Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
22.03.2017

Трансформация бизнес-модели предприятия промышленной светотехники на международном рынке

Назарова Евгения Игоревна
Магистерская программа «Международный бизнес» Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: в настоящее время организации все чаще прибегают к использованию бизнес-модели как к инструменту стратегического развития предприятия. Бизнес-модель позволяет визуализировать текущую ситуацию в компании, что помогает улучшить процесс управления в организации. Каждая компания имеет ту или иную бизнес-модель независимо от того, сформулирована ли она в явном виде или нет. В статье представлена трансформация бизнес-модели предприятия промышленной светотехники на международном рынке. От реализации и выбора необходимой бизнес-модели напрямую зависит благополучность бизнеса.
Ключевые слова: бизнес-модель, стратегическое развитие, ресурсы, система, ценностное предложение, цепочка создания стоимости
Электронная версия
Скачать (639 Kb)

В теории стратегического управления существуют подходы к определению бизнес-модели, которые зависят от того, какие аспекты, с точки зрения бизнеса, выделяют авторы в качестве основных. Данный факт определяет используемый ими подход к определению бизнес-модели.

Так, Котельников В. называет «бизнес-модель методом устойчивого ведения бизнеса, который превращает исходные данные – ресурсы, способности компании и инновации – в экономические результаты». [2]

По мнению Сооляттэ А. «бизнес-модель – это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты, процессы, правила выполнения операций, а так же критерии оценки эффективности функционирования системы». [4]

Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер и Микаэла Шик рассматривают бизнес-модель в виде схемы, состоящей из четырех элементов: целевых клиентов, ценностного предложения, цепочки создания стоимости и механизма извлечения прибыли. [1]

Остервальдер А. считает, что «бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода». [3]

Морис М., Шиндехутт М., Аллен Ж. считают, что «бизнес-модель – это краткое описание того, как набор взаимосвязанных элементов, отражающих решения в области стратегии, структуры и экономики предприятия, будет использоваться, чтобы создать устойчивое конкурентное преимущество на определенных рынках». [5]

Интегрируя работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов по вопросам восприятия бизнес-модели, формируется следующее определение: бизнес модель – это некое уникальное положение компании, которое удобно с позиции потребителей, поставщиков и государства, другими словами, бизнес-модель – это визуализация бизнеса, состоящая из взаимосвязанных элементов.

Данная модель подразумевает, что корректировка одного из элементов (например, оптимизация генерирования прибыли) неизбежно влечет за собой изменение других элементов: цепочку создания стоимости и ценностное предложение.

Светодиодная светотехника развивается с начала 1990-х годов и уже достигла определённого уровня зрелости - по техническим характеристикам, светодиодные лампы и осветительные приборы уже не только сравнялись с традиционными, а в некоторых областях применения даже превзошли их.

За последние три года за счет снижения стоимости, повышения энергоэффективности и качества светодиодных источников произошел качественный скачок в технологическом развитии, который сделал это освещение доступным и экономически выгодным по сравнению почти со всеми другими технологиями. Это обуславливает и то, что светодиоды стали использоваться повсеместно. [6]

В данной отрасли активно осуществляет свою деятельность ООО «ПКФ «Транском» – предприятие, занимающееся производством современных промышленных, уличных и офисных LED-светильников европейского уровня.

Далее рассмотрим модель бизнеса производственно-коммерческой фирмы «Транском» на основании визуализации бизнес-модели Оливера Гассмана, Каролин Франкенбергер, Микаэлы Шик. В связи с этим, нам необходимо проанализировать продукцию, потребителей, поставщиков и конкурентов производственно-коммерческой фирмы.

В продукцию компании входят следующие товары: уличные светильники, светильники Ритейл, светильники для АЗС, офисные светильники, промышленные светильники, светильники для ЖКХ, светодиодные прожекторы, аккумуляторные фонари, зарядные устройства, а также блоки питания.

Компания «Транском» осуществляет свою деятельность по всей России. Потребителями компании являются все организации, которые заинтересованы в освещении, а именно: предприятия нефтегазового сектора, машиностроения, металлургии, ЖКХ и т.д.

