Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
22.03.2017

Планирование аудита финансовой отчетности согласно международным стандартам аудита

Колобаева Юлия Борисовна
студентка бакалавриата Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье анализируется введение в действие на территории Российской Федерации международных стандартов аудита и его последствия. Так, аудиторы должны представлять новую форму заключения, призванную повысить прозрачность отчетности. Изложены требования МСА к планированию аудита финансовой отчетности, содержанию плана аудита, информационному взаимодействию аудиторов с лицами, отвечающими за корпоративное управление в аудируемой организации.
Ключевые слова: международные стандарты аудита, планирование аудита, план аудита, информационное взаимодействие
Электронная версия
Скачать (841.7 Kb)

Условия финансово-хозяйственной деятельности меняются, больше внимания государства и бизнеса уделяется не только форме, но и содержанию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Шагом к повышению публичности и прозрачности отчетности организаций стало введение в действие в РФ международных стандартов аудита (МСА), в которых содержатся процедуры и требования к аудиту. С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 стандартов аудита, согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита [5].

В Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в статье 7 пункте 1 теперь установлено, что «аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников…». Также произошло официальное опубликование стандартов Минфином. В связи с этим вопросы исследования МСА актуальны, необходимо достижение единого понимания аудиторами основных принципов аудита, формирования аудиторского мнения.

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА [5]. Леонид Зиновьевич Шнейдман (директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансовой отчетности министерства финансов РФ) подчеркнул, что инвесторы в последние годы высказывали резкую критику в отношении аудиторских заключений в виду недостаточного объема предоставляемой информации [6]. По его мнению, новая форма заключения будет не только содержать оценку отчетности компании, но и обращать внимание на значимые моменты в деятельности аудируемого лица, то есть на то, что привлекло внимание аудитора и несет существенные риски и т.д.

Существует мнение, что переход на МСА увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40% [5], так как для выполнения требований МСА возрастет количество аудиторских процедур, новых форм и таблиц для заполнения и других документов аудиторов. С другой стороны, Л.З.Шнейдман отметил, что переход на МСА позволит повысить качество аудита [6].

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [3] устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности (Таблица 1). Согласно пункту 2 данного МСА планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита. В данной статье будут приведено примерное содержание плана аудита, включенного в информационное письмо.

В РФ использовалось Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита» [4], разработанное с учетом МСА, устанавливающее требования по планированию аудита, обязанность аудиторов планировать работу так, чтобы проверка была эффективной.

В целом, ФПСАД 3 выступает аналогом МСА 300. Следует обратить внимание на то, что термины «общая стратегия аудита» и «план аудита» МСА 300 называются «общим планом аудита» и «программой аудита» в ПС №3. Поэтому, по мнению автора, аудиторские организации готовы к переходу на новые стандарты. Необходимо отметить, что МСА 300 немного полнее раскрывает требования к планированию аудита, что должно повысить качество и эффективность услуги.

Планирование играет большую роль при проведении аудита финансовой отчетности, так как:

1) помогает аудитору обратить внимание на важные аспекты аудита;

2) своевременно выявлять и устранять проблемы;

3) должным образом сформировать задание и руководить процессом его проведения так, чтобы выполнить его эффективно;

4) оказывает помощь при выборе членов аудиторской группы, обладающих надлежащими навыками и квалификацией для снижения рисков, и при распределении работы;

5) способствует руководству и контролю за членами аудиторской группы, анализу результатов их работы;

6) помогает согласовать работу аудиторов компонентов аудируемого лица и экспертов.

Работа по планированию зависит от размера и сложности аудируемой организации, от опыта работы с ней ключевых членов аудиторской группы, а также от обстоятельств, возникших в ходе проведения аудита.

Как отмечается в МСА 300 [3], планирование – не отдельный этап аудита. Оно непрерывно, имеет циклический характер: часто начинается сразу после завершения предыдущего аудиторского задания и продолжается до выполнения текущего задания. Планирование связано с анализом срока работ и аудиторских процедур, которые должны быть завершены до начала выполнения следующих процедур. Например, до выявления и оценки аудитором рисков существенного искажения должны быть установлен перечень аналитических процедур оценки рисков; получено представление о нормативно-правовых актах деятельности организации, и того, как она их выполняет; порядок определения существенности; целесообразность привлечения экспертов.

