Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
11.03.2017

Проблемы судебного исследования международных преступлений

Теймуразян Михаил Арамович
магистрант 2 курса кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы судебного исследования международных преступлений. Структурно раскрыто данное направление: их объекты и субъекты, понятия, классификация и характеристики.
Ключевые слова: суд, расследование, международное преступление, объект, субъект, классификация, характеристика
Электронная версия
Скачать (642.5 Kb)

Реформирование системы права в России стартовало в середине 90-х гг. XX века, когда в отечественное законодательство стали активно включаться международные стандарты прав человека. Однако многие теоретики и сегодня говорят о том, что законодательство России не лишено весомых недостатков и нуждается в дальнейшем реформировании [11, с. 112]. Вектор совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства при этом должен быть направлен на приведение его в соответствие с целями назначения уголовного наказания и принципами уголовного судопроизводства [2, c. 127]. Несомненно, что процесс реформирования российского законодательства должен преследовать цель тотального противодействия коррупции, которая продолжает фигурировать в числе наиболее важных проблем общества [3, с. 198-199]. В настоящей статье мы проанализируем проблемы судебного исследования международных преступлений как составляющую данной проблемы.

В международном уголовном праве можно выделить два вида преступлений, это:

1) международные преступления (деяния отдельных лиц);

2) преступления международного характера [4, с. 187].

Различие между двумя этими направлениями происходит по их субъектам. То есть либо через государство, либо через физические лица (осуществляющие государственную политику). Немаловажным является вопрос поведения государств в международном праве [5].

Говоря о квалификации поведения государств, следует обратить внимание на обстоятельства освобождающие государства от ответственности, которые, на мой взгляд, можно подразделить на два вида:

- исключающие возникновение ответственности (поведение государства, должно квалифицироваться правонарушением, но признается правомерным, и не порождает ответственности) [7, с. 438-452];

- исключающие реализацию ответственности (ответственность за правонарушения фактически не осуществляется) [6].

Также уделим внимание объекту и объекту международного права. Отметим схожесть осмысливания понятий объекта во внутреннем праве международном праве. И там, и там объект правонарушения – обязательный элемент состава правонарушения. То есть без этой составляющей нельзя говорить о самом правонарушении [1].

Нормой международного права, как в принципе и любой отрасли права, является право в объективном смысле. Что касается субъективной стороны права, то здесь смысл заключается в направлении этих норм конкретным государствам. Вследствие чего на субъективные права одного государства, в том числе покрывающие их интересы, не могут посягать другие государства. Проще говоря, нормы объективного права реализуются через их практическое осуществление другими государствами [12].

Чаще всего реализацию предписания норм международного права мы можем видеть через процесс правоотношений государств: государства, являющиеся субъектами международного права, вступают в правоотношения друг с другом. Под правоотношением следует понимать взаимодействие между конкретными субъектами в рамках общественных отношений, которые обладают правомочиями и юридическими обязанностями. В случае если государства действуют неправомерно, они нарушают свои обязательства, проще говоря совершается международное правонарушение.

Под международным правонарушением следует понимать юридический факт, в связи с которым между государствами возникают новые отношения. Хочу отметить, что в советской литературе, такие отношения было принято называть охранительными. Данная ситуация на практике вызывает незамедлительное восстановление былых взаимоотношений и международного правопорядка, нормативную основу которых составляет институт ответственности [13, с. 123]. Где правоохранительный институт ответственности международного права представляет собой поддержание нормальных правоотношений государств и на предотвращение международных правонарушений.

Таким образом, в соответствии с этой точкой зрения международное право регулирует многочисленные возникающие в ходе общения государств общественные отношения, которые в случае международных правонарушений становятся объектами этих деликтов. Из вышесказанного, на мы считаем, можно сделать вывод, что международное преступление входит в международные правонарушения и является его ответвлением, следовательно, данный подход распространяется и на объект международного преступления.

П.М. Курис выделяет подлинное международное преступление - как преступление, направленное на подрыв мира, провокацию войны, сопровождающих преступлений и преступлений против человечности. Исходя из утверждения П.М. Куриса, хочу выделить три признака международных преступлений, которые, на мой взгляд, эти признаки можно отнести к производным от специфики объекта, на который посягают международные преступления. То есть критерий общественной опасности полностью применим к международным правонарушениям

- особо опасный характер и особую тяжесть;

- направленность против мира, безопасности;

- специфика применяемых против них санкций.

