Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
10.03.2017

Школа в годы Второй мировой войны: северно-осетинский ракурс

Болотаева Мадина Омаровна
Магистрант исторического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются особенности государственной политики в сфере школьного образования в военных условиях. Автор на материалах Северной Осетии исследует специфику учебно-воспитательного процесса 1941-1945-х годов. Особое внимание уделяется достижениям, противоречиям и трудностям в работе советских учителей.
Ключевые слова: военный период, школьное образование, патриотическое воспитание, второгодничество, идеология
Электронная версия
Скачать (641.6 Kb)

Становление и развитие системы советского школьного образования происходило в сложном историческом контексте. Этапы ее формирования совпадали с основными политическими и социально-экономическими процессами, переживаемыми страной.

Обращение к теме образования и воспитания военных лет позволяет глубже понять общие закономерности системы образования военного периода. Научный интерес представляет анализ качества обучения и воспитания, в сравнении с мировыми процессами развития образования этой эпохи. Не стоит забывать о противоречивых тенденциях в системе школьного образования, связанных с идейно-политической регламентацией учебно-воспитательного процесса, и, безусловно, о положительном опыте, традициях, педагогах, которые формировали человека, созидали духовно-культурные богатства предыдущих поколений.

Исследования данной темы, как на всероссийском, так и на региональном уровне, показывают, в каких трудных условиях во время и после завершения Великой Отечественной войны осуществлялась профессиональная деятельность советских учителей.

Начавшаяся война оказалась серьезной проверкой всех сфер жизнестойкости и всей сферы народного образования. С самого первого дня войны учащиеся наравне с учителями участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в противовоздушной обороне, собирали металлолом, оказывали посильную помощь на колхозных и совхозных полях, работали в госпиталях, шефствовали над семьями фронтовиков.

Поэтому в обращении Народного комиссариата просвещения РСФСР «Ко всем работникам просвещения» от 2 июля 1941 года наиважнейшей государственной задачей объявлялось обеспечение бесперебойного осуществления учебного процесса. В тяжелых условиях советской школе надлежало продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; также предстояло придать преподаванию большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве.

На территории Северной Осетии оккупированной немецкими захватчиками около половины детей младшего школьного возраста вовсе не посещали школу. А тем, кто обучался, катастрофически не хватало учебников, тетрадей и учебных пособий. Но образовательный процесс все равно продолжался, несмотря на трудности.

Созданная в годы предвоенных пятилеток система народного образования Северной Осетии из-за начавшейся войны очень пострадала. В результате боевых действий развернувшихся на территории республики из 212 начальных школ, которые функционировали до начала Отечественной войны частично или полностью было разрушено 34 школьных здания, 14 клубов, много детсадов, интернатов и других культурно просветительных и образовательных учреждений.

Учебно-материальная база школ за годы войны очень ослабла. За счет призыва в армию сократилось количество учителей, также снизился их качественный состав, так как ушедших учителей порой заменяли люди, не имеющие специального образования. Со стороны родителей очень сильно ослаб контроль за детьми. Сокращение количество учеников в школе можно объяснить тем, что старшеклассники, достигшие призывного возраста, очень часто призывались в действующую армию. А другая группа учащихся уходили работать на предприятия и в колхозы. Исходя из этого, можно сказать, что закон о всеобуче не осуществлялся. Огромная часть школьников была задействована в сельскохозяйственном производстве, без отрыва от производства, тем самым оказывая заметную помощь совхозам и колхозам.

Также учащиеся дружно участвовали в сборе средств в Фонд обороны, собирали теплые вещи и отправляли посылки для солдат Красной Армии. Учащимися республики было собрано свыше 300 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Колхозник Северной Осетии». Они же в свободное от учебы время выработали в колхозах 1 млн. 190 тыс. трудодней и передали их в фонд обороны страны [14, С.194].

Руководство советского государства проявляло заботу о всех детях, которые по разным причинам не посещали школу. В связи с этим были изданы следующие директивы: «О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы» (от 26 февраля 1942 г.), «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании всех зданий по назначению» (от 30 июля 1942 г.), «Об освобождении школьных зданий» (от 27 ноября 1942 г.) и др. Появились новые виды учебных заведений: с 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодёжи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодёжи (ШСМ). В интересах быстро растущей потребности оборонной промышленности в кадрах проводилась мобилизация молодёжи в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища. Уже в январе 1942 года в школах ФЗО состоялись первые выпуски.