В соответствии с МСА 300 [3] цель аудитора состоит в том, чтобы спланировать проведение аудита таким образом, чтобы он был эффективен.

Таблица 1 – Требования МСА 300 к планированию аудита финансовой отчетности

Участие ключевых членов аудиторской группы (п. 5)

Руководитель задания и другие ключевые члены аудиторской группы должны принимать участие в планировании аудита, включая планирование обсуждений среди членов аудиторской группы и их участие в обсуждении.

Предварительная работа по заданию (п. 6)

В начале выполнения аудиторского задания аудитор должен предпринять следующие действия:

- выполнить процедуры, требуемые МСА 220 в отношении продолжения отношений с клиентом и данного аудиторского задания

- оценить соблюдение соответствующих этических требований, включая независимость, в соответствии с MCA 220;

- получить понимание условий аудиторского задания требует МСА 210

Работы по планированию (п. 7-10)

Аудитор должен разработать общую стратегию аудита, 9. разработать план аудита; вносить изменения в общую стратегию и план аудита; запланировать характер, сроки и объем работы по руководству и контролю за членами аудиторской группы, а также по проверке результатов их работы

Документация (п. 12, A16- A18).

Включает общую стратегию и план аудита, значительные изменения в них, и их причины.

Документирование значительных изменений в общей стратегии аудита и плане аудита, изменений в запланированном характере, сроках и объеме аудиторских процедур поясняет причины внесения этих изменений, а общая стратегия аудита и план аудита принимаются в окончательной редакции. Документы отражают соответствующие ответные действия на значительные изменения, происходящие в ходе проводимого аудита.

Дополнительные требования к аудиторским заданиям, выполняемым впервые (п. 13)

Перед началом выполнения аудита, проводимого впервые, аудитор должен провести процедуры, требуемые МСА 220 в отношении принятия отношений с клиентом и данного аудиторского задания; в рамках этических требований обменяться информацией с предшествующим аудитором

Источник: [3]

В рамках требований МСА 300 [3] к работам по планированию, устанавливаются обязанности аудитора по разработке обшей стратегии аудита и плана аудита (Таблица 2). 

Таблица 2 – Требования МСА 300 к обшей стратегии и плану аудита

Общая стратегия аудита (п. 7,8, А16)

План аудита (п. 9, А17)

Отражает объем, сроки проведения и общую направленность аудита, основа для разработки плана аудита. При разработке аудитор должен:

- выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

- подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера информационного взаимодействия;

- проанализировать факторы, которые являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;

- изучить результаты предварительной, определить, окажется ли полезен опыт, полученный ранее при выполнении заданий в интересах организации, для выполнения нового;

- установить характер, сроки использования и объем ресурсов для проведения аудита.

Включает описание:

-характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков (МСА 315 (пересмотренный)

-запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок (МСА 330)

- прочих аудиторских процедур, для соответствия аудиторского задания требованиям МСА

Документация по общей стратегии аудита – запись ключевых решений, необходимых для надлежащего планирования аудита и доведения значимых вопросов до членов аудиторской группы.

Общая стратегия аудита может быть в форме меморандума, содержащего решения по общему объему, срокам и порядку проведения аудита.

Документация по плану аудита – записью планируемого характера, сроков и объема процедур оценки рисков и последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок в ответ на оцененные риски.

Документация служит свидетельством надлежащего планирования аудиторских процедур, которое можно изучить и одобрить до начала выполнения этих процедур.

Аудитор может воспользоваться стандартными аудиторскими программами или контрольными перечнями, составленными с учетом конкретных обстоятельств аудиторского задания.

