Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.12.2016

Управление охраной труда на уровне организации

Кесаев Урузмаг Савельевич
студент 1 курса Института магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассматривается управление охраной труда на локальном уровне. На сегодняшний день из-за нестабильной экономики многие организации недостаточно серьёзно относятся к такой немаловажной норме, как охрана труда. Между тем, обеспечение безопасных условий на рабочем места – важнейшая цель работодателя.
Ключевые слова: охрана труда, безопасные условия труда, система управления
Электронная версия
Скачать (827.7 Kb)

Цель необходимости обеспечения достойных условий труда должна стоять приоритетной у сегодняшнего работодателя. Это положение содержится как в нормах российского законодательства, так и в международных стандартах по охране труда. Так, согласно российским нормам, если у работодателя, которые осуществляет производственную деятельность, в штате более 50 работников, то он должен организовать службу охраны труда или ввести должность специалиста (инспектора) по охране труда [1]. Специалист по охране труда должен иметь предварительную подготовку и необходимый опыт трудовой деятельности в области охраны труда, говорится в статье 217 Трудового кодекса РФ.

Если в штате численность работников равна или менее 50 человек, то работодателю предоставляется самостоятельная возможность решения об организации службы охраны труда или открытие позиции специалиста (инспектора) по охране труда. Все это учитывая специфику деятельности работодателя [5].

Также стоит отметить, что если у работодателя отсутствует служба по охране труда и должность специалиста (инспектора) по охране труда, то обязанности по соблюдению необходимых требований трудового законодательства в области охраны труда и функции специалиста по охране труда возлагаются на самого работодателя. В качестве его могут выступать соответственно индивидуальный предприниматель, руководитель организации, либо специально уполномоченная работодателем штатная единица. Также данные функции могут быть возложены на организацию либо лицо, оказывающие услуги по охране труда. Они привлекаются по гражданско-правовому договору, либо проще говоря по договору аутсорсинга.

Хочется еще раз отметить, что только если в организации менее 50 человек, только тогда можно воспользоваться услугами аутсорсинга. Организация-ауторсер должна быть аккредитована на оказание услуг по охране труда. Проверить, внесена ли организация-аутсорсер в реестр аккредитованных организаций, которые оказывают услуги в сфере охраны труда, можно на сайте Министерства труда и социальной защиты России. Передача охраны труда на аутсорсинг помогает уменьшить издержки работодателя в том числе за счет того, что не приходится иметь в штате одного дополнительного работника – специалиста (инспектора) по охране труда. Эффективность передачи охраны труда на аутсорсинг представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнение затрат работодателя (индивидуального предпринимателя) на специалиста по охране труда с затратами на аутсорсинг

Затраты работодателя

Специалист по охране труда

Аутсорсинг охраны труда

Разовые затраты: организация рабочего места (компьютер, мебель)

~40000 руб.

Ежемесячные: зарплата, страховые взносы, канцелярия, связь и пр..

~ 30 000 руб.

~ 10 000 руб. (в 3-4 раза меньше)

Сумма за первый месяц

~70 000 руб.

~ 10 000 руб.

Сумма при организованном рабочем месте

~ 30 000 руб.

~ 10 000 руб.

Работодатель, приходя к заключению о создании и организации службы охраны труда, должен иметь ввиду, что необходимая структура и численность определяется руководителем организации и зависит от [4]:

- количества работников;

- качества условий труда на рабочих местах;

- уровней тяжести опасности производства и иных факторов, учитывая численность сотрудников службы охраны труда согласно межотраслевым нормативам.

Также в организации по инициативе работодателя либо по инициативе работников (их уполномоченного представительного органа) могут создаваться и осуществлять свою деятельность комитеты (комиссии) по охране труда. Соответственно, в структуру комитета (комиссии) по охране труда включаются представители работников (из первичной профсоюзной организации) и работодателя на равнозначных основах. Федеральный орган исполнительной власти, который исполняет обязанности по регулированию трудового законодательства и осуществлению государственной политики, разрабатывает и утверждает типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда. В статье 218 Трудового кодекса говорится, что комитет (комиссия) по охране труда в организации осуществляет совместную работу по предупреждению профессиональных заболеваний и производственного травматизма, выполнению требований в области охраны труда, и еще, в свою очередь, обеспечивает деятельность по проверке условий труда в организации и информирует сотрудников об итогах данных проверок, проводит сбор предложений и разработок к соответствующему разделу об охране труда в коллективном договоре.