Восстановление системы образования Северной Осетии началось практически сразу после изгнания немецких войск с территории республики. Постановление Совнаркома Северо-Осетинской АССР «О возобновлении занятий в школах в освобожденной от немецко-фашистских захватчиков части территории республики» от 9 января 1943 г. определило первоочередные задачи исполкомов Советов депутатов трудящихся и Народного комиссариата просвещения Северной Осетии по возобновлению работы школ [4, С. 43].

Сразу после освобождения территории республики от немецких войск началось восстановление разрушенного народного хозяйства. Ставилась цель во всех сферах производства достичь довоенного уровня, в том числе и в сфере образования. Но эти задачи усложнялись сокращением количества специалистов. Профессиональная подготовка рабочих была не на уровне, что затрудняло выполнение задач экономического развития. Решение этой проблемы в основном зависело в тот период от школы. Поэтому государство уделяло большое внимание школьному образованию, а областная партийная организация СОАССР мобилизовала широкие массы населения на восстановление школ. Наряду с щедрой финансовой и материальной помощью Советского государства, в городах, селах и станицах рабочие и колхозники принимали активное участие в восстановлении школьных помещений. К концу 1948 года в республике были не только восстановлены все пострадавшие школы, но и построено 5 новых [2, С.162].

Главной задачей системы образования в военные годы, как и в предвоенные годы, оставалось решение проблемы обязательного общеобразовательного минимума. Вместе с этим были проведены мероприятия, которые положительно сказались на работе школ. Была установлена пятибалльная система оценки знаний учащихся; оканчивающим среднюю школу выдавались аттестаты зрелости, а отлично оканчивающие награждались золотыми и серебряными медалями.

В результате проделанной работы школы республики по всем показателям превзошли довоенный уровень. Но в работе школ имелись и крупные недостатки, которые выявились на первом послевоенном съезде учителей республики: низкая успеваемость, второгодничество, слабая материально-техническая база, нехватка учителей и т. д.

О большом количестве детей выбывающих из школ свидетельствуют архивные документы. А также они свидетельствуют о детях, оставшихся вне стен школы. К сентябрю 1944 года школу не посещали 1671 ученик из учтенных 10270 детей. Неблагоприятная ситуация складывалась особенно в сельских районах.

Свести к минимуму отсев из школ по уважительным причинам стремились специальные комиссии, созданные при районных исполкомах. Уважительными причинами считались тогда следующие причины – отсутствие одежды и обуви, болезни, отдаленность школы от дома, так как во многих высокогорных селах отсутствовали школы. Как для школьников младшего возраста, так и для подростков плохо одетых, часто босых, живущих впроголодь, такое расстояние, особенно зимой, оказывалось непреодолимым.

Но даже в том случае, когда дети добирались до школы, им трудно было сосредоточиться на учебе, потому что в классах было холодно из-за отсутствия тепла. Почти все школы отапливались дровяными печами, но очень часто дрова заготавливались в малом количестве. Все эти факторы отрицательно отражались на успеваемости учащихся. Другой серьезной причиной отсева учащихся из школ было платное обучение в старших классах. И очень часто родители вынуждены были забирать детей из школы.

В течение 1944-1948 учебного года из школ республики по разным причинам отсеялось 4870 учащихся. Наблюдалась закономерность по набору контингентов учащихся в 5 и 8 классы: родители обучающихся в 4-х и 7-х предпочитали отдавать своих детей в ремесленные училища, в школы ФЗО (школы фабрично- заводского обучения), пытались устроить подростков на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы. Органы исполнительной власти были вынуждены привлекать к административной ответственности тех родителей, которые не желали отпускать детей в школу [13, С.11]. Этот факт служил основанием для того, чтобы в постановлении Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР о выполнении закона «О всеобщем обязательном обучении детей» (сентябрь 1947 г.) характеризовать работу образовательных учреждений республики как неудовлетворительную [7, С.40].

