Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.12.2016

Проблема сущности человека в контексте диалога науки и религии

Абрамова Екатерина Дмитриевна
3 курс, курсант УИГА им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева г. Ульяновск, Россия
Абомелик Ирина Владимировна
3 курс, курсант УИГА им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева г. Ульяновск, Россия
Аннотация: В статье раскрывается проблема происхождения сущности человека с точки зрения науки и религии. Рассматриваются разнообразные теории, объясняющие религиозное представление о сотворении человека Богом, философские концепции, которые пытаются рационально, не прибегая к помощи Бога, абсолютного разума или инопланетян, объяснить происхождение человека.
Ключевые слова: наука, религия, человек, креационизм, полицентризм, моноцентризм, происхождение, вера, Бог, буддизм, христианство, естественный отбор, дарвинизм
Электронная версия
Скачать (645.7 Kb)

Проблема происхождения сущности человека является одной из важнейших в философии. Человек всегда размышлял в надежде найти смысл собственного существования, понять, как, почему и для чего дана ему жизнь. Но все более сложным становится процесс самовосприятия человека, осознания его как элемента социальной жизни. Особенно остро данная проблема встает в связи с всепоглощающим влиянием техногенной цивилизации на естественную среду обитания человека [15]. Понимание собственной природы определяет всю жизнь человека, его поведение, сознание и познание им окружающего мира. Поэтому основатель немецкой классической философии И. Кант называл основным вопросом философии вопрос «Что такое человек?». Кроме того, существует особенность философского осмысления человека, делающая его уникальным объектом изучения. Разгадать тайну происхождения сущности человека стремилась религия, как идеалистическая форма осмысления мира, а позже и наука, как форма рационального познания. Взаимоотношения науки и религии никогда не были простыми. Разногласия между наукой и религией начинаются со времени формирования классического идеала науки во второй половине средневековья и в эпоху возрождения и продолжаются до сих пор.

Так, доктор философских наук, профессор, Д. М. Угринович рассматривает проблему противостояния науки и религии в работе «Психология религии» [13]. Автор, используя большой фактический материал, с критических позиций анализирует идеалистические и богословские концепции, противопоставляя им научное, материалистическое понимание исследуемых проблем. Что касается представителей русской науки, большинство выдающихся ее служителей не разделяли веру и знания, не противопоставляли науку и религию, но, напротив, утверждали их взаимодополнительную значимость. Это – Ломоносов, Менделеев, Бутлеров, Пирогов, Павлов, Павел Флоренский, и другие.

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда только религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. В связи с этим появляется новая теологическая концепция, согласно которой человек (как и все сущее) – продукт деятельности творца, то есть Бога, называемая креационизмом. Происхождение человека от Бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно [4]. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. В Древнем Египте, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. Главные религиозные центры Древнего Египта - Гелиополис, Гермополис и Мемфис –выработали различные варианты космогонии и теогонии [9]. С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым Богом [1]. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. На основании изложенных выше представлений о происхождении сущности человека можно сделать вывод о том, что каждый представитель того или иного религиозного течения рассматривает данную проблему по-своему. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания (знание-обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении [8].

Научные подходы к проблеме происхождения сущности человека многогранны. К основополагающим относят полицентризм, моноцентризм [10]. Теория полицентризма выдвинута в 1939 году Францем Вайденрайхом, который считал, что современные человеческие расы произошли от разных рас неандертальцев. Наиболее распространена теория широкого моноцентризма, согласно которой неоантропы произошли от прогрессивных форм палеоантропов, обитавших на территории Средней и Передней Азии, Северно-Восточной Африки. Моноцентризм – учение о происхождении человека современного типа, ещё не дифференцировавшегося на расы из одной области земного шара от одной формы древнего человека. Комплексом современных исследований подтверждается узкий моноцентризм африканского происхождения человека [11]. Новый этап в развитии эволюционной теории связан с именем Чарльза Дарвина [6]. Основной движущей силой эволюции по Дарвину является естественный отбор. Так появилось целое направление – дарвинизм. Теория аномалий пространства – это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств.

Учёными также была выявлена еще одна теория происхождения человека, так называемая «теория вмешательства», в основе которой стоит деятельность посторонних цивилизаций. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

В заключении отметим, что проблема сущности человека в контексте диалога науки и религии тесно взаимосвязана с процессами становления новой мировоззренческой парадигмы XXI столетия – это сложный диалог, на который существенное влияние оказывают достижения в области медицины, новые технологии ради спасения жизни человека, развитие генной инженерии [16]. Меняется соотношение «человеческого в человеке», многое из ранее невозможного и фантастического переходит в реальную жизненную плоскость, конструируется иное жизненное пространство, появилась реальная возможность не только улучшать мир вокруг, но изменить самого себя, весь человеческий род: человек получил возможность прекращать свою жизнь, участвовать в выборе пола и многое другое [12]. Новые научные открытия расширили горизонты в осмыслении соотношения наука и религия о сущности человека. Но этот вопрос по-прежнему остается «вечным вопросом», «вечной темой» философской рефлексии, диалог науки и религии о сущности человека продолжается.

Список литературы:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические). – М., 1991. – 1220с.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 447 с.

3. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. - М.: Красанд, 2010. - 360 с.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998

5. Вестенхоффер М. The Unique Road to Маn («Уникальный путь к человеку»), 1942.

6. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.

7. Лики // Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «КРУГОСВЕТ»,2016

8. Лукьянов А.В., Пушкарева М.А., Шергенг Н.А. Введение в историю и философию науки: учебное пособие. - 5-е изд. доп. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. С.13.

9. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. – М., 2004.

10. Моноцентризм // Биологический энциклопедический словарь / глав. ред. М. С. Гиляров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. С. 376.

11. Рогинский Я.Я. Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения человека и его рас. М., 1949.

12. Солнцев А.М. Новое поколение прав человека: соматические права человека. – Международная и внутригосударственная защита прав человека, – М.: Статут, 2011. C. 155.

13. Угринович Д.М. «Психология религии», издательство: Политиздат, год: 1986, 352 с.

14. Харди А. New Scientist. – 1960.

15. Шергенг Н. А. Нафикова А. И. Проблема бытия человека в концепции трансгуманизма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – М. - 2016. - № 5-4. С. 680.

16. Шергенг Н.А. Проблема новой мировоззренческой парадигмы: соматические права человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 6. С. 56.