Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.12.2016

Санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий

Скорый Юрий Ростиславович
Юридический факультет, РГСУ, г. Москва, РФ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы законодательного применения в Российской Федерации санкций на проведение оперативно-розыскных мероприятий, введение оперативных материалов в уголовный процесс, а также обращается внимание на практику и рекомендации Европейского Суда по правам человека.
Ключевые слова: негласное получение информации, оперативно-розыскные мероприятия, конституционные права, санкции, судебное решение, частная жизнь
Электронная версия
Скачать (689 Kb)

Все предусмотренные законодательством Российской Федерации санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий следует разделить на две группы — судебные и ведомственные. Также законом предусмотрен ряд оперативно-розыскных мероприятий, не требующих ни судебной, ни ведомственной санкции на их проведение.

Сами оперативно-розыскные мероприятия также делят на группы в зависимости от типа требующихся на их проведение санкций: проводимые без санкции, проводимые по ведомственной санкции и требующие судебного разрешения.

К первой группе оперативно-розыскных мероприятий, относятся мероприятия, не требующие соответствующих судебных или ведомственных санкций. Они могут проводиться по собственной инициативе сотрудниками оперативных подразделений. К таким оперативно-розыскным мероприятиям относятся опрос, наведение справок, сбор образцов, исследование предметов и документов, отождествление личности и, при определенных условиях, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств. Споров в юридической практике относительно правомерности и санкционирования оперативно-розыскных мероприятий данной группы не много.

Для проведения опроса санкции на его проведение не требуется, но требуется добровольное согласие на беседу опрашиваемого гражданина.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих факта опроса и собираемых при этом сведений. Проводя опрос, оперативные сотрудники, имеют право скрывать истинные цели этого мероприятия и свою профессиональную принадлежность в соответствии со статьей 15 Федерального закона №144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон №144-ФЗ). Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением опрашиваемого либо справкой, рапортом сотрудника, его проводившего.

Наведение справок — сбор информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), посредством изучения документов и направления запросов в организации.

Сбор образцов для сравнительного исследования — обнаружение, взятие (изъятие) различных материалов для сравнения с имеющимися в образцами и идентификации.

Отождествление личности - установление и идентификация личности проверяемого по различным признакам (внешности, походке, мимике, запаховым следам и иным следам, оставленным на месте происшествия). Мероприятие может проводиться в естественных условиях, например в месте вероятного объекта, но также и в искусственно созданных условиях, например, при вызове человека в правоохранительные органы.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств — это оперативный осмотр перечисленных и иных объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, получения информации, необходимой для решения задач ОРД. Объектами обследования могут быть жилые и нежилые помещения, здания, сооружения. Обследоваться могут любые земельные участки вне зависимости от формы собственности и назначения. Транспортные средства осматриваться могут снаружи, изнутри, в том числе салон автомобиля, кузов, днище, кабина и т.д.

Формы обследования бывают следующие: гласная, зашифрованная и негласная. Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и в его присутствии. При этом участники такого осмотра не скрывают от окружающих целей своих действий. При такой форме обследования санкции на проведения мероприятия не требуется.

Таким образом, в зависимости от вида и объекта осмотра на проведение данного оперативно-розыскного мероприятия может требоваться либо не требоваться ведомственное разрешение (санкция).

Негласное обследование нежилых помещений в тех случаях, когда требуется преодоление запирающих устройств, производится с разрешения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В случае, если орган, занимающийся ОРД, намеревается обследовать жилое помещение, он обязан обратиться в суд для получения соответствующего разрешения.

Отдельные оперативно-розыскные мероприятия ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Данные мероприятия предполагают вторжение в частную жизнь граждан, что допускается законодательством в интересах борьбы с преступностью. К ним относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

Согласно ч.2 ст.8 Закона №144-ФЗ: «Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ».

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — оперативно-розыскные мероприятия, проводимые на основании судебного решения и заключающиеся в получении информации путем негласного просмотра почтовой, телеграфной и иной корреспонденции, передаваемой по сетям электрической и почтовой связи.

Законом предусмотрена возможность в не терпящих отлагательства случаях, при угрозе совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, проведение таких оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений проводится:

- на предприятиях почтовой и телеграфной связи;

- иных объектах путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной связи;

- линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи;

- по месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений путем негласного просмотра данных отправлений вне предприятия (сбор из почтовых ящиков, использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).

Данное мероприятие предполагает: а) негласное выявление искомых почтовых отправлений на предприятиях связи; б) вскрытие писем, бандеролей, посылок; в) изучение содержимого почтовых отправлений, снятие копий, при необходимости фотографирование, видеозапись. В ходе контроля почтовых телеграфных и иных сообщений оперативный работник обязан обеспечить сохранение в тайне факта контроля, сохранность самого почтового отправления и сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.

Рассматриваемое мероприятие сопряжено с максимальным вторжением в частную жизнь граждан, поэтому при его подготовке учитываются условия, изложенные в части 2, 3 статьи 8 Закона №144-ФЗ. Как уже было указано выше, оно проводится на основании судебного решения по мотивированному постановлению руководителя оперативно-розыскного подразделения. Организация и тактика проведения таких оперативно-розыскных мероприятий регламентируются специальными ведомственными и межведомственными нормативными актами.

