Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
09.03.2017

Конституционное право на социальное обеспечение и проблемы его реализации в Российской Федерации

Захарова Ксения Тельмановна
Магистрант 2 курса кафедры государственно-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: в данной статье автор рассматривает социальное обеспечение в Российской Федерации и его проблемы на сегодняшний день. Раскрыто понятие «социальное государство» и отражены особенности правомочия социального обеспечения.
Ключевые слова: социальное обеспечение, правомочия, проблемы, государство
Электронная версия
Скачать (639.4 Kb)

Как известно, конституция любого государства устанавливает пределы и характер государственного регулирования в основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, культурной и духовной жизни [4, с. 82]. При этом развитие социальной политики в стране неизбежно связано с наличием институтов гражданского общества, которые и призваны содействовать реализации идеи социального государства [5, с. 121-122].

В Конституции Российской Федерации, мы можем видеть в ст. 7 закрепление социальное государства, политика которого направлена на создание условий, которые должны обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.

Если рассматривать государство с социальной точки зрения, то можно сказать, что оно является одной из основных направлений государственной деятельности. Где, непосредственно, идет возложение на государство некоторых социальных задач. Эти задачи направлены на экономическое и социальное развитие общества, так же является юридически ответственен перед обществом и каждым гражданином по осуществлению и развитию социальных программ и других сфер, направленных на улучшение жизнедеятельности человека.

Природа социального государства обязана оказывать социальные услуги населению. В Конституции РФ закреплены права на труд и отдых, защиты семьи, материнства и детства, на социальное обеспечение, на жилище, на образование. То есть в общей конституционной формуле социального государства состоит не только из признания, соблюдения и защиты гражданские и политических прав, но и создание и реализацию обширных социальных программ.

К сожалению, на наш взгляд, в настоящее время в России существует ряд значительных социальных проблем населения:

  1. Низкий уровень социального обеспечения. Уровень пенсий и компенсационных выплат нетрудоспособным гражданам значительно мал.
  2. Реализация социальных прав граждан требует постоянного совершенствования
  3. Несовершенство законодательной базы [3].

Право социального обеспечения регламентирует регулятивные (позитивные) или же материальные процедуры. Анализируя действующее социально-обеспечительное законодательство, я пришла к такому выводу, что нормы данные нормы права закрепляют лишь право на саму защиту путем обращения в суд или вышестоящие органы социального обеспечения. То есть реализовать их можно с помощью юридических норм, которые закрепляют конкретные механизмы судебной и внесудебной защиты.

Следует заметить, что материальные нормы права могут быть реализованы лишь при помощи законодательного закрепления процедуры их реализации.

Исходя из структуры конституционного права, к правомочиям социального обеспечение мы можем отнести следующие права:

  • на пенсионное обеспечение;
  • на социальные пособия и компенсации;
  • на социальное обслуживание;
  • на медицинскую помощь;
  • на предоставление льгот.

Говоря о социальном праве, хочется отметить мнение Т.К. Мироновой, которая утверждает, что в практическом аспекте данное направление не может быть единым как статутное право человека и гражданина, то есть оно является теоретическим [7, с. 138].

Право на социальное обеспечение получает высшую юридическую защиту в Конституции РФ и делает его основным, подлежащим конституционному регулированию.

Отметим, что закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ в обязательном порядке должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.

К примеру, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. дает право гражданину: на социальное обеспечение, на поддержание его достоинства, необходимого для свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях. Так же каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилище, медицинский уход и прочее социальное обслуживание, необходимое для поддержания здоровья его самого и его семьи. Не забываем и про право на обеспечение по безработице, болезни, инвалидности, вдовству и т.д.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят в 1966 г. Этот же Пакт ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР лишь 18 сентября 1973 г., а вступил в силу 3 января 1976 г. Россия несет все юридические обязательства по данному Пакту. То есть право на социальное обеспечение является одной из общечеловеческой ценности в современном мире, обязанности которой возлагаются на РФ через нормы международного права [10].

Опираясь на ст. 39 Конституции РФ, можно охарактеризовать Россию как социальное государство. Я считаю, что политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Так как статья 7 Конституции РФ дает определение «социального государства» через направленность его политики на создание тех или иных условий, само понятие как таковое отсутствует. В связи с этим различные авторы по-разному интерпретируют данное понятие.

Ссылаясь на Н.А. Волгина, можно сказать, что он социальное государство выражал как понятие, которое призвано подчеркивать приоритет социальных проблем и из которого не вытекает никаких правовых следствий и законных обязательств [8].

Мы не разделяем данного мнения, так как в Российской Федерации социальное государство выражается в конституционной норме, которая является правовой нормой прямого действия и обладает высшей юридической силой.

М.П. Бочаров же определяет социальное государство как взаимодействие социальных институтов общества. Так же он утверждает, что организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется путем организации ее субъектов через координацию и разновидности субординации, то есть доминировании управляемого над подчиненными [2].

Многие авторы, затрагивая эту тему, указывают на власть политических партий для объединения в построении социального государства.

Так, например, В.Г. Постников социальное государство выражает через законодательную функцию государства, целью которого является регулирование отношений между социальными группами, необходимые для устойчивого развития общества. То есть развитие государства как социума зависит не только от тех целей, которые оно ставит перед собой, но и от общества в целом [9].

А вот Б.В. Ракитский обосновывает, что социальное государство имеет место быть лишь при равновесии сил политического действия в общем и при равных социальных силах в обществе.

М.В. Баглай, на наш взгляд, достаточно упростил понятие социальное государство и выразил его как государство, которое должно брать на себя обязанности о заботе и социальной справедливости государства, так же благополучии своих граждан и их социальной [1].

Перечислять мнения авторов можно очень долго, но вкратце можно свести мнения других исследователей воедино, так как они называют «принцип социальной государственности... несправедливостью или уравниловкой» [6].

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что подход не обоснован. Невозможно перенаправлять блага между членами социальной функции государства. Они связаны и зависят друг от друга, так например эффективность социальной политики во многом зависит от эффективности экономической политики государства и т.д.

Путем распределения экономических благ через систему государственного социального обеспечения, государство создает механизмы финансирования за счет средств работодателя путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд,
  • Фонд социального страхования,
  • Фонды обязательного медицинского страхования.

Мы считаем, что для создания эффективной структуры и механизма функционирования социального государства в РФ, необходимо использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Социальная политика государства реализуется путем главных демократических составляющих, то есть через равенство прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

2. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч. 1997.

3. Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. 2013. № 11.

4. Грудинин Н.С. Конституция Российской Федерации как национальный проект строительства новой России: итоги и перспективы реализации // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 1. С. 82-86.

5. Грудинин Н.С. Обеспечение социальной справедливости в контексте развития гражданского общества в современной России // Достойный труд и социальная справедливость. Материалы международной конференции. Редактор: Сошникова Т.А. М., 2013. С. 121-124.

6. Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.

7. Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы): Монография. М.. 2004. С. 138.

8. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен. 2002.

9. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1.

10. Федорова М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. 2007. № 3.