Источник: [3]

Во вступлении к плану аудита условной организации «В» (аудируемого лица) могут быть приведены следующие слова, отражающие суть информационного сообщения: «Содержание этого доклада (Плана аудита) относятся только к вопросам, которые привлекли наше внимание, которые мы считаем, должны быть доведены до вас, как часть нашего аудита. Это не всесторонний учет всех релевантных вопросов, которые могут быть подвержены изменениям, и в частности, мы не можем нести ответственность за информацию о всех рисках, которые могут затрагивать B или какие-либо недостатки в вашем внутреннем контроле».

МСА 260 (пересмотренный) «устанавливает обязанности аудитора по информационному взаимодействию с лицами, отвечающими за корпоративное управление, в ходе аудита финансовой отчетности» [2]. Согласно пунктам 18, 21 данного стандарта аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о форме, сроках и предполагаемом общем содержании информационных сообщений и своевременно осуществлять информационное взаимодействие с ними. Однозначное информирование помогает сформировать основу для эффективного информационного взаимодействия между сторонами.

После официального обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг (письмо-предложение), аудиторская организация составляет и направляет клиенту письмо о проведении аудита. К письму о проведении аудита можно приложить предварительный план аудита для согласования его с руководством клиента.

Согласно МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [3], для того чтобы способствовать выполнению аудиторского задания и управлению им (например, координировать аудиторские процедуры с работой персонала организации), аудитор может принять решение обсудить некоторые аспекты планирования с руководством организации. При обсуждении вопросов, относящихся к общей стратегии или плану аудита, необходимо позаботиться о том, чтобы не подвергнуть риску их результативность. Например, обсуждение с руководством характера и сроков проведения аудиторских процедур может поставить под угрозу эффективность аудита, сделав аудиторские процедуры слишком предсказуемыми.

План аудита помогает аудитору обратить внимание на важные аспекты аудита, поэтому в него включается описание деятельности аудируемого лица и факторов, влияющих на нее. Например, описание понимания деятельности аудируемого лица может включать проблемы или возможности, ответные действия аудиторов (Таблица 3): «при планировании нашего аудита мы должны понимать проблемы и возможности, с которыми мы сталкиваемся. Мы приводим краткое изложение нашего понимания».

Таблица 3 – Понимания деятельности аудируемого лица

Проблемы / возможности

Ответные действия

1. Закупки и комиссионная деятельность.

Движение от снабженческих услуг к модели полной комиссионной деятельности;

Обеспечение экономии за счет улучшилось закупок и более инновационного управления контрактами

Мы рассмотрим прогресс, который

вы сделали в обеспечении эффективности в части механизмам финансовой устойчивости

2. Альтернативные модели доставки.

Развитие ваших локальных торговых компаний,

Увеличение партнерства с другими организациями и некоммерческим сектором

Мы будем достигать понимания темпа роста С и его влияние на В как поставщика услуг;

мы рассмотрим механизмы управления на месте, так как услуги В и другие соглашения о партнерстве развиваются

3. Совместная работа с компанией С.

Разработка новых рабочих мер

Мы будем обсуждать ваши планы в этой области через наши регулярные встречи со старшим менеджментом и лицами, наделенными руководящими полномочиями, предоставляя мнение, где необходимо

4. Финансовое регулирование.

Расчет расходов показали сокращения покупательной способности денежных средств в 6% в 2015/16

Мы рассмотрим ваш среднесрочный финансовый план и финансовую стратегию как часть работы над механизмами финансовой устойчивости

5. Принятие решений и управление производительностью.

Продолжение давления в отношении нефинансовой политики и стратегии;

внутренний аудит и недостатки в системе внутреннего контроля

Мы будем контролировать отчеты управления и оценим, есть ли влияние на предоставление услуг;

мы рассмотрим выводы внутреннего аудита для оценки контрольной среда, которая будет информировать нашу стратегию тестирования финансовой отчетности

Источник: перевод автора [7]

В плане аудита приводятся «события, имеющие отношение к деятельности и аудиту»:«при планировании нашего аудита мы также рассматриваем влияние ключевых событий в отрасли и учитываем требования стандартов аудита». Например, в области законодательства и финансового регулирования, может обсуждаться влияние законодательных изменений на регулярных встречах со старшим менеджментом и лицами, наделенными руководящими полномочиями.