Изъятие и замена предметов, обнаруженных во время негласного обследования допускаются только в исключительных случаях и с разрешения руководителя органа, осуществляющего ОРД, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.

Согласно действующему указу Президента РФ от 1 сентября 1995 года №891 «Об упорядочивании организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений могут выступать только органы ФСБ.

Результаты проведения негласного обследования оформляются рапортом (справкой) оперативного сотрудника, в котором отражаются ход мероприятия, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы, могут прилагаться копии, фотографии содержимого посылок, отобранные образцы для исследования, технические носители, на которых фиксировалась информация.

Прослушивание телефонных переговоров — негласное получение информации путем контроля и аудиозаписи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи.

Объектом прослушивания могут быть телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, или лиц, располагающих сведениями об указанных преступлениях.

Прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего ОРД. Максимальный срок прослушивания — шесть месяцев со дня вынесения постановления суда. При необходимости продления такого срока судья принимает решение по данному вопросу на основании новых материалов, предоставленных заинтересованным органом.

В соответствии с ч.6 ст.8 Закона №144-ФЗ, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Если прослушивание телефонных переговоров производится по заявлению гражданина, то звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз. Такое мероприятие проводится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, только при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме.

Прослушивание телефонных переговоров проводится органом, осуществляющим ОРД при взаимодействии с оператором связи.

Сведения, полученные в результате прослушивания телефонных переговоров, относятся к оперативной информации. В случае необходимости использования данной информации в уголовном процессе, имеющимся материалам нужно придать форму, соответствующую требованиям УПК РФ. Далее эти результаты могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после осуществления следственного действий по передаче фонограммы от оперативного подразделения следователю, следственного осмотра и экспертного исследования на основе научно обоснованных методик идентификации принадлежности записанного на фонограмме голоса.

Результаты прослушивания телефонных переговоров оформляются служебным документом, к которому прилагаются фонограммы переговоров и технические носители информации. Инициатору (заказчику) задания документы с приложениями представляются в опечатанном виде.

Оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» по сути аналогично следственному действию, описанному в ст. 186 УПК РФ - контролю и записи переговоров.

Снятие информации с технических каналов связи — оперативно-техническое мероприятие, заключается в перехвате с помощью специальных технических средств незашифрованной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи. Проводится на основании судебного решения. К указанным техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная связь, телексные, факсимильные, пейджинговые каналы обмена информацией между абонентами, радиосвязь, компьютерные сети и др.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» все предприятия связи, действующие на территории РФ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, и предоставлять им возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В соответствии с абзацем пятым ст.15 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», физические и юридические лица, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами федеральной службы безопасности .

Субъекты такого оперативно-розыскного мероприятия - сотрудники оперативно-технических подразделений, ФСБ, МВД.

Законодательство устанавливает возможность проведения таких оперативно-розыскных мероприятий только в том случае, когда невозможно или затруднительно иным путем решить поставленные задачи.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции. Вокруг порядка санкционирования данного оперативно-розыскного мероприятия возникает наибольшее количество споров.

Поскольку сама по себе проверочная закупка не затрагивает конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, то ст.8 Закона №144-ФЗ не требует от органов, осуществляющих соответствующее оперативно-розыскное мероприятие получения судебного разрешения и осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения.

Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи Закона №144-ФЗ). Эти же условия должны соблюдаться при проведении контролируемой поставки, оперативного эксперимента в связи с использованием предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен законом.

При дальнейшем использовании результатов проверочной закупки в уголовном процессе может встать вопрос о провокации преступления с учетом фактических обстоятельств проведения данного мероприятия и данных, которые уже имелись на момент принятия решения о проведении ОРМ.

Позиция верховного суда, выраженная в том числе и в определении от 5 ноября 2013 г. №46-Д13-23, состоит в том, что для выдачи санкции на проведение проверочной закупки необходимы конкретные сведения о том, что лицо, в отношении которого проводится соответствующее оперативно-розыскное мероприятие уже занималось или занимается противоправной деятельностью.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в своих решениях по жалобам в отношении прав, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Конвенции неоднократно давал рекомендации о введении в законодательство особой санкции на проведении подобного оперативно-розыскного мероприятия. Такие рекомендации ЕСПЧ в своих постановлениях адресовывал и конкретно Российской Федерации. На сегодняшний день таких изменений в законодательство не внесено, а предлагаемые проекты широко не обсуждаются ни в обществе ни в законодательном органе.

Однако снижение количества жалоб в ЕСПЧ, связанных с провокацией преступлений в отношении России, принятые ВС РФ постановления, дополнительно регламентирующую использование результатов проверочной закупки и отчасти порядок проведения проверочной закупки в целом образуют положительную тенденцию и, вероятно, судебный или иной порядок получения санкции на проведение проверочной закупки в недалеком будущем будет введен в российское законодательство.

Список литературы:

1. Брэйди Н., Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе в свете решений ЕСПЧ по жалобам в отношении Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия, 2013, №5;

2. Федеральный закон от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

3. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»;

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (действующая редакция);

5. http://Isfic.Info.