Значительный отсев учащихся из общеобразовательных школ во многом объяснялся специфическими особенностями республики. В Северной Осетии был сосредоточен мощный комплекс промышленных предприятий, что требовало вовлечения значительного числа подростков в производственный процесс.

Из-за демографических последствий войны в школах обучалось значительное количество переростков. Такая ситуация ставила учителей в затруднительное положение. В переполненных классах с контингентом разновозрастных детей возникали сложности с осуществлением дифференцированного подхода к ученикам.

Учитывая сложную ситуацию по всей стране, Академия педагогических наук в 1949 году начинает исследовательскую работу по улучшению качества образования и обучения. Исследования велись по ряду направлений: устранение перегрузки учебных планов, программ и учебников; методы, предупреждающие неуспеваемость и второгодничество в школах; психология усвоения знаний, навыков и развитие мышления и др. Было установлено, что хотя причины материально-бытового характера, условия семейного воспитания, отдельные недостатки в физическом и умственном развитии детей играют немаловажную роль в появлении неуспеваемости, главная же причина кроется в недостатках учебно-воспитательной работы школы и учителя.

Именно на решение указанных проблем и была направлена деятельность партийно-государственных и просвещенческих органов страны. Постановления партии и правительства ориентировали учителей на вовлечение учащихся в продуманную общественную и внеучебную деятельность. В приказе министра просвещения РСФСР «Об укреплении дисциплины в школе» (от 12 декабря 1951 г.) акцентировалось внимание на необходимости воспитания у школьников «чувства долга, сознания ответственности за свои действия и поступки» [5, С.187].

Таким образом, на этапе 1941 – 1953-х годов государство пыталось решить множество взаимосвязанных, но противоречивых задач: демографическое давление на систему образования и рационализация учебного процесса; фундаментализация содержания обучения и проблема полного усвоения программ, преодоление второгодничества; целостное формирование личности и навязывание сложившихся идеологических стереотипов.

Поучительность и противоречивость школьной политики тех лет заключались в том, что школа, учитель, ученик находились в центре внимания государственных органов. Параллельно с выполнением планов всеобуча, значительное внимание уделялось глубокому и прочному усвоению знаний, преодолению формализма в преподавании. Хотя тенденции мирового образовательного процесса развивались именно в этом направлении, тем не менее, у учителей возникали большие трудности в реализации учебных программ, планов в повседневной школьной жизни.

Воспитание коммунистической морали становится одной из главных особенностей советской системы образования. Учителя прививали подрастающему поколению нормы прилежания, правдивости, справедливости, уважения и помощи к младшим и старшим, чувство взаимопомощи. В то же время отличительными чертами менталитета выпускников общеобразовательных школ были идеализированное сознание, агрессивность по отношению «к врагам народа», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности.

Главным же итогом образовательной политики исследуемого периода становится введение всеобщего семилетнего бесплатного обучения детей. В условиях индустриального общества получение семилетнего образования способствовало выравниванию возможностей городских и сельских учащихся. Создавались условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе и реализации своих возможностей в трудовой деятельности.

Список литературы:

1. Галазов А.Х. На пути к всеобщему среднему. Орджоникидзе, 1977.

2. Кочисов В.К, Чеджемов С.Р. История народного образования Северной Осетии. Владикавказ, 1995.

3. Кулов Б.С. К высотам культуры. Орджоникидзе, 1979.

4. Культурное строительство в Северной Осетии. Сборник документов и материалов. Т.2. Орджоникидзе, 1974.

5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов. 1917-1973. М., 1974.

6. Народное хозяйство Северо-Осетинской АССР. Статистический сборник. Орджоникидзе, 1958.

7. От века к веку. Страницы истории образования в Северной Осетии. Владикавказ, 1999.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). М., 1988.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). М., 1988.

10. Текиев В.Д. К сияющим вершинам. Орджоникидзе, 1988.

11. Тотров А. Народное образование в Северной Осетии. //Народное образование. 1958.№11.

12. Цориева И.Т. Наука и образование в культурном пространстве Северной Осетии (вторая половина 1940-х первая половина 1980-х гг.). Владикавказ, 2012.

13. Черджиев Х. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958.

14. История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе, 1986.