Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.12.2016

Проблемы российского рынка труда и основные направления государственной политики регулирования занятости населения

Игошина Ксения Евгеньевна
студент Кредитно-экономического факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье автором рассмотрены особенности развития российского рынка труда, выявлены основные и наиболее значимые проблемы в данной сфере, проанализированы направления государственной социально-экономической политики в сфере регулирования рынка труда и устранения выявленных проблем.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, прожиточный минимум, социально-экономическая политика, государственная политика
Электронная версия
Скачать (1.07 Mb)
Научный руководитель: Романова Юлия Александровна, доктор экономических наук, профессор Департамента менеджмента,
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Государство может воздействовать на социально-экономические процессы в обществе посредством мер государственного регулирования и проведения различных преобразований на рынке труда. Рынок труда представляет собой социально- экономическую систему, включающую в себя совокупность общественных отношений, связанных с продажей и покупкой рабочей силы. Детальное изучение этой сферы регулирования позволяет полнее представить многогранность средств и подходов, применяемых государством. Государственное регулирование направлено на достижение рационального в определенных социально-экономических условиях уровня занятости, смягчение последствий безработицы, наибольшее соответствие профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест и других задач.

В настоящее время изучение рынка труда в Российской Федерации является одним из основных направлений на различных уровнях государственной службы [7, с. 119].

В связи с кризисными явлениями в экономике с 2014 года, обусловленными внутриэкономическими и геополитическими факторами, рынок труда России претерпевает болезненные трансформации. По мнению И. Полякова, внешнеэкономические условия и слабая динамика экономического роста ведут к существенному охлаждению рынка труда. Вызовы со стороны эффективности труда, качества трудовых ресурсов и потребности в них оказывают давление на занятость и спрос на труд [13] .

Современный рынок труда имеет ряд достаточно значимых для жизни общества проблем: отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкая оплата труда и пособий, высокий уровень безработицы и постоянное сокращение рабочих мест в связи неблагоприятной экономической обстановкой. Минимальная заработная плата в стране находится на очень низком уровне, значительно ниже, чем в развитых странах ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня практически отсутствует стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов. Все эти недостатки, а также ряд других проблем оказывают значительное влияние на благосостояние и уровень жизни населения. В свою очередь государство пытается сгладить сложившуюся обстановку на рынке труда посредством различных стимулирующих программ.

Для современного этапа развития общества актуальным является изучение современного состояния ранка труда и рассмотрение основных направлений государственной политики в сфере его регулирования. Перед нами стоит важная задача - выявление основных проблем российского рынка труда и изучение государственной политики, направленной на сглаживание и устранение этих недостатков.

Далее мы рассмотрим особенности развития российского рынка труда более подробно и обратимся к актуальной статистике, с целью выявления значительных проблем в данной сфере.

Во-первых, в России наблюдается достаточно высокий уровень безработицы. Экономическая практика показывает, что достижение полной занятости и повышения экономической эффективности общественного производства в современных условиях невозможно. Это можно объяснить тем, что главным фактором экономического роста является научно-техническая революция, выступающая одновременно и фактором повышения уровня безработицы.

Согласно методологии оценки безработицы, в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный уровень безработицы составил в январе 2016 г. 5,8% (без исключения сезонного фактора) (табл. 1). По данным официальной статистики, уровень безработицы с каждым годом снижается (рис. 1). По данным исследования, количество безработных в России в январе 2016 года увеличилось только на 0,3% по сравнению с январем прошлого 2015 года [11]. Однако оценки английских ученых определяют его в пределах 30%.

Таблица 1 - Уровень безработицы в России в 2005-2015 гг., %

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Уровень безработицы, %

7,1

7,1

6

6,2

8,3

7,3

6,5

5,5

5,5

5,2

5,6

Следующей проблемой является невозможность точной оценки уровня безработицы и подсчета количества безработного населения в стране. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более чем в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения [8, с. 10]. Таким образом, официальная статистика относительно рынка труда достаточно далека от истинных значений. 

