Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.12.2016

Изучение федераций и федерализма бакалаврами педагогического образования по профилю «история» в курсе «История Древнего мира» и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)

Эзри Григорий Константинович
магистрант Историко-филологический факультет Благовещенский государственный педагогический университет г. Благовещенск, Россия
Аннотация: В статье анализируется реализация компетенций (особенно ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-4), представленных во ФГОСе ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалаврита) 2015 г. Компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-4 сводятся к необходимости получения учащимся социогуманитарных знаний и знаний о закономерностях исторического процесса с целью патриотического, гражданского, морально-нравственного, духовного воспитания. Компетентностный подход, отдающий приоритет опыту деятельности перед зунами и соединяющий воспитание и обучение, предполагает диалектически единое изучение понятия и образа с целью восприятия целостного представления об историческом процессе.
Ключевые слова: история, история Древнего мира, бакалавриат, компетенции, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, федерация, федерализм
Электронная версия
Скачать (663.5 Kb)

научный руководитель: Донченко Алексей Иванович, д. культурологии, профессор Благовещенского государственного педагогического университета

Присоединение России к Болонскому процессу потребовало от отечественного образования перехода к компетентностному подходу, который и используется при подготовке современных ФГОСов. Компетенции, как показал А.А. Вербицкий, отличаются от привычных для нашей страны зунов двумя обстоятельствами. Во-первых, компетенции ориентированы на практику. Во-вторых, в компетенциях заложено единство образования и воспитания. Так же, как показал О.Е. Лебедев, овладение компетенциями позволяет действовать в условиях неопределенности. А.А. Вербицкий и О.Е. Лебедев подчеркивали межпредметный и метапредметный характер компетенций. Компетенции не отрицают необходимость получения знаний, но подчеркивают первенствующее положение опыта деятельности, приоритет дела над словом [1; 4].

С другой стороны, необходимость получения интеллектуального опыта деятельности, опыта мыслительной деятельности не отрицала и советская педагогическая школа. Методист А.А. Вагин в монографии «Методика преподавания истории в школе» подчеркивал, что одинаково важно познавать как с помощью понятий, так и с помощью образов. Учащиеся должны познавать историю через живые образы, которые могут быть легкодоступны представлению и памяти учащихся. Исследователь отмечал необходимость диалектической связанности понятий в сознании учащихся, необходимость морального и эмоционального наполнения понятий. Понятие, таким образом, по мнению А.А. Вагина, представляет собой не только и не только схему, но живой образ, представление, который хронологически и казуально является частью единой исторической картины в сознании учащегося [1, c. 328-351].

В этой связи кажется целесообразным анализ феномена федерализма в вузовском «Истории Древнего мира» в контексте компетенций, которыми необходимо овладеть будущему бакалавру педагогического образования. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалаврита) 2015 г. установил для квалификации «академический бакалавр» четыре вида деятельности, которыми должен владеть специалист данного уровня (педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская) и три группы компетенций (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные) [6].

Естественно, что если изучение федерализма в эпоху античного мира является частью образовательных программ, которые необходимо реализовывать бакалавру педагогического образования, то знания данного явления и способность его объяснить будет лишь реализацией ПК-1 и ПК-2. Однако весь потенциал федерализма в рамках единства воспитания и образования может быть использован через реализацию ПК-3, ПК-4 и через реализацию ОК-1, ОК-2 и ОК-5.

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-4 сводятся к необходимости получения учащимся социогуманитарных знаний и знаний о ее закономерностях с целью патриотического, гражданского, морально-нравственного, духовного воспитания. В данном случае обучение и воспитание четко взаимосвязаны между собой: получение знаний должно привести к высоким воспитательным результатам.

Знания о федерациях и федерализме к области социогуманитарных и исторических. Кроме того, Россия, как сказано в первой статье Конституции, является федеративным государством [3]. Кроме того, федеративный характер имеют США, Европейский союз, отчасти Евразийская экономическая интеграция. Также знания о федерациях и федерализме могут ключ к пониманию современных глобализационных процессов, что показано в ряде статей по изучению глобализма в эпоху Античности. Федеративное государство как носило союзный характер в эпоху Древнего мира, так и продолжает носить его сейчас.

Федерации как древние, так и современные могут строиться либо на принципе частной собственности, либо на принципе власти-собственности, либо (в теории) условиях отсутствия всякой собственности, либо в условиях сосуществования различных принципов организации и функционирования собственности. Многие аспекты федерализма, политической надстройки общества детерминированы именно данным обстоятельством. Это важно понимать при анализе процессов, происходящих как в современном мире, так и на протяжении всей истории.

Понимание социально-экономической, политико-правой и культурной основы исторического процесса, четко детерминированного причинно-следственными связями и происходящими процессами в условиях, в которых есть место случайности, случайному событию, способно формировать научное мировоззрение. В этом смысле особый интерес может представлять природа исторической случайности. Но это проблема философии истории и теории истории.