В соответствии с МСА 300 [3] аудитор должен разработать план аудита, включающий описание характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков по требованиям МСА 315 (пересмотренный).

Согласно пункту 15 МСА 260 (пересмотренный) [2] аудитор должен предоставить лицам, отвечающим за корпоративное управление, краткую информацию о запланированном объеме и сроках проведения аудита, что включает в себя сообщение сведений о значимых рисках, выявленных аудитором.

В плане аудита описываются риски существенного искажения: «В этом разделе мы опишем значительные риски существенного искажения информации, которые мы определили. Есть два предполагаемые существенных риска, которые применимы для всех проверок в соответствии со стандартами аудита (Международные стандарты аудита - МСА» (Таблица 4). 

Таблица 4 – Риски существенного искажения

Существенный риск

Описание

Независимая процедура аудита

Цикл дохода включает в себя

мошеннические операции

Согласно МСА 240 существует риск того, что предполагаемый доход может быть искажен из-за неправильного признания

дохода.

Это предположение может быть опровергнуто, если аудитор приходит к выводу, что не существует никакого риска существенных искажений вследствие недобросовестных действий в связи с признанием доходов.

Рассмотрев факторы риска, изложенные в МСА 240 и характер доходов, мы пришли к выводу, что риск мошенничества, вытекающий из признания выручки может быть опровергнут, так как:

- имеется мало стимулов для манипулирования признанием доходов,

- возможности манипулировать признанием доходов весьма ограничены,

- культура и этические рамки аудируемого лица, означают, что все формы мошенничества рассматриваются как неприемлемые.

Обход менеджментом средств контроля

Согласно МСА 240, презумпция того, что риск присутствует во всех юридических лицах.

На сегодняшний день работы:

Обсуждение бухгалтерских оценок, суждений и решений, принятых менеджментом

Дальнейшая работа:

Обзор бухгалтерских оценок, суждений и решений, принятых руководством; тестирование записей журнала; обзор необычных существенных сделок.

Источник: перевод автора [7]

В разделе «Другие выявленные риски» аудиторами описываются другие риски существенных искажений, которые были определены в результате планирования (Таблица 5).

Таблица 5 – Другие выявленные риски

Другие риски

Описание

Подход аудита

Операционные расходы

Кредиторская задолженность занижена или не учтена в правильном периоде

На сегодняшний день: документирование процессов и элементов учета операционных расходов; пошаговые тесты для подтверждения операций управления.

Дальнейшая планируемая работа: поиск неучтенных обязательств; проверка уместности отсрочки платежей прошлого года, кредиторов, классификации и учета.

Вознаграждение работникам

Вознаграждение работникам и

обязательства по выплатам и расходы занижены

На сегодняшний день: документирование процессов и элементов учета операционных расходов; тесты для подтверждения операций управления.

Запланированная работа: одобрение расходов на персонал в финансовой отчетности в Главной книге и системы начисления заработной платы; ежемесячный анализ тенденций для получения уверенности в том, что не было каких-либо существенных упущений с точки зрения расходов на персонал.

Социальные пособия

Расходы на социальное обеспечение неправильно исчислены

На сегодняшний день: документирование процессов и элементов учета операционных расходов, пошаговое тесты.

Дальнейшая работа: согласование расходов в системе пособий по социальному обеспечению; начальное тестирование на соответствие методологии, необходимой для удостоверения субсидий на жилье, в том числе: аналитический обзор и тестирование, программный инструмент.

Источник: перевод автора [7]

В соответствии с пунктом 16 МСА 260 (пересмотренный), аудитор должен довести до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, следующее:

1) мнение аудитора о значительных качественных аспектах учетной практики организации, включая ее учетную политику, оценочные значения и раскрытие информации в финансовой отчетности;

2) информацию о значительных трудностях, с которыми аудитор столкнулся в ходе аудита;

3) обстоятельства, влияющие на форму и содержание аудиторского заключения, если такие имеются;

4) прочие значимые вопросы, возникшие в ходе аудита, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, имеют значение для надзора за процессом подготовки финансовой отчетности.