Рис. 1. Динамика уровня безработицы в России в 2000-2015 гг., %

Рис. 1. Динамика уровня безработицы в России в 2000-2015 гг., %

Существуют закрепившиеся тенденции, среди которых размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости и выплаты неофициальной заработной платы. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики, который по разным подсчетам может составлять порядка 40% производимого ВВП. Многие работники трудоустроены неофициально, или получают заработную плату «в конверте», что усложняет подсчет реального уровня занятости и средней заработной платы.

Таблица 2 - Средний возраст занятых в экономике РФ в 2010-2014 гг., лет

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Средний возраст занятых в экономике

39,2

39,7

40

40,3

40,4

Следует учесть то, что в последнее время наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений. Несомненно, сегодня важной составной частью рынка труда являются молодые специалисты, но и здесь существует ряд причин, препятствующих их трудоустройству, например, требуемый опыт работы от 1 года до 3 лет; низкая заработная плата и отсутствие социальных гарантий. В сентябре 2015 года среди безработных городских жителей числилось 31,6% россиян от 15 до 24 лет, по данным Росстата. У 20–24-летних этот показатель составляет 13,5%, а к 25–29 годам падает до 4,6% (рис. 2). При этом, средний возраст занятых в экономике составляет около 40 лет (табл.2). 

Рис. 2. Распределение численности занятых в экономике РФ по возрастным группам [10]

Рис. 2. Распределение численности занятых в экономике РФ по возрастным группам [10]

Экономическая и технологическая конкурентоспособность России в мировом масштабе во многом зависит от качества рабочей силы, и, следовательно, определяется подходами к организации рынка труда, которые призваны обеспечить его эффективность, в частности оптимальную мобильность работников и быстрое удовлетворение спроса и предложения обеих сторон рыночных отношений. Трудовая мобильность подразумевает гибкость рабочей силы, позволяющая своевременно реагировать на изменение экономических условий. Но присущий российскому рынку уровень данного показателя нельзя назвать удовлетворительным. Одной из причин является отсутствие широкого спектра возможностей повышения профессиональной переподготовки и квалификации, а также государственных программ по стимулированию работодателей к обеспечению этих возможностей. В ближайшей перспективе несовершенство механизмов российской кадровой политики ведет к ухудшению положения работников, занимающих устаревающие и мало востребованные рабочие места. Значительная часть населения может потерять свою конкурентоспособность на рынке труда, в то же время не имея возможность переквалифицироваться.

Негативизм порождают неудовлетворительные условия предоставления пособий по безработице и их низкий уровень: от 850 руб. до 4 900 руб. при прожиточном минимуме 10404 руб. (табл. 3) [3].

Таблица 3 - Сравнение прожиточного минимума и величины пособия по безработице в 2005-2016 гг., руб. [3]

Год

Прожиточный минимум (для трудоспособного населения), руб.

Минимальная величина пособия по безработице, руб.

Максимальная величина пособия по безработице, руб.

2005

3138

720

2880

2006

3640

720

2880

2007

3993

720

2880

2008

4755

781

3124

2009

5497

850

4900

2010

5956

850

4900

2011

6986

850

4900

2012

6827

850

4900

2013

7633

850

4900

2014

8283

850

4900

2015

10404

850

4900

2016

10524

850

4900

Низкий уровень пособий по безработице выступает отличительной чертой рынка труда в России. Правительство РФ решило ускорить процесс мотивации, и не увеличивать уровень пособий, несмотря на высокую инфляцию и уменьшение реальных доходов, что не позволит безработному «сидеть на пособии» и не искать новое рабочее место.

Другая актуальная проблема на пути к модернизации рынка труда – угроза сокращения спроса на рабочую силу вследствие эффекта замещения. Очевидно, что отношение населения к такого рода перспективам представляет собой социально-психологический барьер, который вызывает волну сопротивления и сдерживает трансформационные процессы. Согласно прогнозу ФСГС, к 2020 году только на основе убыли населения страна потеряет примерно 9,6 млн. человек трудоспособного возраста [9]. Кроме уменьшения численности населения, актуальной является проблема его старения, которая приводит к увеличению демографической нагрузки пожилыми на трудоспособное население (рис. 3). 

Рис. 3. Динамика коэффициента пенсионной нагрузки с 2005 по 2015 гг.

Рис. 3. Динамика коэффициента пенсионной нагрузки с 2005 по 2015 гг.