Социальной и общественной опасности уделяется большое внимание во внутреннем уголовном праве. Мы считаем, что критерий общественной опасности также не менее важен применительно и к международным преступлениям.

Во внутреннем праве критерий общественной безопасности регламентируется законодателем, а в международном праве делегирован Организации Объединенных Наций.

Международная преступная деятельность проявляется через деяния лиц, воплощающие преступную политику государства, другими словами через агрессию, уничтожение групп людей по расовому (геноцид), национальному или религиозному признаку, загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями (экоцид) и прочее [8, с. 1314].

Отметим и такую тонкость, что права человека не являются объектом международных преступлений. В этом случае следует лишь озадачиться вопросом – носят нарушаемые права коллективный или индивидуальный характер. Что касается косвенного объекта международных преступлений, то, здесь следует отметить, что степень их социальной опасности затрагивают законные интересы всех участников международных отношений и других субъектов международного права [10].

Для более подробного ознакомления с деяниями, которые обобщаются термином преступления против мира и безопасности человечества, следует обратиться к литературе, где используется термин международные преступления. Субъектами таких преступлений выступают: государства, их руководители и высшие должностные лица, в некоторых случаях представители преступной политики. Для этих лиц специально создаются государствами международные судебные учреждения. Так же в настоящее время разрабатывается Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества [9].

Расизм (расовая дискриминация), как один из видов международного преступления, запрещен Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966). Данная Конвенция запрещает всякое распространение расистских организаций, идей, подстрекательства к расовой дискриминации. Также в обязательном порядке обязывает государства к ликвидациям расовой дискриминации и обеспечения равноправия в области основных политических, гражданских, социально-экономических и культурных прав человека.

Апартеид (разделение, обособление) как один из видов международного преступления является преступлением против человечества политикой расовой дискриминации. Так же запрещена Генеральной Ассамблеей ООН. Деяния, входящие в состав преступления апартеида:

- лишение членов расовой группы права на жизнь и свободу личности путем убийства;

- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства;

- произвольный арест и незаконное содержание в тюрьмах;

- умышленное создание таких условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение расовой группы;

- принятие мер законодательного характера с целью воспрепятствовать участию расовой группы в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны и др. [1].

Геноцидом как одним из видов международного преступления являются действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Ссылаясь на Конвенцию о предупреждении преступления геноцида, можно структурировать следующие формы:

- физическое истребление групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;

- социально-экономического воздействия на общество для вымирания всего населения или отдельных его групп;

- биологического воздействия для прекращения деторождения в среде таких групп;

- уничтожения языковых культурных и духовных основ жизни народов и этнических групп.

В завершении отметим, что геноцид – это умышленное преступление, которое не может быть совершено по неосторожности. Умысел входит в составляющую вины. Объектом преступления является группа населения, на которое направлены действия геноцида, а вот субъектом геноцида выступают физические лица. Виновные за совершение геноцида подлежат наказанию, должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершено данное преступление или международным судом, который является участником Конвенции. На лица, обвиняемые в геноциде, не распространяется право убежища, а государства не должны считать это преступление политическим.

Список литературы:

1. Адельханян Р.А. Признаки террористического преступления по международному праву // Российская юстиция. 2002. № 8.

2. Грудинин Н.С. Амнистия и помилование как формы освобождения от уголовной ответственности: некоторые проблемные вопросы // Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. – М., 2015. – С. 127-129.

3. Грудинин Н.С. Коррупция как угроза национальной безопасности России: постановка проблемы // Scientific resources management of countries and regions, 2014. – С. 198-200.

4. Курс международного права. В семи томах. Т. 6. М., 1992.

5. Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.

6. Международное право: учеб. для вузов / И.Н. Глебов. - М.: Дрофа, 2006.

7. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.

8. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: Учеб. пособ. М., 1993.

9. Тункин Г.И. Теория международного права / Г.И. Тункин. — М.: Международные отношения, 1970.

10. Черниченко С.В. Определение массовых и грубых нарушений прав человека как международного преступления // Док. OOH. E/CN.4/Sub.l0/1997/2. P. 9.

11. Чурилов С.Н., Грудинин Н.С. Институт задержания подозреваемого нуждается в совершенствовании // Альманах мировой науки. 2016. № 1-3 (4). – С. 108-112.

12. Шуршалов В.М. Основные вопросы теории международного договора. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.

13. Энтин М.Л. Сотрудничество в борьбе с терроризмом // Советский ежегодник международного права. 1988.