Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
22.12.2016

Технологии оказания помощи детям из неполных семей в системе социальной службы

Хропаль Елена Александровна
ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь, Российская Федерация
Хубулури Екатерина Ильинична
профессор кафедры социальных технологий Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (ФГАОУ ВО) «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Россия
Аннотация: В статье раскрывается социальная работа с неполными семьями в условиях социальной службы. Выделены основные функции специалиста социальной работы в работе с неполной семьей. Выделены основные  направления   социальной работы с неполной семьей.
Ключевые слова: неполная семья, технологии, диагностика, воспитание, социальная работа
Электронная версия
Скачать (831 Kb)

Семья всегда находится в центре внимания передовой общественной идеи современных политиков, начиная от древних философов и завершая передовыми реформаторами. Это происходит потому, что семья представляет собой систему общественного функционирования человека, являясь одним из основных институтов общества. Она пребывает в движении, изменяется. По данной причине, она считается одной из самых существенных сфер социальных трудностей и одним из основных объектов социальной работы .

Проблемами неполных семей и причинам их формирования занимаются такие ученые, как Холостова Е.И., Агеева О.В., Дементьева И.Ф., Гурко Т.А, Калабихина И.Е., Киблицкая М.А., Грам Л.В., Медянов Н.В., Рубан М. Л., Суворова О.В., Тамонова Д.М. и др. В научных трудах, посвященных неполным семьям, рассмотрены социальные проблемы этих семей, проблемы полоролевой идентификации и ориентации детей в неполных семья, выделены основные технологии оказания помощи неполной семье.

Неполная семья – это семья, которая состоит, по какой либо причине, только из одного родителя, с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Большинство неполных семей образуются вследствие развода родителей.

Из сложившихся на сегодняшний день направлений в практике социальной работы с неполными семьями Ставропольского центра социальной помощи семье и детям (далее – Центр) можно выделить четыре основных:

  • оказание экстренных и неотложных мер, цель которых направлена на выживание семьи;
  • среднесрочные меры различного характера, поддерживающие стабильность неполной семьи;
  • долгосрочные меры различного характера, цель данных мер: социальное развитие неполной семьи и ее членов;
  • профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Главной целью работы с детьми и их родителем из неполной семьи, является, оказание помощи семье, которая включает в себя комплексную работу специалистов. В зависимости от того, какой характер семейных проблем носит неполная семья, в работе с каждой из них по определенной ситуации, могут использоваться различные формы и методы социальной работы. К ним может относится, как индивидуальная, и групповая социальная работа, так и работа в рамках семейного консультирования и социального патронажа, также работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно [2].

Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, родителю необходима помощь и поддержка государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане. В данном вопросе роль социального работника весьма велика и именно социальная поддержка позволяет детям и родителям в неполных семьях почувствовать себя полноценными членами общества.

Специалист по социальной работе призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (направленную на изучение особенностей семьи и выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (включающую правовую поддержку семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (рассматривающую организацию общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- психолого-педагогическую (просвещение членов семьи, профилактическая поддержка и патронаж, оказание психологической помощи);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

- координационную (объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [1].

Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем и задач, укрепление и развитие позитивного настроя в семейных отношениях, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов.

Этапы работы с неполной семьей специалиста по социальной работе:

На первомэтапе работы – специалисту необходимо найти контакт с семьей. При помощи приема «подражания», специалисту необходимо вступить в общение на том языке, который бы был понятен и свойственен всем членам данной семьи. Анализируя мотивацию поведения участников, на первых этапах работы с семьей, специалисту ни в коем случае не следует прибегать к оценочным суждениям, поскольку возникают проблемы в развитии личностного роста членов семьи, а также усиливается механизм индивидуальной и групповой психологической защиты.

На второмэтапе в задачу специалиста входит - сбор предварительных данных (диагностика структуры семьи, изучение семейной истории, семейных/супружеских отношений), анализ полученной информации в ходе диагностики, выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной.

Осуществляя свою работу, специалист по социальной работе должен преследовать главную цель: выявить проблемные зоны в жизнедеятельности неполной семьи, коррекция которых в последующем может повлиять на помощь ребенку и семье, в целом выйти из трудной жизненной ситуации.