Неблагоприятная экономическая ситуация в России привела к значительному падению курса национальной валюты, средняя зарплата стала меньше даже доходов жителей Китая. По разным источникам статистики, Россия занимает примерно 16-18 место среди всех стран по уровню заработной платы, в то время как анализ сведений по отчетам Росстата показывает ежегодное увеличение средних начисленных заработных плат на 8-11% (табл. 4). Указаны суммы до вычета налогов, поэтому чистая зарплата составит минимум на 13% меньше, то есть около 28 315 на конец 2014 года.

Произошло изменение распределения рабочей силы по секторам экономики, увеличилась доля частного сектора экономики в качестве потребителя рабочей силы. Также возникло много рабочих мест, не требующих квалификации и специфических навыков. Вместе с тем, в некоторых отраслях экономики не хватает квалифицированных кадров, а в других существует их переизбыток. Несколько лет назад рынок труда нуждался в высококвалифицированных сотрудниках сферы юриспруденции и экономики. Эта потребность породила нынешнее перенасыщение рынка данными профессиями [10].

Таблица 4. Средняя заработная плата по месяцам в 2012-2014 гг.

Месяц/год

2012

2013

2014

январь

23746

26840

29535

Февраль

24036

26620

29255

март

25487

28693

31486

апрель

25800

30026

32947

май

26385

29723

33272

июнь

27494

30986

33726

июль

26684

30229

32515

август

25718

29226

30763

сентябрь

25996

29346

31929

октябрь

26803

30069

32439

ноябрь

27448

30290

32546

декабрь

36450

39648

41985

Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 2 раз различается уровень безработицы в депрессивных и экономически активных регионах (рис. 4). Такое различие в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования. Самый низкий уровень безработицы в ноябре 2015 г. - январе 2016 г. был зафиксирован в Центральном федеральном округе – 3,6 %, а самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе – 11,7 %. Среди регионов самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Республике Ингушетия, Чеченской Республике. Не стоит исключать показатели плотности населения в стране по регионам. Самым густонаселенным регионов России является город Москва с населением 12,3 млн человек, что составляет 8,4% от общей численности населения России, далее, согласно статистики, Санкт-Петербург и Московская область. Уровень заработной платы в этих регионах выше, что привлекает людей, но в то же время на одно рабочее место приходится гораздо больше претендентов.

Рис. 4. Уровень безработицы и занятости по регионам РФ в 2015 году

Рис. 4. Уровень безработицы и занятости по регионам РФ в 2015 году

В России наблюдается большой поток беженцев и иммигрантов, которые едут в страну с целью получения работы, тем самым забирая свободные места у местного населения. Основную долю трудовых мигрантов представляют граждане стран СНГ. Они на должном уровне не владеют русским языком, преимущественно не имеют профессии и образования, поэтому не могут внести свой вклад в развитие экономики.

Также, в России наблюдается высокий уровень «утечки мозгов» заграницу. Под данным понятием подразумевается процесс массовой эмиграции, при которой из страны уезжают ученые, специалисты и квалифицированные рабочие. Выезд интеллектуальной элиты, ученых, талантливых специалистов и квалифицированных рабочих кадров, влечет за собой большие экономические потери для страны. По данным Министерства образования и науки РФ, основными причинами этого стали: низкий уровень оплаты труда; низкий престиж статуса ученого в России; научный и материальный успех за рубежом многих ученых покинувших Россию; неудовлетворительная материально-техническая и приборная база; бюрократизм.

На основе всех перечисленных недостатков рынка труда можно сделать вывод, что России на современном этапе требуется разработка и реализация эффективного комплекса мер по рациональному использованию трудовых ресурсов, а также эффективному социальному обеспечению населения, улучшению положения качества жизни людей и устранению всех существенных недостатков. В дополнении, основная деятельность государственного аппарата в рассматриваемой сфере направлена на достижение равновесия в социально-экономических условиях уровня занятости, смягчение последствий безработицы, а также соответствие профессиональной структуры с занятыми в ней рабочими местами.

Несомненно, государство является основным регулирующим органом рынка труда, поэтому его деятельность должна быть направлена на предупреждение возникновения проблем на рынке труда и смягчение современной напряженной ситуации.

