Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
19.03.2017

Институт замены присяжных заседателей и старшины присяжных заседателей

Мезенцева Кристина Юрьевна
магистрант кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса, Юридический институт Байкальский государственный университет г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация: Статья посвящена законодательному регулированию процессуального статуса присяжных заседателей и старшины присяжных заседателей, раскрываются особенности доукомплектования коллегии присяжных в ходе судебного разбирательства, анализируется наиболее характерные ошибки, встречающиеся в судебной практике при замене присяжных заседателей.
Ключевые слова: старшина присяжных заседателей, присяжные заседатели, замена присяжных, производство в суде присяжных, разъяснения присяжным, вердикт присяжных
Электронная версия
Скачать (660.5 Kb)

Восстановление в российском праве института присяжных заседателей выступает в качестве одного из направлений реформы судебной системы, это позволяет укрепить конституционные гарантии обеспечения защиты граждан. Одним из условий беспристрастного рассмотрения дела является законодательное регулирование возможности замены старшины присяжных заседателей и присяжных заседателей.

Участие присяжных заседателей в рассмотрении судебных дел регламентируется ФЗ № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004г. [2]. Как показывает практика, количество ходатайств на рассмотрение преступлений такой формой производства постоянно увеличивается, обвиняемые часто пользуются возможностью просить о рассмотрении их дела с участием присяжных заседателей.

Современный суд присяжных в Российской Федерации не скопирован с зарубежного образца или суда присяжных заседателей.Российской империи.

Во-первых, сохраняется смешанная форма процесса, в суд обвинительная сторона препровождает дело, где подаются материалы за и против обвиняемого; понятно, свидетели и эксперты выступают как объективные источники доказательств, не будучи «на стороне обвинения или защиты».

Во-вторых, обвиняемый может выбирать между традиционным производством, когда дело рассматривается профессиональными судьями и судом присяжных заседателей; право выбора имеют и подсудимые в англосаксонских странах, но, как правило, оно связывается с признанием вины (тот, кто заключил соглашение с органом уголовного преследования, становится перед судьей, который назначает наказание после непродолжительного слушания, а тот, кто отрицает свою вину переносит спор в заседании с присяжными).

В-третьих, присяжные в своих выводах не ограничены жестко напутственным словом председательствующего [5].

Российские профессиональные судьи объясняют присяжным заседателям содержание уголовного закона, но вопрос для их решения формулируются подробно, с описанием в них фактической стороны обвинения. В напутственном слове суммируются доказательства и кратко излагаются позиции сторон обвинителя, потерпевшего, защитника, подсудимого.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» № 113-ФЗ от 20 августа 2004г. [2] кандидаты в присяжные заседатели должны соответствовать ряду критериев, в частности они не должен быть:

1. Обвиняемым или подозреваемым в преступлении.

2. Иностранцем, не владеющим языком, на котором проходит слушание.

3. Психически или физически неполноценным (ограниченно или полностью недееспособным).

4. Не достигших 25-ти лет.

5. Состоящих на учете в психоневрологическом или наркологическом учреждении в связи с лечением от токсико, наркомании, алкоголизма, затяжных и хронических психических недугов.

В соответствии с действующим законодательством, присяжные заседатели выбираются из списков запасного и общего. Они составляются ежегодно местной администрацией, которая располагается и действует на территории, где проводится слушание. В общем списке присутствуют граждане, проживающие постоянно в городах и районах заявленного субъекта Федерации. Их количество должно быть достаточным для обеспечения нормального функционирования суда.

В запасной список включаются лица, постоянно проживающие в населенном пункте на территории расположения суда. Этот список заверяется подписью руководителя исполнительного органа субъекта и скрепляется печатью. Именно на основе этих списков формируются коллегия присяжных заседателей и запасной список, из которого может производиться замена присяжного. Формирование коллегии присяжных заседателей не может быть признано завершенным без выбора старшины присяжных заседателей.

Согласно ч. 1 ст. 331 УПК РФ [1] выбирают старшину присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, запасные присяжные заседатели не участвуют. Удалившись в совещательную комнату, присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, выбирают большинством голосов старшину путем открытого голосования. После этого они выходят из совещательной комнаты, и старшина сообщает о своем избрании председателя. Если же избрания не произошло, по какой причине, например, в связи с невозможностью участия кого-то из присяжных заседателей по состоянию здоровья, то решается вопрос о его замене. На старшину возлагаются обязанности по руководству коллегией присяжных заседателей, он руководит ходом совещания при постановлении приговора, объявляет вынесенные вопросы и т.д.

Первоначально председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае нарушения соответствующих обязанностей каждый из них может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по его собственной инициативе или по ходатайству сторон. В этом случае он будет отстранен от участия в рассмотрении уголовного дела и присяжный заседатель заменяется запасным.

Замена осуществляется в случаях, предусмотренных законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Из списков присяжных граждане исключаются, если:

1. Выявлены обстоятельства, не позволяющие лицу участвовать в разбирательствах.

