Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.03.2017

Управление заинтересованными сторонами проекта

Арнольд Маргарита Григорьевна
Студентка 4 курса факультета математической экономики, статистики и информатики, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Москва, Россия
Мельникова Анастасия Игоревна
Студентка 4 курса факультета математической экономики, статистики и информатики, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Москва, Россия
Аннотация: в статье описаны стратегии управления заинтересованными сторонами проекта, роль и влияние эффективного управления для успешного завершения проекта и компании в целом.
Ключевые слова: проект, заинтересованные стороны, управление проектом, управление заинтересованными сторонами
Электронная версия
Скачать (734.9 Kb)

Введение

На сегодняшний день управление заинтересованными сторонами проекта играет большую роль в достижении компанией успеха. Управление заинтересованными сторонами - это систематическая идентификация, анализ, планирование и осуществление действий, направленных на взаимодействие с заинтересованными сторонами по установлению связей, проведению переговоров и оценке влияния сторон на компанию. Заинтересованной стороной проекта является любой человек или организация, которые могут повлиять на стратегию проекта и его дальнейшее развитие. [1] Эффективное управление заинтересованными сторонами очень важно в эпоху активизации социальных сетей и онлайн-СМИ. Неправильное управление может привести к задержкам проекта, утечке ресурсов или прекращению проекта, однако правильное понимание и управление заинтересованными сторонами поможет снизить риски и обеспечить успешный проект.

Большинство проектов, программ и портфелей проектов будут иметь различные заинтересованные стороны с различными, а иногда конкурирующими интересами. Эти люди и группы могут оказать существенное влияние на конечный успех или неудачу работы.

Стратегии эффективного управления заинтересованными сторонами

1. Карта заинтересованных сторон

В рамках программы, карты заинтересованных сторон должны быть созданы на проектном и программном уровне под ответственностью менеджеров проекта и программы. Те заинтересованные стороны, которые заинтересованы в проекте, должны быть на карте на уровне проекта. Те, кто заинтересован в нескольких проектах или компании в целом под воздействием проектов, должны появиться на карте программного уровня, которая должна отражать их интересы и влияния в каждом из проектов. Такой подход гарантирует, что заинтересованные стороны появляются только в одном плане управления и исключает возможность утечки информации.

На начальном этапе проекта необходимо провести тщательный анализ потенциальных заинтересованных сторон, изучить ключевые факторы: интерес сторон к проекту, ожидания от проекта, предыдущие публичные заявления сторон о проекте при помощи исследований, интервью, мозгового штурма, контрольных листов для того, чтобы определить именно тех, кто подходит, и внести эти данные в карту заинтересованных сторон.

Важным также является идентифицировать внутренних заинтересованных сторон, таких как непосредственный персонал компании, поставщиков и подрядчиков, более широкие компании или альянсы и акционеров. Сопоставление внутренних заинтересованных сторон позволит выяснить, есть ли нужные ресурсы и эффективно ли работает вся команда.

2. Зоны влияния

Существует широкий диапазон зон влияния заинтересованных сторон: от положительного настроя и полной поддержки до вовлечения других членов проектной группы против проекта. Понимание уровней влияния позволит предсказать, как конкретный заинтересованный участник может напрямую взаимодействовать с проектной группой. [6]

Каждая заинтересованная сторона классифицируется в соответствии с потенциальным воздействием. Это, обычно, проявляется в виде матрицы, которая оценивает интерес и влияние по простой шкале: низкий / средний / высокий. Низкий уровень указывает на заинтересованную сторону, у которой мало возможностей изменить результаты проекта; средний указывает на стороны с существенным интересом к проекту - с уровнем полномочий, позволяющим вносить изменения в проект; высокий уровень у заинтересованной стороны, которая обладает значительными полномочиями влиять на решения, сроки или результаты проекта. Их также называют ключевыми заинтересованными сторонами. Этот анализ используется для разработки плана управления связями. Соответствующие стратегии и действия определяются для взаимодействия с заинтересованными сторонами в различных частях матрицы.

Например, с заинтересованными сторонами с низким уровнем угрозы и с низким уровнем кооперации стоит придерживаться стратегии наблюдения с целью отслеживания изменения их статуса. Менеджерам следует большое внимание уделять тем стейкхолдерам, которые обладают высоким потенциалом к кооперации, так как взаимодействие с ними может принести большую пользу в будущем и активно содействовать перемещению заинтересованных сторон из менее привлекательного сегмента в более привлекательный.

В контексте проектного управления перечень и характеристики заинтересованных сторон – ключевых участников проекта можно найти в Своде знаний об управлении проектами PMBoK: менеджер проекта; заказчик/пользователь; исполняющая организация; члены команды проекта; команда управления проектом; спонсор; офис управления проектом (PMO).[7]

3. Определение триггеров

Определение триггеров и мер по их снижению позволит избежать жалоб заинтересованных сторон на различные действия по проекту. Необходимо сопоставить список заинтересованных лиц с потенциально известными триггерами, такими как громкие или пыльные строительные работы, визуальные воздействия или нарушение рабочего графика. Оценка влияния, которое эти реакции могут оказать на проект, позволит придумать альтернативные решения для смягчения любых проблем, которые могут возникнуть.

4. Поиск возможностей

С точки зрения управления рисками, центром внимания могут стать те заинтересованные стороны, которые, скорее всего, вызовут срыв проекта. Не менее важны те заинтересованные стороны, которые положительно относятся к проекту или могут извлечь из него выгоду.

Очень важно определить именно этих заинтересованных лиц и исследовать возможности для использования их позитивного восприятия в качестве сторонников проекта.

5. Смягчение последствий

При хорошем понимании заинтересованных сторон, их влияния и триггеров следующим шагом является разработка плана смягчения последствий. На данном этапе подробно описываются риски, которые компания может понести, и то, как можно уменьшить влияние этих рисков.

Заключение

Шаги управления заинтересованными сторонами должны повторяться, так как пристрастия, представления и роли заинтересованных сторон меняются на протяжении всего жизненного цикла. Для каждого проекта необходима персонализация процесса управления заинтересованными сторонами, разработка их индивидуальных мотивационных профилей и уточнение взаимосвязей между заинтересованными сторонами.

Список литературы:

1. APM [Электронный ресурс] // URL: https://www.apm.org.uk/

2. Friedman A., Miles S. Stakeholders: Theory and Practice. Oxford: Oxford University Press, 2006

3. Rad P.F. Project Success Attributes // Cost Engineering. 2003

4. Pesqueux Y., Damak-Ayadi S. Stakeholder Theory in Perspective // Corporate Governance. 2005

5. Gibson K. The Moral Basis of Stakeholder Theory // Journal of Business Ethics. 2000

6. Corporate Education Group [Электронный ресурс] // URL: http://www.corpedgroup.com/

7. Грабарь В. В., Салмаков М. М. Анализ заинтересованных сторон проекта: методология, методика, инструменты // ARS ADMINISTRANDI. 2014. №2 С.36-44.