Выделяются активная и пассивная направления государственной политики в сфере занятости. Учитывая тот факт, что размер пособия по безработице в России чрезвычайно мал и вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы или пройти курсы смены квалификации, можно сделать вывод, о том, что ведется активная государственная политика по обеспечению занятости. Суть пассивной политики заключается в том, что выплачиваются повышенные размеры пособий по безработице, и оказываются иные меры материальной помощи людям, находящимся в поиске работы.

В России создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости. Так, основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно занятость закреплены в «Законе о занятости населения Российской Федерации», среди которых можно выделить: развитие трудовых ресурсов, повышение мобильности населения, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, национальности, социального положения, возраста, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места; предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории страны и иностранных граждан на территории России, а также соблюдение международных трудовых норм [1].

Приведенные направления политики государства, в основном получают свое развитие в других нормативных правовых актах, таких как федеральные и региональные программы содействия занятости населения, а также в коллективных соглашениях с участием органов государственной власти.

В 2012 году Министерство труда подготовило долгосрочную государственную программу «Содействие занятости населения» на 2013-2020 гг., состоящую из трех подпрограмм. В данной программе описаны основные направления государственной политики в сфере занятости и регулирования рынка.

Можно выделить первоочередные задачи государственной политики в сфере реализации программы:

  • повышение гибкости и эффективности рынка труда;
  • предотвращение роста напряженности за счет минимизации уровней безработицы;
  • развитие институтов, рост занятости и эффективности использования труда (в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов);
  • улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
  • создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
  • обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труд;
  • создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров [2].

Подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», в первую очередь, направлена на поддержание социальной стабильности в обществе и содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при поиске новой работы. В основном это инвалиды, родители детей-инвалидов, многодетные родители, люди пенсионного и предпенсионного возраста. В рамках данной программы планируется оснастить более 14 тысяч специальных рабочих мест для инвалидов ежегодно. Также в первую подпрограмму включается разработка мер по выработке оптимального механизма выплаты пособия по безработице и развитие государственной службы занятости населения в качестве эффективного посредника между работодателями и гражданами, находящимися в поиске работы.

Вторая подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» имеет своей целью привлечение квалифицированной рабочей силы с помощью внешней трудовой миграции, обеспечения миграционного прироста и снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В настоящее время подготовлен законопроект, целью которого является совершенствование механизма определения потребности Российской Федерации в иностранных работниках.

Третья подпрограмма содержит мероприятия, целью которых будет обеспечение развития самих инструментов регулирования рынка труда, развитие национальной системы квалификации и профессиональных стандартов, повышение минимального размера оплаты труда и рост зарплат. Отдельными пунктами подпрограммы выделяются такие задачи, как: развитие профессиональной мобильности населения; улучшение условий труда работников и снижение общего количества нарушений трудовых прав граждан.

В России существенным фактором, виляющим на современный рынок труда, является низкий уровень внутренней мобильности населения. Поэтому Правительство занимается разработкой мер по поддержке трудовой мобильности, например, расширение доступа к информации о вакансиях по всей территории страны и программы содействия переселению в регионы с низкой плотностью населения и нехваткой кадров.

Как отмечает руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Федерации Независимых Профсоюзов России Олег Соколов, внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в три субъекта РФ (Москву, Санкт-Петербург и Московскую область). Поэтому в отдаленных субъектах РФ, в первую очередь в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, должны быть разработаны региональные программы, направленные на реализацию инвестиционных проектов и учитывающие наличие потребности в работниках. Согласно распоряжению Правительства РФ о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, новые меры стимулирования предполагается разработать для Сибири и Дальнего Востока, которые испытывают отток населения, а также в приграничных районах, в особых экономических зонах и в регионах, где реализуются крупные инвестиционные проекты или развиваются инновационные кластеры. С целью создания более привлекательных условий для переезда, гражданам выдаются компенсационные и иные выплаты.

Говоря о мотивации и стимулирования населения к труду, не стоит упускать из внимания государственную программу, которую называют «2020»: Программа создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в стране до 2020 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что в ближайшей перспективе, к 2020 году, надо создать и модернизировать 25 млн. рабочих мест. При этом Президент отметил то, что у страны есть ресурсы для решения этой амбициозной и трудной задачи, государство может помочь гражданам «найти хорошую и интересную работу». В Указе Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительству можно выделить следующие задачи: создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест уже к 2020 году и увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года [4].