При сборе информации о ребенке во внешней среде (в школе, среди соседей и пр.) специалист обязан проявлять особые профессиональные качества, к которым относятся: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать выводы. При общении с лицами, которые способны дать необходимую информацию о данной семье, важно и необходимо соблюдать особенный такт: не дать повода соседям, учителям или др. собеседникам для сплетен. В параллель с этими мероприятиями должна осуществляться несоциальная и психологическая диагностика семейной ситуации, в которой проживает ребенок. В нее необходимо включить мероприятия по обследованию условий проживания ребенка в семье, и проведение беседы с его родителем (матерью или отцом) с основной целью, по выявлению существующих в семье экономических, жилищных, бытовых, педагогических, психологических проблем, проблем с трудоустройством и т.п.

При сборе информации об образе жизни семьи возникают определенные трудности, связанные с необходимостью контактов с семьей для получения данных о ее ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах. Полная социальная диагностика семьи обязана включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, наблюдение за взаимодействием членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром. В процессе последующей работы с семьей сбор информации необходимо продолжать.

Важные элементы диагностики неполных семей:

  1. Уточнение состава семьи. Необходимо узнать у каждого члена семьи, кого из семьи он считает полноценным ее членом. Зачастую мнения между членами семьи не сходятся, так как не все согласны друг с другом в том, кто в данный момент входит в ее состав. Это важный вопрос относительно границ семьи и того, кто физически и психологически присутствует в данной семейной системе.
  2. Изменения второго порядка. Важно уточнять произошли ли изменения второго порядка - перестройка отношений. Завершились ли супружеские отношения или развод еще не завершен и т.д.
  3. Определение роли и функции третьего поколения - бабушек и дедушек.

Третий этап — основной. После установления контакта, выстраивания отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния членов семьи и определения проблемы, на которой следует сконцентрироваться во время работы, после проведенной диагностики начинается этап в который входит формулирование целей и задач, непосредственно в совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, и иные моменты, влияющие на успешною реализацию патронажной программы. Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом, он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом [3].

В работе с семьей, специалист по социальной работе выступает в трех ролях: советник, защитник, консультант.

Особенность работы специалиста по социальной работе и с неполными семьями в том числе, заключается в выборе эффективных форм и методов работы с данной категорией семьи.

Основные методы работы с неполной семьей:

1. Педагогическое просвещение родителей.

2. Социально-педагогическое консультирование (совместно с социальным педагогом).

3. Патронаж (посещение семьи на дому).

4. Посредничество (приобщение родителей к активному участию в жизни Центра социальной помощи семье и детям и образовательного учреждения, в котором обучается их ребенок).

5. Меры административного и уголовного воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей или оказывающих на них отрицательное влияние (администрация района, города, правоохранительные органы и др.).

Одним из основных направлений деятельности специалиста по социальной работе Центра является социальный патронаж семьи. В задачи специалиста входит контроль над ходом патронажа на всех его фазах, приобщение членов семьи к решению их проблем, закрепление достигнутых успехов, а также внесение необходимых корректив в стратегию дальнейших действий.

Технология патронажа, осуществляемого специалистом по социальной работе:

1. Предварительная подготовка к встрече с клиентом, постановка целей.

2. Оповещение клиента о времени визита.

3. Представление себя (предъявление удостоверения).

4. Сообщение о цели визита.

5. Время посещения 20-40 минут.

6. Подведение итогов.

Социальный патронаж семьи включает много методов и действий со стороны специалиста по социальной работе. В процессе коррекции, в зависимости от того, командой или единственным специалистом совместно с членами семьи принимаются решения, выделяются следующие подходы к выбору применяемых стратегий работы:

1) Согласие. Специалист следует правилу «клиент всегда прав» и принимает те условия, которые ставит семья. Но этот подход имеет слабую сторону, когда речь заходит о кризисном состоянии семьи и осуществлении ее регулярного патронирования. Использование данного метода полезно при начальных этапах работы, при наличии стрессового состояния членов семьи в целях имитации согласия с противоречивыми объектами.

2) Соглашение. Специалист и семья подводят итог желаемого результата, обговаривают все нюансы совместной работы. Данный подход принято называть договорным или контрактным.

3) Указание. Специалист по социальной работе, принимает решение самостоятельно и пытается убедить семью в том, что ей необходимо в данной ситуации. [4].

Социальная работа с неполными семьями не должна ограничивается только лишь вниманием к их дезадаптированным представителям. Даже если неполная семья полностью гармонична и хорошо справляется со своими основными функциями, она все равно нуждается в социальной и психологической поддержке.

Составные компоненты работы с неполными семьями заключаются в оказании содействия в получении всех возможных видов материальной, вещевой, продуктовой помощи. А также помощь в оформлении детей в ясли, и детские сады, ходатайство на бесплатное питание в школе, мотивация на посещение летних лагерей детей школьного возраста.

