Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.12.2016

Наука и религия о человеке в контексте авиационной безопасности

Жмырёва Кристина Кирилловна
курсант, 3 курс УИГА им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева г. Ульяновск, Россия
Агафонова Анастасия Сергеевна
курсант, 3 курс УИГА им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева г. Ульяновск, Россия
Аннотация: В настоящей статье рассмотрены идеи и мотивы современного терроризма, раскрыто понятие деструктивного поведения человека, проведен анализ социокультурной ситуации начала XXI века и выявлены тревожные факторы активизации националистического и религиозного терроризма как наиболее   опасного проявления терроризма.
Ключевые слова: авиационная безопасность, религия, наука, терроризм, националистический терроризм, религиозный терроризм, социальный терроризм
Электронная версия
Скачать (634.9 Kb)

В современной социальной философии проблема человека в контексте науки и религии становится все более актуальной. Связано это «прежде всего с переосмыслением самого статуса социального субъекта и переоценкой его значения и смысла в социокультурных процессах» [1, с.3]. Современный мир чрезвычайно динамичен и требует от социального субъекта актуализации своих действий, многие из которых переходят в виртуальное пространство с крайне высокой степенью риска. Наука и религия исторически, традиционно выполняют специфические функции в обществе, обращаясь прежде всего к самому человеку, к его экзистенциальному миру. Задаваемое указанной традицией описание человека в «контексте науки и религии, межчеловеческих взаимоотношений в обществах, вовлечённых в технологическую цивилизацию, во многом отвечает тому процессу рационализации, который проанализировал в свое время М. Вебер, введя понятие «расколдованного мира», не нуждающегося более в духовных и трансцендентальных измерениях.» [2, с.4].

Поэтому действительное положение вещей не является таким уж однозначным. Достижения науки и научно-технический прогресс в целом с одной стороны преумножают общественное благосостояние, с другой стороны делают человека все более беззащитным. Защитить себя от опасностей и угроз, в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Наше желание, как будущих сотрудников службы авиационной безопасности – защитить не только себя, но и сотни, тысячи людей от терроризма, который, в свете последних событий в мире, занимает одно из первых и наиболее распространенных мест в числе угроз жизни общества.

Имеет место быть и еще одна точка зрения, согласно которой конфликты будущего – это конфликты за национальное освобождение и за религиозную «чистоту». Именно поэтому на первый план в XXI веке выходит терроризм националистический и религиозный. Это самые опасные проявления терроризма. Если ранее активисты террористических движений захватывали заложников для достижения своих целей и далеко не всегда убивали их, то религиозный терроризм поощряет убийство, утверждая, что чем больше убиваешь «неверных», тем лучшая жизнь тебя ожидает на небесах. Религия, как форма общественного сознания, основана на вере человека в два: мир реальный (земной) и мир потусторонний (небесный), и вере (поклонении) сверхъестественным силам. «Абсолютная уверенность в собственной правоте приводит террористов к двойственному взгляду на мир. Мир разделен на абсолютное благо и абсолютное зло, представляет собой жесткое противостояние носителей «высшей правды» и тех, кто препятствует ее осуществлению, не признает ее или равнодушен к ней. Такая убежденность в абсолютном знании того, что является в мире злом, естественно приводит к идее тотального разрушения этого зла.» [3].

Религиозное сознание включает в себя религиозную психологию и религиозную идеологию. «Антигуманизм идеологии терроризма как раз и заключается в лишении большинства (не принимающего «единственной истины» и «добра» террористов) права называться людьми. Наиболее варварский компонент такой идеологии и практики - отрицание основного права человека - права на жизнь, возведение убийства в принцип, разумеется, во имя «высшей справедливости», «народа», «революции», «гуманизма». Мотивационная основа националистического и сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально-политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко приводит к особенному фанатизму. Известный специалист по терроризму Б. Дженкинс считает, что «террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как "истинно верующие» [4]. Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту. "Чтобы стать террористом, - говорит К.Л. Оотс, - человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели... Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми.” [5]. Активные выступления религиозных террористов нарушили традиционное представление о терроризме и в отношении использования ими оружия массового уничтожения. Если раньше казалось это невозможным, то сейчас, учитывая мотивы религиозных организаций, доступность необходимой информации, наличие компонентов для производства, и эта опасность стала вполне реальной.

Под влияние так называемой вербовки попадают в основном люди, которые недовольны какими-либо аспектами мирской жизни. Неудовлетворенность основных потребностей порождает у человека состояние фрустрации, высокую тревожность, утрату смысла жизни, и одним из возможных способов преодоления личностных проблем в такой ситуации может стать деструктивная деятельность. Деструкция - это попытка преодолеть свою ничтожность, осознание которой весьма травматично, желание утвердить себя, прежде всего в собственных глазах, преодолеть свою изолированность от общества и доказать свою значимость.
К тому же, нужно также всегда иметь в виду, что терроризм - это по преимуществу молодежный феномен.

Террористические организации довольно часто дают молодым людям некоторые побудительные мотивы. Стимулом может стать атмосфера приключений и авантюр. Важной социокультурной детерминантой деструктивности выступает отчуждение человека от общества. Отчуждение характеризуется тем, что человек противопоставляет себя другим людям, социальным группам и миру в целом, теряет чувство принадлежности, утрачивает способность к идентификации. Именно тотальное отчуждение порождает деструктивную деятельность. Э. Дюркгейм утверждал, что человеку как общественному существу присущи социальные потребности в идеалах, ценностях, объектах поклонения.

Человеку, как общественному существу, важно ощущать принадлежность к определенной группе, чувствовать себя частью целого, ему необходимы четкие ценностно-нормативные ориентиры. Так и террористические организации в большей или меньшей степени опираясь на совокупность идей, с помощью которых и обосновывают применение насилия. Как известно - «Зло провоцирует зло». Субъект, уверенный в своей правоте, нуждающийся в самоутверждении и преследующий личные экономические и политические цели, попадает под влияние той или иной радикальной группировки «эволюционирует» по цепочке «радикализм – экстремизм – фанатизм – терроризм».

Таким образом, рассмотренные нами идеи и мотивы современного терроризма дают возможность увидеть сложность проблемы при ее внешней простоте. В современном мире, будущее которого зависит от цивилизованного разрешения социально-политических, этнических и религиозных конфликтов, изучение, в частности, философии терроризма, может помочь понять, разрушить выше указанную цепочку, а значит и искоренить «пропаганду действием» - терроризм как явление.

Список литературы:

1. Сафиуллин А.С. Личность и общество в контексте идеи самоопределения. Автореферет диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа: РИЦ БашГУ,2010. - С.3.

2. Шергенг Н.А Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концептуализации: Монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «АЛКОР»; Наука, 2008. – С.4.

3. Краснов С.И. Социально-духовные основы современного терроризма: Автореферет диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук , М., 2005 г. [www документ]

URLhttp://www.dissercat.com/content/sotsialno-dukhovnye-osnovy-sovremennogo-terrorizma

4. Дробижев Л. М., Паин Э. А. Политический терроризм и экстремизм// Век толерантности. 2003.

5. Чурков Г. Мотивационные и идейные основы современного терроризма. [Электронный ресурс]. – URL: http://psyfactor.org/lib/terror10.htm