Делопроизводство в организации по охране труда предусматривает:

- заключения, учитывая вид деятельности организации, в форме проектов;

- экспертные заключения в организации;

- документацию, которая относится к концепции (политике) субъекта в сфере охраны труда; установление целей и задач по охране труда, включая мероприятия, направленные на улучшение условий труда;

- документы, имеющие отношение к положению о системе управления охраной труда;

- приказы о вступлении в силу системы управления охраной труда в организации;

- разрешительные документы на выполнение работ повышенных опасностей;

- должностные инструкции;

- приказы об установлении и назначении работников, несущих ответственность за организацию и регулирование системы управления охраной труда;

- коллективный договор;

- инструкции по охране труда по видам работ и профессиям;

- подготовку программ обучения персонала в области охраны труда, включая вводные и первичные инструктажи;

- запись фактов заседаний комитетов по проверке знаний охраны труда персонала;

- журналы регистрации инструктажей, несчастных случаев на производстве;

- карточки обеспечения предметами индивидуальной защиты, обезвреживающими и смывающими средств [3];

- акты предварительных, периодических и внеплановых медицинских осмотров;

- регистрация информации о состоянии здоровья персонала;

- итоги реагирующего и текущего контроля, анализа и аудита системы управления охраной труда непосредственным руководством.

В обязанности работодателя вменяется организация управления и хранения надлежащим образом документации изложенной выше.

Всю деятельность организации следует, в первую очередь, построить таким образом, чтобы она учитывала обучение работников. На основании ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда», Постановления Министерства труда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения в области охраны труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» осуществляется обучение и подготовка персонала.

В организации в рамках проверки обучения необходимо вести журналы регистрации инструктажей, а также протоколы заседаний комитета по контролю знаний охраны труда. Необходимые виды инструктажей, которые на сегодняшний день предусматривает российское законодательство, следующие: вводный инструктаж, повторный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте и при необходимости внеплановый.

Обучение осуществляют согласно программам, которые разработаны для определенных категорий персонала, учитывая инструкции по охране труда [2].

В области доступности информации по охране труда работодатель:

- организует осведомленность персонала относительно режима труда и отдыха в организации, исполнения дисциплины трудовой деятельности, условий и охраны труда на основе нормы ГОСТ 12.0.230 -2007 «Межгосударственный стандарт. Системы управления охраной труда. Система стандартов безопасности труда.. Общие требования»;

- организует общую доступность материалов по охране труда и ознакомляет персонал под роспись с вступившими в силу приказами, размещает сведения в доступных местах;

- обеспечивает доступность периодики по охране труда и нормативных материалов.

При запросах от уполномоченных органов в обязанности работодателя входит предоставление запрашиваемой информации и необходимых сведений, в частности, такие запросы способна осуществлять Федеральная служба по труду и занятости о наличии (отсутствии) вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах. Также осуществление данных запросов есть в компетенциях Ростехнадзора относительно проведения контроля по соблюдению санитарных норм и правил.

Контроль над системой управления охраной труда может быть как текущим, так и реагирующим. Текущая проверка есть постоянная работа по контролю исполнения позиций коллективного договора, планов действий по оздоровлению и улучшению условий труда, которые направлены на профилактику опасностей, рисков, на организацию охраны труда и мероприятий по введению в действие системы управления охраной труда.