Выводы промежуточной аудиторской работы, а также влияние выводов аудиторов на подход к аудиту приведены в таблице 6.

Таблица 6– Выполненные работы и выводы

Область

Работа

Заключение

Внутренний аудит

Мы рассмотрели общие механизмы внутреннего аудита по отношению к

стандартам внутреннего аудита. Наша работа не выявила вопросы, на которые мы хотели бы обратить ваше внимание.

В целом, мы пришли к выводу, что служба внутреннего аудита

продолжает обеспечивать независимое и удовлетворительное обслуживание В и что работа внутреннего аудита способствует эффективной среде внутреннего контроля в В.

Мы планируем провести обзор работы внутреннего аудита по ключевым финансовым системам в промежуточном визите.

Пошаговое Тестирование

Мы завершили пошаговое тестирование средств контроля, действующих в областях рисках существенного искажения в финансовой отчетности.

Наша работа не выявила каких-либо вопросов, которые мы хотим довести до Вашего внимания. Внутренний контроль был реализован в соответствии с нашим документально отраженным пониманием.

Наша работа не выявила каких-либо недостатков, которые влияют на наш подход к аудиту.

Контрольная

среда

Мы получили понимание, относящейся к подготовке финансовой отчетности в том числе:

  • связи и обеспечение целостности и этических ценностей
  • стремление к компетенции
  • участие лиц, наделенных руководством
  • философия и стиль работы руководства
  • организационная структура
  • назначение полномочий и ответственности
  • политика и практика в области трудовых ресурсов

Наша работа не выявила никаких существенных недостатков, которые

скорее всего могли негативно повлиять на финансовую отчетность В.

Обзор контроля информационных технологий

Мы провели обзор уровня информационных технологий контрольной среды, проведенный нашими специалистами по информационным системам.

Контроль информационных технологий, был выполнен в соответствии с нашим документированным пониманием.

Наша работа не выявила никаких существенных недостатков, которые,

скорее всего, могли негативно повлиять на аудируемую финансовую отчетность.

Журнал контроля ввода

Мы провели обзор Журнала контроля ввода и процедур в рамках определения стратегии начального тестирования журнала и не выявили каких-либо существенных недостатков, которые могли неблагоприятно воздействовать на контрольную среду В или финансовую отчетность.

Контрольная среда была оценена и подробное тестирование журнала будет завершено в рамках нашего промежуточного и окончательного посещения.

Источник: перевод автора [7]

МСА 260 (пересмотренный) «устанавливает обязанности аудитора по информационному взаимодействию с лицами, отвечающими за корпоративное управление, в ходе аудита финансовой отчетности» [2]. Согласно пунктам 18, 21 данного стандарта [2] аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о форме, сроках и предполагаемом общем содержании информационных сообщений и своевременно осуществлять информационное взаимодействие с ними. Однозначное информирование помогает сформировать основу для эффективного информационного взаимодействия между сторонами.

Ключевые фазы аудита формируют цикл аудита, включающий промежуточный и финальный визиты, завершение аудита отчетности, а также обсуждение результатов выполненной аудиторами работы с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемой организации. Мероприятия аудита проводятся в установленные в плане даты (Таблица 7)

Согласно МСА 300 [3] характер, сроки использования и объем ресурсов включают подбор членов аудиторской группы и составление сметы задания, включая установление количества времени, которое необходимо на работы по направлениям с повышенным риском существенного искажения. 

Таблица 7 – Ключевые даты

Дата

Мероприятие

Январь 2017 г.

Планирование

Февраль и март 2017 г.

Промежуточные посещения

Февраль 2017 г.

Представление плана аудита комитету по аудиту

Май 2017 г.

Выпуск отчета об аудите за 2015/16 г.

Июль и август 2017 г.

Конец работ

Август 2017 г.

Встреча с руководителем финансов, управления и страхования для объяснения результатов аудита

Сентябрь 2017 г.

Отчет о результатах аудита лицам, наделенным управлением (комитету по аудиту)

Сентябрь 2017 г.

