Виталий Елиферов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013- 544 с.