Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
16.03.2017

Учет расходов на продажу

Денисова Анна Олеговна
студентка кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита экономического факультета Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация
Кулякина Елена Леонидовна
ассистент кафедры учета, анализа и аудита ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация
Аннотация: В статье изложены основные аспекты и особенности учета расходов на продажу. Приведены нормативные акты, регулирующие учет расходов на продажу, а также различные трактовки авторов, исследующих данную проблематику. Выделены подгруппы расходов на продажу организаций. Приведена структура расходов на продажу, а также приведен перечень корреспонденции, отражающий хозяйственные операции, связанные с осуществлением расходов на продажу.
Ключевые слова: расходы на продажу, издержки обращения, чистые расходы, дополнительные расходы
Электронная версия
Скачать (666.4 Kb)

В настоящее время любая организация стремится рационально управлять как своими ресурсами, так и хозяйственной деятельностью в целом. Любой хозяйствующий субъект имеет в качестве основной своей цели – увеличение прибыли, т.к. именно она выступает в качестве основного механизма, с помощью которого осуществляется финансовое поддержание организации. Формируя свою прибыль, любая организация сталкивается с теми или иными расходами (и расходами на продажу в том числе), которые напрямую влияют на размер прибыли, уменьшая доходность организации.

Поэтому осуществляя производственно-хозяйственную деятельность, организация должна придерживаться эффективного управления расходами, ставя перед собой соответствующие задачи. И для их решения, организациям необходимо подробно изучить, каким образом организован учет
расходов на продажу.

В структуру расходов на продажу включаются те расходы, которые непосредственно связаны с реализацией разнообразной продукции, ее упаковкой, затариванием, рекламой, а также содержанием помещений, используемых для хранения продукции, предназначенной для последующей продажи. Исходя из этого, можно считать, что расходы на продажу выступают одним из ключевых элементов, который позволяет оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации.

Поскольку расходы на продажу оказывают влияние на формирование финансового результата, то возникает объективная необходимость в раскрытии аспектов учета расходов на продажу, в целях обеспечения компании наиболее достоверными и точными данными, а также осуществления полного и своевременного контроля и анализа расходов.

Целью статьи является исследование и анализ теоретических аспектов и особенностей расходов организаций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг). В рамках достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

1) рассмотреть различные подходы к трактованию экономической сущности расходов на продажу, как одного из элементов, влияющих на формирование финансового результата организации;

2) изучить нормативное регулирование учета расходов на продажу;

3) выделить основные особенности учета расходов на продажу в бухгалтерском учете организации.

Методика исследований основывается на методах синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения.

Понятие расходов на продажу, как одного из элементов, влияющих на формирование финансового результата организации, имеет свои особенности при трактовке различными авторами.

Автор Р.З. Тумасян трактует расходы на продажу, как расходы, связанные с продажей продукции, которые оплачиваются поставщиком, и вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость реализованной продукции [9].

Автор Н.Т. Лабынцев определяет расходы на продажу, как затраты по отгрузке и продаже продукции, которые учитываются в составе ее полной себестоимости [2].

М. Г. Лапуста под издержками обращения (расходами на продажу) понимает общественно необходимые затраты на процесс обращения товаров.

При этом к таким затратам он относит расходы, которые связаны с доведением товаров до конечных потребителей в условиях купли-продажи, с соблюдением установленных требований к качеству торгового обслуживания [7].

Согласно Л. А. Брагину, издержки обращения (расходы на продажу) – выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от поставщиков до потребителей [8].

А. И. Гребнев, рассматривая данную тему, считает, что процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и овеществленного труда, выражаемыми в денежной форме. При этом под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров [11].

Изучив взгляды различных авторов, можно сформулировать наиболее общее понятие расходов на продажу: это затраты, выраженные в денежной форме, которые в процессе купли-продажи участвуют при реализации товаров и их доведении до конечного потребителя и вместе с производственной себестоимостью, образуют полную себестоимость.

С нормативной точки зрения сущность понятия «расходы» представлено в Налоговом кодексе РФ [3] и в ПБУ 10/99 «Расходы организации» [6].

Согласно Налогового кодекса РФ, расходами являются затраты, понесенные налогоплательщиками, которые подтверждены документально и имеют экономическое обоснование [3].

