Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
26.12.2016

Использование свода знаний по бизнес анализу для оценки текущего состояния предприятия

Павленко Виктория Игоревна
магистрант, кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кудаев Азамат Висаитович
магистрант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Кузнецов Максим Андреевич
магистрант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Свод знаний по бизнес анализу представляет собой собранный опыт аналитических знаний по изучению процессной и функциональной деятельности предприятия, расчет эффективности показателей, содержит рекомендации по организации и реорганизации предприятия. В статье отражены рекомендации по оценке текущего состояния предприятия с использованием свода знаний.
Ключевые слова: бизнес-аналитик, оценка, эффективность, предприятие, потребности бизнеса
Электронная версия
Скачать (683.8 Kb)

Цель анализа текущего состояния предприятия состоит в том, чтобы выявить причины, согласно которым предприятию имеет смысл провести некоторые реорганизационные мероприятия, а также понять, как именно предлагаемые по результатам анализа решения изменят ситуацию.

Отправной точкой для любого изменения является понимание того, почему данное изменение представляется необходимым. Необходимость в изменениях может возникнуть из-за существующих проблем или возможностей, которые не могут быть решены или использованы в своих целях предприятием без проведения реорганизации. Бизнес-аналитики работают, чтобы помочь заинтересованным сторонам принять изменение через изучение и анализ потребностей бизнеса, которые являются стимулом к изменениям в деятельности предприятия. Без четкого понимания потребностей бизнеса, представляется невозможным разработать последовательную стратегию изменений, а инициатива изменений, в результате, почти наверняка будет обусловлена совокупностью противоречивых интересов отдельных акционеров предприятия.

Нужно понимать, что изменения всегда будут происходить в контексте интересов стейкхолдеров, а также учитывать бизнес-процессы, технологии и политику предприятия. Такой набор элементов, по сути, и представляет собой текущее состояния организации. Во время изучения текущего состояние предприятия бизнес-аналитики, в контексте существующего бизнеса, должны понимать, что может повлиять на предлагаемые изменения, а что в свою очередь будет целиком зависеть от результатов бизнес-анализа. Текущее состояния предприятия подвергается достаточно глубокому анализу, в целях подтверждения необходимости изменений. Для более точного определения текущего состояния предприятия до проведения самих изменений также необходимо точно определить, что именно будет подвержено изменению, чтобы действительно достичь желаемого будущего состояния. Концептуальное представление текущего состояния описывает важные существующие характеристики окружающей среды. Границы текущего состояния определяются компонентами предприятия и его окружающей среды, поскольку они напрямую связаны с нуждами предприятия. Текущее состояние можно описать на разных уровнях, начиная от общего представления предприятия и заканчивая малыми компонентами деятельности. Для создания модели текущего состояния потребуется тесное взаимодействие как внутри предприятия так, и снаружи (с поставщиками, клиентами и так далее). Внутренние и внешние рычаги влияния, а также другие организационные изменения, могут повлиять на текущее состояние таким образом, что будут способствовать изменениям, которые приведут к желаемому будущему состоянию предприятия, соотнесенному со стратегией развития.

Потребности бизнеса – это одновременно и проблемы и возможности, имеющие стратегическое значение, с которыми сталкивается предприятие. Проблемы достаточно часто возникают на предприятии. Это могут быть такие проблемы, как: недовольство клиентов, потери дохода. Что касается возможностей, то это могут быть, например, новые возможности на рынке, которые в последнее время возникают достаточно часто, учитывая скорость развития информационных технологий. Соответственно, проблемы и возможности предприятия являются некими движками поэтапного эволюционного развития потребностей бизнеса. Бизнес-потребности можно изучать разными способами:

  • Сверху вниз – формулируется стратегия, и все последующие действия по изменениям соотносятся со стратегией;
  • Снизу вверх – изучается проблематика и возможности отдельно взятых процессов, функций или инфраструктурных данных;
  • От среднего уровня управления – изучаются возможности менеджеров среднего уровня, которые зачастую лишены возможности доступа к важной информации, для принятия решений или должны быть наделены дополнительными полномочиями в целях удовлетворения бизнес-задач;
  • От внешних драйверов – изучение покупательского спроса, деловой конкуренции, определение своего места на рынке и так далее.

