Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.12.2016

Разнообразие форм участия бизнес-сектора в социальной защите населения в России и за рубежом

Жукова Алена Игоревна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (ФГАОУ ВО) «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Россия
Хубулури Екатерина Ильинична
профессор кафедры социальных технологий Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (ФГАОУ ВО) «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Россия
Аннотация: В статье рассматривается многообразие форм и способов участия компаний в системе социальной защиты населения на современном этапе развития социальной сферы. Социальная ответственность бизнеса набирает популярность и оказывает положительное влияние на состояние местного сообщества и общества в целом. Развитие социальной активности бизнес-сектора в разных странах имеет длительную историю.
Ключевые слова: благотворительность, гранты, корпоративная социальная ответственность, частные инвесторы
Электронная версия
Скачать (658.3 Kb)

Сегодня в систему социального обслуживания и защиты населения прочно вошли понятия такие понятия как «благотворительность» и «социальная ответственность бизнеса». Многие известные компании, которые зарекомендовали себя на рынке как надежный поставщик товаров или услуг, внедряют в свою деятельность принципы корпоративной социальной ответственности. [2] Бизнес-сектор стремится стать устойчивым предприятием с активной социальной политикой, как внутри организации, так и за ее пределами. Наиболее часто руководители компаний выбирают одним из направлений свой деятельности благотворительность.

Корпоративная благотворительность - это социальная работа коммерческой организации, направленная на поддержку социальных проектов или на помощь нуждающимся. [1] Компании могут выбирать сферу для благотворительности совсем не связанную с основной своей деятельности и специализации. Организации направляют часть своих ресурсов на оказание помощи слабозащищенным слоям населения (инвалидам, сиротам, многодетным семьям и др.) или участвуют в организации благотворительных сборов и пожертвований. Ярким примером такой организации является созданный издательским домом «Коммерсант» благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд». Он регулярно публикует адресные просьбы о помощи на страницах газеты «Коммерсантъ» и на своем сайте, а также на информационных ресурсах партнерских СМИ. По сборам пожертвований данный фонд в РФ является самым крупным. Не зря уже много лет девиз «Русфонда» гласит: «Помогаем помогать!».

Концепция социально ответственного бизнеса - это добровольное участие и вклад частных компаний в решение социальных проблем и улучшение жизни населения. [3] Термин «КСО» в нашей стране появился в конце ХХ века и стал важнейшей составляющей понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом. Идея данной концепции состоит в том, что бизнес, основной целью которого является получение прибыли, стремится к достижению стабильности в обществе и социальной защищенности его членов. Выгода и польза такой концепции очевидна. Деятельность компаний по КСО носит сугубо добровольный характер. Социальная активность бизнеса приносит не только пользу обществу, но и укрепляет репутацию и имидж компании, повышает качество и привлекательность предоставляемых компанией товаров и услуг.

Существует большое количество форм участия предпринимательских и частных компаний в социальных расходах местных властей: от прямого финансирования проектов до реализации программ совместно с другими организациями, благотворительными фондами, частными инвесторами. [4] Самым популярным способом поддержки гражданских инициатив в социальной сфере являются грантовые конкурсы. Они проводятся с целями выявления и поддержания наиболее эффективных проектов, направленных на решение острых социальных проблем общества. Наиболее известными в России являются конкурсы социальных проектов, таких как грантовая программа «РОСБАНКА» под названием «Новый день», направленная на поддержку НКО, работающую с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Стимулировать деятельность обучающихся и работников помогают стипендии, которые распределяются на конкурсной основе с целями поддержки образования и возможностью вырастить высококвалифицированные кадры для дальнейшего развития корпорации. В рамках стипендиальных программ поддержка оказывается молодежи, а именно студентам, обладающих отличительными способностями и желанием работать во благо и процветание своей страны. Ярким примером является стипендиальная программа В.Потанина, в рамках которой выявляются лучшие студенты-отличники, обладающие лидерскими и организаторскими способностями и демонстрирующих активную гражданскую позицию. Помимо этого, в рамках данной программы осуществляется конкурс для молодых преподавателей, позволяющая поддерживать их вклад в научно-исследовательскую деятельность. Многие социально ответственные корпорации используют программу пожертвований сотрудников. [3] Данный механизм был специально разработан для поддержки сотрудников коммерческих компаний и успешно действует уже во многих странах. Компания по собственному усмотрению увеличивает пожертвования сотрудников и самостоятельно выбирает, куда именно направить данные средства. Программа «Им нужна ваша помощь», разработанная «CAF Россия», направлена на поддержку благотворительных организаций, оказывающих социальную помощь в России.

Помимо этого, в практике корораций часто применяется программа пожертвований клиентов. Она представляет собой привлечение клиентов непроизводственных компаний в корпоративные благотворительные программы. Клиентам предлагается сделать пожертвование на реализацию социальных проектов либо определенному человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Так, во многих организациях можно встретить специально оборудованный для пожертвований настольный ящик, с указанием цели сбора денежных средств, где каждый желающий клиент может оставить часть своих денег абсолютно добровольно. В Великобритании уже много лет действует программа «Монеты на доброе дело авиакомании «BritishAirways», где пассажирам международных рейсов предоставляется возможность делать пожертвования в любой валюте. За 8 лет пассажирами «BritishAirways» было собрано около 15 млн. долл. США.

Для сплочения различных компаний бизнес сферы и их совместного сотрудничества в области решения локальных социальных проблем территории пребывания существуют фонды местного сообщества. [3]

Самым распространенным способом организации корпоративной филантропии, который создается на собственные средства предприятия и в 95% случаях полностью ею финансируется, является корпоративный фонд. Как правило, такие фонды занимаются только благотворительными проектами, спонсорская помощь организуется отдельно. Примерами корпоративных фондов являются: благотворительный фонд В. Потанина, фонд компании «Алкоа», корпоративный фонд «ЛУКОЙЛ» и фонд П. А. Смирнова, основанный при поддержке компании «Диажео».

Программы компании «Диажео» - крупнейшего международного производителя продуктов питания, осуществляемые в партнерстве с некоммерческими организациями, дают возможность жителям областей, городов, на территории которых она работает, успешно решать социальные проблемы и расширять знания и навыки персонала. Программа «Вода для жизни» связанна с доступом населения к чистой воде, что актуально для южных стран, а программа «Навыки жизни» направлена на обучение безработных и молодежи, заключается в предоставлении профессиональных знаний с целью снижения безработицы и бедности. [2]

На сегодняшний день в обществе существует множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени в помощи, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку социально уязвимым слоям населения и отдельным гражданам. Таким действенным механизмом борьбы с бедностью и безработицей в России и за рубежом является заинтересованность и участие бизнес-сектора в реализации социальных программ поддержки населения. При этом главным критерием форм деятельности компаний является соответствие их программ помощи миссии, целям и стратегии развития бизнеса, и официально сформулированная позиция в отношении своей социальной политики.

Список литературы:

1. Авдокушина М. Н. Корпоративная социальная ответственность как составляющая бренда компании // Вопр. новой экономики. 2010. № 2. С. 31-39.

2. Витковская Л. К. Социально ответственное предприятие: бренд, стратегия, организационная культура // Вестн. Воронеж. Гос. ун-та. Сер. Экономика и упр. 2009. № 1. С. 35-39.

3. Соснова Е. В., Сидоров Н.И. Эффективность социальных программ компании. АРТ-менеджер, 2009. 150 с.

4. Швайба Д. Н. Социальные программы предприятий как инструмент создания эффективной социальной сферы // Белорус. экон. журн. Минск, 2009. № 4. С. 118-127.