В соответствии с ПБУ 10/99, под расходами организации понимается уменьшение ее экономических выгод, вследствие уменьшения имущества или, наоборот, увеличения величины обязательств. Также в данном ПБУ сказано, что не все затраты можно отнести к расходам, т.к. у расходов должно присутствовать ограничение по цели использования.

При этом все расходы, которые признаются в ПБУ 10/99, условно можно разделить на две группы: 1) расходы, связанные с обычным видом деятельности; 2) прочие расходы.

Именно к первой группе относятся расходы на продажу, т.к. они связаны, с производством и реализацией продукции (работ, услуг), а также связаны с покупкой и продаже товаров.

В самом общем виде, расходы на продажу – это затраты, связанные с реализацией продукции (работ, услуг), т.е. с поставкой продукции от поставщиков до потребителей, выраженные в денежной форме, необходимые организациям в целях управления и ведения бухгалтерского учета, которые соответствуют заранее установленным требованиям. Данные расходы связаны с необходимостью подготовки продукции к реализации, хранения и транспортировки, оплаты труда работников, осуществляющих данные мероприятия.

Рассматриваемый вид расходов регулируется следующими нормативными документами:

1) ПБУ 10/99 «Расходы организации» №33н [6];

2) Налоговый кодекс Российской Федерации, а конкретно ч.2 [3];

3) Гражданский кодекс Российской Федерации [1];

4) Федеральный закон № 402-ФЗ [10];

5) ПБУ 9/99 «Доходы организации» №32н [5];

6) План счетов бухгалтерского учета [4].

Поскольку расходы на продажу возникают при реализации продукции, то они оплачиваются непосредственно поставщиком. В свою очередь, данные расходы отражаются на счете 44 «Расходы на продажу», предназначенном для накопления информации о расходах, понесенных в результате продажи продукции (работ, услуг), и вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость реализованной продукции.

Расходы на продажу участвуют на каждом этапе образования цены, т.е. начиная от производства продукции, где в ее себестоимости учитываются все расходы на сбыт, и в том числев розничной продаже, где учитываются затраты розничной и оптовой торговли.

Что касаемо расходов на продажу, то их можно классифицировать следующим образом: 1) чистые расходы – расходы организации, связанные с осуществление купли-продажи продукции (работ, услуг); 2) дополнительные расходы – расходы организации, связанные с продолжением производственного процесса (расфасовкой продукции, ее упаковкой). При этом вместе с совершенствованием качества и технической базы, дополнительные расходы будут сокращаться.

Структура расходов на продажу довольно разнообразна. Во многом это зависит от того, в какой сфере деятельности задействована организация, какие виды продукции производит, к какой организационно-правовой структуре относится, какой технологии производства придерживается, а также при каких условиях договора-купли продажи осуществляется доставка продукции (работ, услуг).

В зависимости от специфики деятельности организации, на счете 44 «Расходы на продажу» могут отражаться такие подгруппы расходов:

1) если это промышленная организация, то сюда могут включаться расходы по содержанию мест, предназначенных для хранения продукции, расходы за услуги посреднических организаций, расходы по расфасовке и упаковке продукции, расходы, связанные с поставкой продукции на пристани и прочее;

2) если это торговая организация, то сюда могут включаться рекламные расходы, расходы по аренде помещений, транспортные расходы, расходы на содержание зданий, расходы по оплате труда персоналу;

3) если это организации, занимающиеся обработкой сельскохозяйственной продукции, то здесь отражаются расходы, связанные с обеспечением содержания пунктов (баз) приема скота, общезаготовительные расходы и прочее.

Как говорилось ранее, все накопленные расходы по дебету счета 44 «Расходы на продажу», связанные с реализацией продукции (работ, услуг) полностью или частично списываются в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж». При частичном списании расходы подлежат пропорциональному распределению:

1) в промышленных организациях – это транспортные расходы и расходы по упаковке;

2) в торговых организациях – это транспортные расходы, которые распределяются между реализованной продукцией и нереализованными товарами на конец месяца;

3) в организациях сельскохозяйственной направленности – это расходы, связанные с изготовлением сельскохозяйственного сырья (с использованием счета 15) или расходы по заготовке скота (с использованием счета 11).