Определение потребностей бизнеса часто является наиболее важным шагом в любых аспектах анализа бизнеса. Чтобы считаться успешными, решения должны удовлетворять потребностям бизнеса.

Выявление потребности определяет, какие альтернативные решения будут рассмотрены, с которыми из заинтересованных сторон будут проводиться консультации. Следовательно, потребности бизнеса всегда выражаются с точки зрения предприятия, а не с точки зрения какой-либо конкретной заинтересованной стороны.

Верное определение потребностей бизнеса должно явиться основанием для создания преимуществ для предприятия или для некоторых его заинтересованных сторон. Иначе, неправильное использование либо игнорирование потребностей может вылиться в существенные потери для бизнеса. Перечислим следующие факторы, которые в процессе анализа, так или иначе рассматриваются бизнес-аналитиком:

  • Изучение неблагоприятных воздействий на организацию и количественная оценка таких воздействий (например, оценка возможных потерь, неэффективность процессов, неудовлетворенность клиентов, упадок корпоративного духа и так далее);
  • Изучение ожидаемых выгод от любого возможного или просчитанного решения (например, увеличение дохода, снижение издержек, расширение охвата рыночной доли);
  • Как быстро могла бы быть использована возможность, или предотвращена угроза, а также оценка убытков от непринятия необходимых решений;
  • Изучение основных источников проблем.

Потребности бизнеса будут стимулировать общий анализ текущего состояния. Несмотря на то, что нет необходимости в полной мере подробно описывать все аспекты текущего состояния перед дальнейшей разработкой стратегии изменений, это исследование будет часто выявлять неявные причины, лежащие в основе любой выделенной проблемы или возможности, которая инициировала исследование.

Организационная структура определяет формальные отношения между людьми, работающими на предприятии. В то время как каналы связи и отношения не ограничиваются этой структурой, но тем не менее, они сильно от нее зависят. Организационная структура может как благоприятствовать, так и препятствовать изменениями.

Корпоративная культура представляет собой сложившуюся атмосферу, ценности и нормы, разделяемые работниками организации. Бизнес-аналитики должны проводить оценку корпоративно культуры, а именно:

  • Определять, есть ли необходимость изменения сложившейся корпоративной культуры, для более эффективной реализации процессов деятельности организации;
  • Определить, отдают ли заинтересованные стороны себе отчет в том, на каком уровне развития находится организация в данный момент и какую ценность из себя представляет существующая бизнес-модель;
  • И, определить, как оценивают текущее положение дел сами заинтересованные лица: считают ли они, что изменения не требуются, или считают, что они имеют место быть?

Бизнес-процессы описывают деятельность предприятия. Они также включают в себя знания, которые имеет предприятие, продукты и услуги, которые оно предоставляет, функции, которые оно поддерживает, и методы, которые оно использует для принятия решений. Бизнес-процессы описывают основные функции предприятия, которые отличают его от других. Они измеряются показателями производительности, которые могут быть использованы для оценки выгоды от планируемых изменений.

В процессе анализа бизнес-аналитики могут использовать: функционально-ориентированный подход, который подразумевает комбинацию функций, их переориентирование и модернизацию, в целях выявление какого-либо инновационного решения. Такой подход удобен еще и потому, что выделить функции, существующие на предприятие в данной момент достаточно легко, и перекомбинация функций позволяет, как сократить издержки, так и выявить новые пути повышения эффективности процессов.

Также бизнес-аналитики могу применять процессный подход, который удобен в изучении потому, что в отличие от функций, он являет собой «ограниченный» объект, то есть имеет четкое начало и конец. Результаты некоторых процессов доносят ценность до прямого потребителя товаров или услуг, соответственно улучшение или изменение этих процессов ведет к увеличению важнейших показателей деятельности предприятия.