Предприятие «Транском» имеет собственное производство уличных, промышленных и офисных светильников. Поставщиками компании является японская фирма Nichia, у которой компания «Транском» закупает светодиоды, применяя их потом в производстве светильников.

В связи с активной деятельностью на территории Российской Федерации, у компании «Транском» существует немалое количество конкурентов, основными из которых являются: компания Фокус и компания Лидер-Лайт, представленные в городе Москва, компания Светлана Оптэлектроника и компания Оптоган, представленные в городе Санкт-Петербург.

ООО «ПКФ «Транском» уделяет большое внимание регулярному стратегическому развитию для поддержания конкурентоспособности. Проанализировав свою деятельность на рынке, руководство компании пришло к выводу, что продукция «Транском» пользуется большим спросом, в связи с чем существует необходимость расширить границы функционирования и выйти на международный рынок.

Проанализировав состояние и перспективы рынка светотехнической продукции в странах-участницах ЕАЭС, а именно: в Республике Беларусь и Республике Казахстан, мы пришли к выводу, что наиболее подходящим с точки зрения интернационализации является рынок Казахстана.

В Республике Казахстан внедрение светодиодных ламп имело самые высокие темпы: доля светодиодных ламп выросла с 3% в 2012 г. до 52% в 2015 г. Это связано с тем, что в РК за 1,5 года был реализован запрет оборота ламп накаливания мощностью выше 25 ватт.

В Республике Беларусь аналогичные правовые нормы отсутствуют.

Рынки ламп России и Казахстана в значительной степени зависят от импорта – в 2015 г. доля импортной продукции в совокупном товарообороте в России составляла 62%, в Казахстане – 99,7%. Рынок Беларуси в меньшей степени зависел от импорта - его доля составляла 22% в 2015 г. [7]

Таким образом, в связи с полной зависимостью от импортного светодиодного освещения, продукция ООО «ПКФ «Транском» будет пользоваться спросом на рынке Республики Казахстан.

Сценарии развития у компании «Транском» два: использовать первую стадию интернационализации – экспортную при выходе на рынок Казахстана или же расположить производственные мощности на территории Республики Казахстан.

Экспорт для компании обойдется меньшими издержками, но логистика продукции до потребителя будет занимать значительно большее время, нежели при открытии производства на территории Казахстана, а также в этом случае на предприятие «Транском» ляжет большое количество заказов, для обработки которых потребуются временные затраты. В этом случае, по нашему мнению, компании необходимо будет перейти на аутсорсинг.

Аутсорсинг поможет сэкономить различные средства: за счет отсутствия необходимости в увеличении штата сотрудников, обучении персонала, а также при аутсорсинге компания снижает свои риски, разделяя их с аутсорсером.

В стратегических планах компании «Транском» - совершенствование продуктовой линейки путем внедрения системы диммирования – регулирование мощности подачи света, а также системы DALI - цифровая система управления освещением.

При выходе на рынок Казахстана ООО «ПКФ «Транском» совершенствует свою бизнес модель, путем смены поставщика, расширением продуктовой линейки и как следствие ростом количества потребителей.

Таким образом, подводя итог, на наш взгляд, компании «Транском» более рационально будет прибегнуть к эскпортной стадии интернационализации, в первую очередь, из-за существенной экономии на издержках, а во вторую – в случае больших заказов, предприятие всегда сможет трансформировать свою бизнес-модель путем перехода на аутсорсинг.

Совершенствование продуктовой линейки повлечет за собой спрос на продукцию, а в связи с этим увеличение доходов и укрепление конкурентного преимущества.

Список литературы:

1. Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. 432 с.

2. Котельников В.Ю. Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями. - М.: Эксмо, 2007. 92 с.

3. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и инноватора. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.

4. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика: учебник, 2012.

5. Morris, M., Schindehutte, M., Allen, J. The entrepreneur's business model: toward a unified perspective. Journal of Business Research 2005.

6. Анализ мирового рынка светодиодной светотехнической продукции. URL: www.nprpss.ru.pdf

7. Анализ состояния и перспектив рынка светотехнической продукции в странах-участницах ЕАЭС. URL: http://mtop.rk.gov.ru.pdf