Прочие расходы на продажу можно отнести на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Таким образом, организация вправе сама выбирать, каким образом вести учет расходов на продажу, исходя из специфики своей деятельности, но предварительно закрепив выбранный способ в учетной политике.

В бухгалтерском учете все хозяйственные операции, отражающие расходы на продажу, можно описать следующими проводками (табл.1):

Таблица 1. Типичные проводки в учете расходов на продажу

Хозяйственная операция

Проводка

Первичные документы

Списаны материалы для продажи продукции

Дт44 Кт10

Требование-накладная

Отражены расходы на продажу вспомогательными производствами

Дт44 Кт23

Бухгалтерская справка

Отражены расходы на продажу обслуживающими производствами

Дт44 Кт29

Бухгалтерская справка

В расходы на продажу включена стоимость услуг сторонних организаций

Дт44 Кт60 (76)

Бухгалтерская справка, акт приемки-передачи выполненных работ

Выделен НДС

Дт19 Кт60 (76)

Счет-фактура

Начислен социальный налог на выплаты рабочим, занятым реализацией продукции

Дт44 Кт69

Бухгалтерская справка, налоговая декларация

Начислен платеж по обязательному страхованию от несчастных случаев работников, занятых реализацией продукции

Дт44 Кт69.01

Бухгалтерская справка

Начислена заработная плата работникам, реализующим продукцию

Дт44 Кт70

Расчетно-платежная ведомость

В расходы на продажу включены затраты обособленных подразделений

Дт44 Кт79.02

Бухгалтерская справка

Списаны расходы будущих периодов на расходы на продажу

Дт44 Кт97

Бухгалтерская справка

Списаны расходы на продажу на себестоимость реализованной продукции

Дт90.02 Кт44

Бухгалтерская справка

Следует отметить, что представленный в таблице 1 перечень корреспонденций не является исчерпывающим и может быть дополнен в зависимости от специфики деятельности конкретной организации.

Таким образом, осуществляя производственно-хозяйственную деятельность, любая организация несет те или иные расходы, которые могут затрагивать любые стороны ее деятельности. Они представляют собой финансовые ресурсы, с помощью которых организация осуществляет непрерывность своей деятельности, удовлетворяет хозяйственные нужды и нужды своих работников, а также исполняет обязанности перед государством.

В общем виде, расходы организации представляют собой уменьшение ее экономических выгод, вследствие уменьшения имущества или, наоборот, увеличения величины обязательств.

Особым видом расходов являются расходы на продажу, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу». Данный счет включает в себя множество статей, например это: транспортные расходы, связанные с перевозкой товаров, расходы с использованием услуг рекламодателей, расходы по использованию тары и прочее, причем каждый вид расходов подлежит пропорциональному распределению.

Такое распределение зависит от многих факторов, например, это может быть от того, какую продукцию производит и реализует организация, от отраслевой специфики организации.

После сбора всех накопленных расходов, они подлежат списанию в дебет счета 90 «Продажи» (за исключением некоторых статей затрат).

Если расходы невозможно списать на счет 90, они распределяются между видами готовой реализованной продукции, исходя из показателей, указанных в специальных отраслевых инструкциях.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.01.1996. N 5.

2. Лабынцев Н.Т. Бухгалтерский учёт: финансовый и управленческий: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. N 32.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н).

5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изменениями и дополнениями).

6. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изменениями и дополнениями).

7. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2002. - 287с.

8. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация [Текст] : учеб. по специальности "Экономика и управление предприятиями торговли" / Л.А. Брагин; Рос.экон.акад.им.Г.В.Плеханова. - 2-е изд.,перераб.и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2001. - 558, [1]с. : ил. - (Высшее образование). - Предм.указ.: с.550-559. - Загл.1-го изд.:Торговоедело:экономика и организация.-Авт.указаны на обороте тит.л. - ISBN 5-16-000101-8

9. Тумасян, Р. З. Бухгалтерский учет [Текст] : учеб.пособие / Р.З. Тумасян. - Изд. 3-е. - М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2004. - 730с.

10. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Последняя действующая редакция от 23.05.2016г. с изменениями и дополнениями.

11. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов /А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов и др.; - М.: Экономика,2005. C.145.