Подписание мнения о финансовой отчетности

Октябрь 2017 г.

Представление всех государственных отчетов

Ноябрь 2017 г.

Письмо об итогах аудита

Источник: перевод автора [7]

В плане аудита приводится информация о вознаграждении аудиторам: общая сумма вознаграждения за проведенный аудит финансовой отчетоности, за дополнительную работа, платежи за другие услуги. Отмечается, что они должны быть подтверждены .

Согласно МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [3] участие ключевых членов аудиторской группы в планировании аудита предполагает «использование их опыта и умения разобраться в сути вопросов, что приводит к повышению результативности и эффективности процесса планирования». В приложении «аудиторская группа» к плану аудита могут быть указаны должность таких членов (директор, менеджер, ассистент менеджера), их имена и контакты (электронная почта).

В случае организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о следующем (пункт 17 МСА 260) [2]: о заявлении, в котором утверждается, что аудиторская группа, аудиторская организация соблюдают этические требования в отношении независимости, а также об отношениях и вопросах, возникающих между аудиторской организацией и проверяемой организацией, которые по профессиональному суждению аудитора могут считаться влияющими на независимость, а также о мерах предосторожности с целью устранения выявленных угроз нарушения независимости или уменьшения их.

Согласно пункту 20 МСА 260 [2] аудитор должен письменно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о независимости аудитора.

Представим примерное содержание раздела «Независимость и этика» плана аудита организации В: «Полная информация о всех платежах для аудиторских и неаудиторских услуг будут включены в наше аудиторское заключение по завершении аудита. Мы подтверждаем, что мы внедрили политику и процедуры для удовлетворения требований этических стандартов. Этические стандарты и Международные стандарты аудита (МСА) 260 требуют от нас, чтобы мы дали вам полное и правдивое раскрытие вопросов, касающихся нашей независимости. В данном контексте, мы раскрываем следующие для Вас:

  • Сотрудник А теперь управляющий в В с вступлением в силу с октября 2015 г. Этот сотрудник не будет участвовать в аудите или неаудиторских услугах, которые осуществляется.
  • Сотрудник А ранее работал в В, с прекращением занятости в июле 2014 года. Мы ввели в действие достаточные гарантии, что наша независимость сохраняется в отношении этого работника» [7].

Пункт 19 МСА 260 [2] устанавливает, что аудитор должен письменно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о значимых вопросах, выявленных в ходе аудита, если, согласно профессиональному суждению аудитора, устное информирование не является адекватным.

Например, сообщение об информационном взаимодействии в плане аудитаможет быть следующим: «Международные стандарты аудита (МСА 260 и другие), предписывают вопросы, которые мы должны обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Этот документ, «План Аудита», описывает нашу стратегию аудита, в то время как результаты аудита будут выдаваться до утверждения финансовой отчетности, и представит ключевые вопросы и другие вопросы, вытекающие из аудита, вместе с объяснением того, каким образом они были решены. Мы будем сообщать о любых неблагоприятных или неожиданных обнаружениях, влияющих на аудит на своевременной основе, либо неофициально, либо через доклад».

Согласно пункту 14 МСА 260 (пересмотренный) [2] аудитор должен информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, об обязанностях аудитора в отношении аудита финансовой отчетности, включая ответственность за формирование и выражение мнения о финансовой отчетности.

Аудитор должен довести до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, обстоятельства, влияющие на форму и содержание аудиторского заключения (пункт 16 (d), МСА 260 (пересмотренный) [2].Цель данного информационного взаимодействия заключается в информировании лиц, отвечающих за корпоративное управление, об обстоятельствах, в связи с которыми аудиторское заключение может отличаться по своей форме и содержанию от ожидаемого заключения или может включать дополнительную информацию о проведенном аудите (Таблица 8).