Текущая проверка должна предусматривать компоненты, направленные на обеспечение профилактических действий по улучшению условий труда и совершенствование охраны труда, и включает:

- контроль достижения целей и задач;

- периодический контроль цехов, помещений, оборудования и производственных систем;

- проверка состояния здоровья персонала, а также, если это необходимо, проведение медицинских осмотров через равные промежутки времени (периодические осмотры) в целях раннего обнаружения симптомов и признаков ухудшения здоровья. Данная процедура осуществляется для выяснения эффективности предупреждающих и контрольных действий;

- непротиворечие государственным законам и другим нормативно-правовым актам, соглашениям и иной документации, принятой на отраслевом, межотраслевом уровне, на уровне субъектов, внутренних локальных документов организации по охране труда.

Небольшие организации с малым количеством сотрудников чаще всего применяют двухступенчатую проверку:

- 1 уровень - осмотр в течение дня руководителями различных звеньев всех рабочих мест в организации;

- 2 уровень - обследование в течение месяца комитетом по охране труда организации при активном участии всех уполномоченных по охране труда. По итогу комитет по охране труда в особом журнале учета делает запись о выделенных недостатках, которые необходимо устранить. Также записываются пути устранения этих самых недостатков, сроки, в течение которых недостатки следует устранить, и ответственные лица. Лицо, ответственно за исполнение, должен поставить подпись.

Стоит отметить, что текущая проверка входит в прямую обязанность инженера (специалиста) по охране труда.

Однако в любой организации может наступить такой момент, когда необходим реагирующий контроль. Приведем некоторые такие случаи: возникновение аварий, появление инцидентов, несчастных случаев, обострение профессиональных заболеваний. Также реагирующий контроль применяется при изменении внутренней и внешней документации по охране труда. Реагирующий контроль проводит высшее руководство организации, инженеры по охране труда, линейные руководители и другие уполномоченные.

Адекватность и эффективность системы управления охраной труда достигается при постоянном анализе этой самой системы через определенные периоды времени. Анализ должен проводить работодатель, и включает оценку возможных изменений для улучшений условий труда и при необходимости включение в систему управления охраной труда необходимых модификаций. Зачастую для этого следует изменять даже политику и цели организации в области охраны труда. Записи анализа сохраняются в течение определенного времени, контроль за сохранностью записей осуществляет непосредственно руководство [6, c. 79].

Для анализа руководство организации использует следующую входную информацию:

- итоги проверок (аудитов) и уровень соответствия законодательным и иным нормативно-правовым требованиям, обязанность исполнения которых взял на себя экономический субъект;

- уведомления со стороны третьих заинтересованных лиц, особое внимание, на наш взгляд, следует обращать на жалобы;

- цифровые значения по охране труда (количество несчастных случаев, аварий, профессиональных заболеваний и пр.);

- KPI в области охраны труда;

- итоги расследований несчастных случаев, предупреждающей и корректирующей работы;

- итоги анализов руководством в предыдущие периоды;

- изменения законодательных и иных нормативных требований по охране труда;

- предложения по улучшению условий труда.

Итоги работы работодателя по анализу должны соответствовать обещаниям экономического субъекта относительно непрерывного совершенствования СУОТ и включать разнообразные методы, которые связаны с потенциальными изменениями в политике, целях, показателях, средствах и других компонентов СУОТ.

Результаты анализа работы СУОТ необходимо зафиксировать и донести до соответствующих субъектов охраны труда:

- работников или сторонних организаций, уполномоченных за охрану труда, для принятия ими необходимых действий;

- комитета (комиссии) по охране труда, сотрудников и первичной профсоюзной организации.

Список литературы:

1. ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=503246#0 (дата обращения: 18.12.2016)

2. Постановление Минтруда Российской Федерации от 17.12.2002 г. № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54144/ (дата обращения: 11.11.2016)

3. Постановление Минтруда Российской Федерации от 18.12.1998 г. № 51 в редакции Постановлений Минтруда РФ от 29.10.1999 г. № 39, от 03.02.2004 г. № 7 «Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52154/ (дата обращения: 15.12.2016)

4. Постановление Минтруда Российской Федерации от 22.01.2001 № 10 (ред. от 12.02.2014) «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 21.12.2016)

5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 21.12.2016)

6. Шагин И. Б. Охрана труда в организации: Практическое пособие / Ю.М. Михайлов. - М.: Альфа-Пресс, 2011. – 184 c.