Социальная работа с детьми и родителем из неполной семьи носит межведомственный характер. Осуществляя поддержку семьи, специалисту по социальной работе часто приходится взаимодействовать с учреждениями различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными организациями, и разными людьми - учителями, соседями и др. При данном подходе, схема действий специалиста не должна ограничиваться только организацией, разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

С целью профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних из неполных семей специалистами по социальной работе Центра налаживаются регулярные контакты с различными организациями и ведомствами. Осуществляется тесное сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних (КДН) и инспекторами отдела по делам несовершеннолетних (ОДН) [3].

Организация досуга несовершеннолетних из неполных семей является одним из составных параметров качества жизни, поэтому специалисты по социальной работе, уделяют значительное внимание повышению качества досуговой деятельности детей из неполных и социально незащищенных семей.

В Ставропольском центре социальной помощи семье и детям хорошо развита такая форма организации досуга клиентов Центра, как работа творческих кружков. Кружковая работа прикладного характера с детьми и взрослыми должна проводиться с целью развития творческих способностей детей посредством приобщения их к творческо-прикладной деятельности, национальной культуре, в целях формирования и воспитания патриотических чувств и сознания у подрастающего поколения культурно-исторических ценностей, познания героического прошлого поколений. Наибольшая нагрузка по организации культурно-досуговой деятельности приходится на летние каникулы, так как именно в этот период большинство детей из социально неблагополучных семей остаются не охваченными полноценным, культурным досугом.

Для раскрытия творческого потенциала ребенка, создания условий для его участия в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, специалист по социальной работе может мотивировать клиента на посещение различного вида мероприятий, среди которых в Центре предлагаются следующие:

- декоративно-прикладной кружок по вязанию «Волшебный клубок»;

- кружок бисероплетения «Бусинка»;

- музыкальный кружок;

- туристический кружок «Компас»;

- класс подготовки к школе «Тропинка в школу», где дети получают необходимые знания, и психологическую подготовку к школе;

- выездной горно-оздоровительный лагерь «Компас» п. Архыз в период летних каникул, где основными принципами организации жизни несовершеннолетних являются дружеские отношения, взаимопонимание и взаимовыручка, творческое сотрудничество и уважение. Лагерь создан для подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В лагере дети укрепляют здоровье, учатся новым способам коллективного и доверительного общения, находят новых друзей, закаляют характер.

- санаторно-курортное оздоровление, детские оздоровительные лагеря (бесплатные путевки);

- культурно-досуговые программы: выход в кинотеатры города, экскурсии, посещение музеев, зоопарка;

- спортивно-оздоровительные мероприятия по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни;

- медицинская помощь (занятия ЛФК, тренажеры, массаж, стоматолог);

- игровые программы (конкурсы, викторины);

- праздничные и развлекательные мероприятия, приуроченные к знаменательным датам календаря;

- родительская группа «Анима» по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, а также по формированию психологически благоприятного внутрисемейного климата.

Работа специалиста по организации культурно-досуговой деятельности для несовершеннолетнего из неполной семьи в условиях кружковой деятельности дает положительные результаты. Участие ребенка из неполной семьи в деятельности творческих кружков, а также вовлечение его родителя в эту деятельность, способствует развитию взаимопонимания между поколениями и укреплению семейных отношений на основе поиска общих интересов у членов семьи. Особенностью организации кружковой деятельности в Центре является то, что в эту деятельность объединяются самые разные категории семей. Такие смешанные группы позволяют матерям (отцам) из неполных семей соотносить свои проблемы с проблемами других семей, и помогают искать оптимальные решения в сложных жизненных ситуациях [5].

Таким образом, анализ деятельности Ставропольского центра социальной помощи семье и детям, как социальной службы по реализации технологий оказания помощи детям из неполных семей, показывает, что позитивные результаты в области социального обслуживания этой категории населения достигается в тех случаях, когда к решению ее насущных проблем подключаются все социальные институты, заинтересованные и компетентные в их решении: органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел по делам молодежи и занятости. Среди основных технологий помощи детям из неполных семей выделяются следующие: социальная диагностика, реабилитация, социальный патронаж и организация культурно-досуговой деятельности.

Список литературы:

1. Алексеев А.С., Бобков П.В., Бурлак Г.Ю. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2012.

2. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями /

3. Департамент проблем семьи, женщин и детей. М.: ВЛАДОС, 2013.

4. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Социальная педагогика: новые исследования. 2011. № 6.

5. Официальный сайт ГБУСО Ставропольского центра социально помощи семье и детям. URL: http://www. http://centerhelp26.ru