На основании пункта A24 МСА 260 (пересмотренный) [2] обстоятельства, при которых аудитор должен включить в аудиторское заключение дополнительную информацию в соответствии с МСА и о которых он должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, включают ситуации:

1) аудитор намерен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении;

2) наличие существенной неопределенности в отношении способности организации продолжать непрерывно свою деятельность;

3) информация о ключевых вопросах аудита сообщена в соответствии с МСА 701;

4) аудитор считает необходимым включить раздел "Важные обстоятельства" или раздел "Прочие сведения" в соответствии с положениями МСА 706 (пересмотренного), или он должен это сделать в соответствии с требованиями отдельных МСА;

5) аудитор пришел к выводу о том, что прочая информация содержит неисправленное существенное искажение.

Таблица 8 – Информация, включаемая в план аудита и аудиторское заключение

План взаимодействия

План аудита

Аудиторское заключение

Надлежащие обязанности аудитора и руководства/лиц, отвечающих за управление

Обзор запланированного объема и сроков проведения аудита. Форма, сроки и ожидаемое общее содержание сообщений

Представления о качественных аспектах бухгалтерского учета предприятия и практики финансовой отчетности, существенные вопросы и вопрос, возникающий в ходе аудита и письменные представления, которые были запрошены

Подтверждение независимости и объективности

Утверждение о выполнении этических требований о независимости и вопросах, которые могли бы повлиять на независимость.

Подробная информация о неаудиторской работе.

Подробная информация о гарантиях, применяемых к угрозам независимости.

Существенные недостатки в системе внутреннего контроля, выявленные в ходе аудита

Идентификация или подозрение в мошенничестве с участием руководства и / или других лиц, что приводит к существенному искажению финансовой отчетности

Несоблюдение законов и правил

Ожидаемые модификации в отчете аудитора

Неисправленные искажения

Существенные вопросы, возникающие в связи со связанными сторонами

Значительные вопросы в отношении непрерывности деятельности

Источник: перевод автора [7]

В таких обстоятельствах аудитор может предоставить лицам, отвечающим за корпоративное управление, проект аудиторского заключения, чтобы способствовать обсуждению того, как эти вопросы будут отражены в аудиторском заключении.

В плане аудита представляется организация процесса информационного взаимодействия, области аудита и оценка рисков, значительные выявленные риски, результаты промежуточной аудиторской работы, сроки информационного взаимодействия, ключевые даты аудита, независимость аудитора и его обязанности аудитора в отношении аудита финансовой отчетности, обстоятельства, влияющие на форму и содержание аудиторского заключения.

Таким образом, планирование играет большую роль при проведении аудита финансовой отчетности, так как помогает аудитору обратить внимание на важные аспекты аудита; выявлять и устранять проблемы; руководить проведением задания, чтобы его выполнение было эффективным; снизить риски при распределении работы. Представление плана аудита связано с информированием лиц, отвечающих за корпоративное управление, о значимых вопросах, выявленных в ходе аудита, и формировании аудиторского заключения. Аудируемые лица, заинтересованные в повышении публичности и прозрачности отчетности, получают понимание процесса аудита и ресурсов, затраченных на него.

В заключение, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении на основании МСА позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные решения. После перехода РФ на МСА произойдет повышение качества в оценке бизнес-рисков, эффективности самого аудита, однако возможно увеличение его стоимости.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) [Электронный ресурс].-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/

2. Международный стандарт аудита 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 N 207н) [Электронный ресурс].-URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_207280/

3. Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н) [Электронный ресурс].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206944/

4. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532) [Электронный ресурс].- URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=124340&fld=134&dst=100098,0&rnd=0.576604302797417#0

5. Изменения в аудите с 2017 года затронут бизнес// Сайт ООО «Правовест Аудит».- URL: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/izmeneniya-v-audite-s-2017-goda-zatronut-biznes

6. Международные стандарты аудита в России с 2017 года [Электронный ресурс].- URL: http://god2017.com/novosti/mezhdunarodnye-standarty-audita-v-rossii-s-2017-goda

7. The Audit Plan for Burnley Borough Council/ Grant Thornton UK LLP /[Электронный ресурс].- URL: http://www.burnley.gov.uk/sites/default/files/Item_10_draft_audit_plan_2012-13.pdf