С сентября 2012 года действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [5]. Она предусматривает меры по приёму переезжающих в Россию людей, возмещение их затрат на переезд в Россию и выплату единовременного пособия на обустройство на новом месте. Ее целью является возвращение раннее уехавших из страны россиян. В 2014 и 2015 году более 100 тыс. человек прибыли по данной программе.

В дополнении, в 2015 году стартовал проект по переселению научных работников и учёных. К сентябрю 2015 года 44 учёных, докторов и кандидатов медицинских, технических и экономических наук, уже переселились в Россию, а более 20 человек находится в стадии оформления документов. При этом Российская академия наук в 2015 году ведет речь о более 400 учёных, занимающихся наиболее актуальными научными и технологическими проблемами [6].

В заключении, необходимо отметить, что в современных условиях необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает никаких сомнений, поэтому для поступательного социально-экономического развития России и ее регионов исполнительным органам власти, прежде всего на местах, следует проводить более активную политику в этой сфере.

Список литературы:

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016) "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298).

3. Постановление Правительства РФ от 04.06.2015 N 545 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2015 г.".

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".

5. Указ Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 (ред. от 14.06.2013) "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

6. Стенограмма заседания Правительства РФ 24.09. 2015 по вопросу реализации госпрограммы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников.

7. Игнатенко Н. С. Современные проблемы российского рынка труда // Новая наука. № 5-1. С. 119-120.

8. Бекешева А. Ю. Актуальные проблемы и тенденции развития российского рынка труда // Молодежь и наука. 2015. №4. С 7-14.

9. Федеральная служба государственной статистики Население России до 2030 г.: демографические и функциональные прогнозы.

10. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. 2015.

11. Федеральная служба государственной статистики. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2016 года.

12. Person agency Безработица в России [Электронный ресурс]: офиц. сайт // Интернет ресурс: https://person-agency.ru //Режим доступа: https://person-agency.ru/statistic.html

13. Рынок труда - 2015 [Электронный ресурс]: офиц. сайт // Интернет ресурс: http://www.vedomosti.ru //Режим доступа: http: //www.vedomosti.ru/management/articles/2014/12/26/rynok-truda-2015-g-tri-podushki-bezopasnosti/

14. Бутова Т.В., Мурар В.И., Смирнов В.М. Потребительский рынок муниципального образования // Муниципальная академия. − 2014. − № 2. − С. 4-12.

15. Егорова Т.Н., Шманев С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.

16. Коровяковский Д.Г. Инновационные подходы к развитию педагогических систем: теоретико-правовой подход // Правовая инициатива. – 2014. – № 3. – С. 9-15.

17. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4–7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7

18. Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 32-35.

19. Морковкин Д.Е. О роли качества современной системы образования в социально-экономическом развитии России // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 10 (66). – С. 363-367.

20. Морковкин Д.Е., Коровяковский Д.Г. Анализ динамических характеристик уровня жизни населения России в современных условиях // Правозащитник. 2016. № 3.

21. Морковкин Д.Е., Латыш А.Ю. Самозанятость населения как направление государственной политики в области управления человеческими ресурсами в малом инновационном предпринимательстве // Социальная направленность менеджмента: инновации, проблемы, приоритеты / материалы Международной научно-практической конференции (5 декабря 2013 г., Москва) / под общ. ред.: к.э.н. Т.В. Алексашиной; к.э.н. Д.Е. Морковкина. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. – С. 319-326.

22. Смирнов В.М., Попков С.Ю. Социально-экономические аспекты демографической ситуации в России: долгосрочные последствия сокращения численности работоспособного населения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 16. – С.54-58.

23. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика // Журнал экономической теории. – 2014. – № 4. – С. 25-39.

24. Фаузер В.В. Демографический потенциал северных регионов России – фактор и условие экономического освоения Арктики // Экономика региона. – 2014. – № 4. – С. 69-81.

25. Шманев С.В., Рябов К.В. Роль человеческого фактора в процессе глобализации социально-экономических отношений // Вестник ОрелГИЭТ. – 2014. – № 2 (28). – С. 106-112.

26. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.

27. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.

28. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. – 2016. Т. 6. – № S1. – С. 67-72.