На предприятии используются информационные системы для поддержки корпоративной деятельности. Также информационные системы служат для взаимодействия с поставщиками и клиентами.

Техническая инфраструктура описывает среду предприятия по отношению к физическим компонентам и возможностям. Инфраструктура может включать в себя такие компоненты, как компьютерное оборудование, физические носители, а также материально-технического обеспечение, их эксплуатации и содержание. Бизнес-аналитик должен уметь правильно использовать технические мощности предприятия.

Политика компании также принимается к учету бизнес аналитиком. Политика определяет сферу принятия решений на разных уровнях предприятия. Она существует для определения рутинных операций, а не стратегических изменений. Политика гарантирует, что решения принимаются правильно, дает указания сотрудникам о разрешенных действиях и надлежащем поведении, осуществляет поддержку управления, и определяет, когда и каким образом новые ресурсы могут быть приобретены.

Таким образом, соответствующий свод знаний и действия бизнес-аналитика влекут за собой увеличения показателей деятельности предприятия.

Список литературы

1. Артемьев А. В., Минаков В. Ф., Макарчук Т. А. Управление обучением персонала коммерческого банка: Эффекты. Синергия // Статистика и экономика УМО. – 2013. – № 3. – С. 11–15.

2. Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Статистика и экономика. – 2014. – № 3. – С. 181–185.

3. Минаков В.Ф. Логистика мобильной торговли // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 9 (28). – С. 77-78.

4. Минаков В. Ф. Производственная функция в логистических потоках // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 11-3 (30). – С. 55-58.

5. Минаков В. Ф. Аналоговые и дискретные классы показателей инновационных проектов // Информационные технологии в экономике, управлении и образовании: Сборник научных статей / Ч.2. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – 2011. – С. 42-48

6. Галстян А. Ш., Шиянова А. А., Минаков В. Ф. Моделирование стратегического развития рынка страхования в России: проблемы и пути их решения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – № 2 (41). – С. 256-260.

7. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Модернизация региональных информационных ресурсов в облачные платформы и сервисы // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2013. – № 10-3 (17). – С. 56-57.

8. Маслов В. И., Минаков В. Ф. Эластичность качества продукции по цене и затратам // Стандарты и качество. – 2012. – № 9 (903). – С. 88–90.

9. Кудаев А.В., Ранжирование заемщиков методами факторного анализа и математического метода анализа иерархий// Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 2. – С. 7.

10.Кудаев А.В., Кузнецов М.А., Исследование положительного эффекта от использования свода знаний по бизнес-анализу// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-1 (50). С. 56-57.

11. Юткин С.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Стратегия архитектурного подхода применительно к структуре предприятия// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 141-143.

12. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Организация информационного обмена коммерческих банков с государственными ведомствами// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 116-118.

13. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Модель мотивации бизнеса как инструмент обоснования деятельности организации// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 114-116.

14. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Количественное измерение кредитного риска с использованием метода дифференциальной функции распределения// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 112-113.

15. Ужахова М.С., Пурыгин М.А., Кудаев А.В., Обоснование выбора риска по спрэду, как определяющего в рамках оценки кредитного риска// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1-1 (43). С. 110-111.

16. Юткин С.С., Туйсузов А.В., Кудаев А.В., Внедрение банковской информационной системы в целях аллокации экономического капитала банка// Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 108-110.

17. Кудаев А.В., Каплина А.С., Повышение производительности обработки кредитных заявок// Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-3 (30). С. 31-33.

18. Кузнецов М.А., Кудаев А.В., Павленко В.И., Методика оценки финансовых рисков брокера с учетом специфических особенностей их взаимодействия// Nauka-Rastudent.ru. 2016. №11 С.22.

19. Павленко В.И., Кудаев А.В., Кузнецов М.А., Проблемы развития инвестиций на фондовом рынке России// Nauka-Rastudent.ru. 2016. №11 С.23.