Как показал западный исследователь А. Лейпхарт в работе «Многосоставные общества и демократические режимы», федерализм возможен только в многосоставном обществе [5]. Другая проблема заключается в том, какова будет, говоря философским языком, чтойность, т.е. сущность, сегментов. Либо сегментами будут народы и различные группы населения, либо сегменты будут искусственно сформированы при феодальном (политико-правовом смысле) разделении государства посредствам усиления влияния местных элит за счет центральных или сегменты явятся следствием значительных различий между людьми, проживающих на территории одного государства.

Отсюда: если государство и общество сформированы на принципе частной собственности или в условиях сосуществования различных принципов организации и функционирования собственности, то в таком случае благодаря усилиям частных собственников и гражданского общества в принципе возможна охрана прав и свобод человека и гражданина, защита частной собственности. В этой связи особый интерес представляет изучение федераций Греции и Рима в эпоху античности, ведь именно в рамках данных обществ формировались основы правового и политического функционирования федераций.

Естественно, что федеративный характер российского государства требует понимания сущности федерализма и принципов его функционирования. Научное понимание федерализма способно обеспечить объективность при понимании и освещении в педагогических и культурно-просветительских целях происходящих сегодня процессов в России и мире.

Немаловажный аспект федерализма – это его необходимость в многосоставном обществе с целью уважения прав каждого сегмента. Уважение прав каждого сегмента – проявление толерантности. В современной России многие субъекты выделены по национальному признаку, что предполагает уважение их прав на национально-культурное определение в рамках РФ. В Греции и Риме тоже уважали особенности каждого субъекта федерации – полиса.

Полисы обладали внутренним самоуправлением и собственным гражданством. Кроме того, Римская империя изначально соединяла в себе две различные культурные общности – римскую и эллинистическую. Во многом именно по этому принципу произошло деление империи при Диоклетиане и после смерти императора Феодосия I.

Провинции, позже диоцезы и префектуры, во главе которых находились либо наместники, либо цезари, либо августы тоже являлись обособленными культурными общностями: в Риме не было двух одинаковых провинций. Право на автономию Рим уважал и в отношении федератов, которые расселялись именно по национальному принципу: конкретному племени выделялось конкретное место для поселения. Формально, к каждому племени федератов римский наместник, но фактически они самостоятельно осуществляли свое (само)управление.

Одна из задач курса «История Древнего мира» на примере феномена федерализма показать, что в античную эпоху относительно толерантно воспринимались социальные, культурные и личностные различия, в чем проявлялся имперский универсализм (исключение – христианство, которое было легализовано только при Константине Великом). Это дает возможность обучать посредством примера, показывая длительные исторические корни толерантности. Однако, толерантность и уважение к другому, восприятие чуждого в качестве значимого другого не равносильно разрешению другому не уважать господствующую культуру и господствующие ценности. Уважение и толерантность – взаимная вещь. Уважать другого – не означает становиться другим.

Толерантность, уважение другого, взаимоуважение, взаимное признание свобод друг друга, союзные и дружественные отношения составляют основу философии федерализма, основанного либо на принципе частной собственности, либо в условиях сосуществования различных принципов собственности. Это один из социально-философских аспектов курса «История Древнего мира». Посредством освоения знаний о федерациях и федерализме человек может стать более социализированным, более активным участником общественной жизни.

Участие знаний о федерациях федерализме в воспитании человеческой личности возможно не только в том случае, если освоенное станет личностно значимым, будет интериоризированно. Прежде, нежели это случится, учащиеся должен быть готов к восприятию материала о федерациях и федерализме в качестве ценностно ориентированного и ценностно значимого. Данное обстоятельство подчеркивает метапредметный характер компетенций. В ОК-1 указана философия. Естественно, освоение законов мышления (логики) и учения о мышлении мышления и развитии (диалектики) вполне способно подготовить учащегося к рациональному восприятию материла, его пониманию и анализу.

Однако, как показал А.А. Вагин, понятия сами по себе схематичны, поэтому восприятие их в качестве единственного средства постижения нового и неизвестного было бы однобоким восприятием материала. Необходимо единство понятия и образа, понятия и представления [1, c. 328-351]. Соединение понятия и образа позволяет понять смысл во всей его противоречивости и неоднозначности. Для этого требуются воображение и абстрактное мышление, а, кроме того, как предварительный этап, фантазия и умение мечтать, умение представить то, что не дано в восприятии в настоящий момент. Это уже область психологии.

Таким образом, изучение федераций и федерализма в курсе «История Древнего мира» способствует реализации ФГОСа ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалаврита) 2015 г. и компетенций, представленных в нем. Особенно таких компетенций, как ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-4. Данные компетенции сводятся к необходимости получения учащимся социогуманитарных знаний и знаний о закономерностях исторического процесса с целью патриотического, гражданского, морально-нравственного, духовного воспитания.

Список литературы:

  1. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в школе. М., Просвещение, 1968. 434 с.
  2. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120326010135.pdf (дата обращения: 22.12.16).
  3. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 22.12.16).
  4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0389/index.shtml (дата обращения: 22.12.16).
  5. Лейпхарт, А. Многосоставные общества и демократические режимы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Leiphart_1992-_1.pdf (дата обращения: 10.09.16).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. От 4 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/7995/файл/7225/Prikaz_1426_ot_04.12.2015.pdf (дата обращения: 22.12.16).