2. Подано письменное заявление с указанием причин невозможности выполнять соответствующие обязанности, если гражданин:

- достиг возраста 65-ти лет;

- не владеет языком, на котором ведется слушания;

- имеет медицинские документы, подтверждающие расстройства здоровья;

- замещающим государственные или выборные должности в государственных органах власти;

- военнослужащий;

- прокурор, судья, дознаватель, следователь, нотариус, адвокат, имеет специальное звание сотрудника ОВД, ФССП и других исполнительных структур, ведет частную детективную практику по лицензии;

- священнослужитель.

В целом председатель суда имеет дополнительными возможностями по освобождению лиц от обязанностей присяжных. В любом случае граждане, чья объективность вызывает сомнение, должны быть исключены из списка. В таких лиц может быть предвзятое мнение, они могут быть осведомлены об обстоятельствах преступления с не процессуальных источников и так далее.

В частности, причинами о замене присяжные заседателей прописаны ст. 329 УПК РФ, в частности ими, могут быть запреты присяжным заседателям:

1. Отлучаться из зала во время слушания.

2. Выражать свое мнение по данному преступления вне совещательной комнаты.

3. Общаться с лицами, не входящими в состав суда, выяснять у них обстоятельства преступления.

4. Собирать информацию вне заседания.

5. Нарушать тайну обсуждения и голосования при совещании [4].

Все эти нарушения непосредственно влияют на судебный процесс, в частности если один из присяжных отлучился во время оглашения материалов уголовного дела и это обнаружилось уже после вынесения вердикта, то очевидно, что в таком случае приговор суда подлежит отмене. Причина в том, что получается некоторый промежуток времени уголовное дело, рассматривалось в порядке не предусмотренным законом (по причине нарушения количественного требования о 12 членах). Так же при неявке на слушание без уважительной причины присяжного заседателя может подвергнуться штрафу. Взыскание устанавливается ст. 118 УПК РФ. Председательствующий обязан предупредить граждан, что при нарушении требований законодательства они могут быть отстранены от слушания по ходатайству сторон или по инициативе судьи. В таких случаях осуществляется замена лицами из запасного списка.

Не менее распространены нарушения присяжными заседателями, обязанности не высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта, поскольку на протяжении всего судебного разбирательства до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату происходит формирование их внутреннего убеждения относительно обстоятельств рассматриваемого уголовного дела. Присяжный заседатель, мнение которого сложилось ещё до удаления в совещательную комнату, подсознательно самоустраняется от дальнейшего исследования информации. Мало того своим мнением он может оказывать воздействие на других членов суда присяжных. Такой присяжный заседатель не может считаться объективным и беспристрастным, что так же может (и должно) служить причиной для замены его запасным [3].

Кроме того, если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей должна отбираться председательствующим подписка о неразглашении сведений, ее составляющих. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем. Замена присяжного заседателя в данном случае запасным, так же регулируется ст. 329 УПК РФ. Следует заметить, что может сложиться ситуация, когда количество выбывших присяжных заседателей по уголовному делу превышает количество запасных, в этом случае председательствующий по уголовному делу в соответствии со ст.328 УПК РФ приступает к новому отбору присяжных заседателей [5].

Замена старшины присяжных заседателей, кроме обозначенных выше причин может производиться в следующем порядке. Как уже указывалось ранее в части 2 ст. 331 УПК РФ перечислены обязанности старшины присяжных заседателей. При невыполнении старшиной каких-либо обязанностей из перечисленных, председательствующий судья имеет право отстранить его от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела. При этом председательствующий суда предлагает присяжным выбрать другого старшину в соответствии с частью 1 ст. 331 УПК РФ [1] и восполняет допущенное прежним старшиной нарушение процессуального закона.

Таким образом, институт замены присяжных является необходимым условием беспристрастного рассмотрении дела. Это позволяет уменьшить вероятность процессуальных нарушений, а также сократить воздействие на работу суда, так называемого человеческого фактора. Процедура замены прописана в ст. 329 УПК РФ и только неукоснительное соблюдение данных правовых норм позволит осуществлять справедливое судебное разбирательство.

Список литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. – 2001.- №2861.

2. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113 // Российская газета. – 2004.- №3559.

3. Ветрова Г.Н. Новое в законодательстве о суде присяжных/ Г.Н. Ветрова // Законодательство. - 2016. -№ 12. С. 58-67.

4. Ведищев Н.П. Замена присяжного заседателя запасным и замена старшины присяжных заседателей (статья 329 УПК РФ) / Н.П. Ведищев // Адвокат. - 2012. -№ 9. - С. 28-35.

5. Лазарев С.Н. Суд присяжных: современное положение и перспективы развития в контексте новой позиции конституционного суда Российской Федерации / С.Н. Лазарев, А.А. Рудавин, А.Н. Куфтерин // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики сборник научных трудов, посвященный 15-летию принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Рязань. - 2016. - №4. - С. 158-162.