Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.03.2017

Реинжиниринг бизнес-процессов при создании электронной медицинской карты

Путькина Лидия Владимировна
кандидат технических наук, профессор кафедра информатики и математики, экономический факультет Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: В данной статье рассматривается реинжиниринг бизнес-процессов при создании электронной медицинской карты. В статье рассмотрены следующие бизнес-процессы: ведения медицинской документации, внутреннего контроля качества и автоматизации медицинской карты. В результате анализа бизнес-процессов и оценки положительных, связанных с частичной автоматизацией, и отрицательных, связанных с заполнением документов от руки, сторон предложено произвести реинжиниринг бизнес-процесса по ведению медицинской документации: вести медицинскую карту пациента в электронном виде. Распечатанная твердая копия является аналогом медицинской карты и имеет юридическую силу в том случае, если соблюдены условия, указанные в ГОСТе.
Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов, электронная медицинская карта, контроль качества
Электронная версия
Скачать (824.8 Kb)

Медицинская документация является основным объектом процесса внутреннего контроля качества медицинской деятельности.

Как правило, используется бумажная медицинская карта пациента, которая заполняется врачом вручную на приеме. Требования по ведению бумажной медицинской карты пациента регламентированы внутренним положением компании.

Медицинская карта пациента содержит в себе обязательный перечень документов, которые оформляются на конкретное посещение пациента или этап лечения, включающий в себя несколько посещений.

Бизнес-процесс ведения медицинской документации представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Бизнес-процесс медицинских документов

Рисунок 1 – Бизнес-процесс медицинских документов

При проведении анализа данного бизнес-процесса было выявлено, что часть обязательных для заполнения документов автоматизирована и заполняется посредством использования медицинской информационной системы «Журнал и электронная карта», а другая часть документов продолжает заполняться специалистами от руки.

В информационной медицинской системе «Журнал и электронная карта» заполнению подлежат «Анкета о здоровье пациента», «План лечения пациента» и «Информированное согласие на оказание медицинской услуги».

«Анкета о здоровье пациента» представляет собой список медицинских вопросов с вариантами ответа «Да» или «Нет». При первом посещении пациента «Анкета» распечатывается из программы пустая. При последующих посещениях «Анкета» распечатывается с предзаполненными полями для ответа в соответствии с ответами, которые дал пациент в предыдущий раз.

План лечения пациента формируется врачом путем выбора необходимых пациенту услуг из внедренного в программу классификатора услуг и указания необходимого количества этих услуг. Стоимость фиксируется автоматически в зависимости от прейскуранта, выбранной клиники. Далее план лечения подлежит распечатыванию и подписанию у пациента. Распечатанный план лечения содержит в себе полную информацию о перечне необходимых манипуляций и их стоимости, фамилию пациенту, фамилию врача, составившего план лечения, дату составления плана лечения, выделенное место для подписи врача и пациента.

Информированное согласие автоматически фиксируется в плане лечения в зависимости от выбранных в плане услуг. Далее информированное согласие подлежит распечатыванию и подписанию у пациента. Распечатанное информированное согласие содержит в себе инициалы пациента, инициалы врача, который оказывает медицинскую услугу, описание медицинской услуги, противопоказания и рекомендации, описание возможных последствий, дату печати информированного согласия, выделенное место для подписи врача и подписи пациента с расшифровкой фамилии.

Бизнес-процесс проведения контроля качества медицинской деятельности является частью глобального бизнес-процесса по управлению качеством медицинской деятельности.

Бизнес-процесс проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Бизнес-процесс внутреннего контроля качества
Рисунок 2 – Бизнес-процесс внутреннего контроля качества

Объектом бизнес-процесса является медицинская карта пациента (рис. 2). При выполнении данного бизнес-процесса задействованы трудовые ресурсы в виде администратора клиники и главного врача клиники:

  • Администратор клиники подбирает бумажные медицинские карты пациента и передает их главному врачу клиники, затрачивая при этом в среднем до 1,5 часов времени в смену.
  • Главный врач клиники, проверяя медицинскую карту:

- дает экспертную оценку качества проведения медицинской услуги на основании медицинской записи.

- проверяет наличие в медицинской карте обязательных подписанных пациентом документов.

- заполняет протокол проведения контроля качества медицинской деятельности.

Проверке подлежат минимум 50% медицинских карт пациентов, посетивших клинику в предыдущий день. Отбор медицинских карт для проверки происходит путем автоматического формирования списка по следующим условиям:

  • все медицинские карты пациентов, которые первый раз обратились в клиники.
  • все медицинские карты пациентов, лечение которых оплачивает страховая компания.
  • все медицинские карты пациентов, предыдущее посещение которых было шесть и более месяцев назад.

Если при отборе сформировано менее 50% медицинских карт пациентов от потока за предыдущий день, то медицинские карты добираются случайным образом.

После проведения анализа бизнес-процесса и оценки его положительных, связанных с частичной автоматизацией, и отрицательных, связанных с заполнением документов от руки, сторон было предложено произвести реинжиниринг бизнес-процесса по ведению медицинской документации: вести медицинскую карту пациента в электронном виде.

Был предложен новый бизнес-процесс ведения медицинской карты пациента, который учитывает требования законодательства РФ по ведению электронной медицинской карты пациента. Согласно ГОСТу основным документом электронной медицинской карты является электронная персональная медицинская запись (ЭПМЗ) – это любая персональная медицинская запись, которая сохраняется на электронном носителе.

При записи в электронную карту - персональной медицинской информации, необходимо соблюдать:

  • достоверность хранения информации;
  • определенный регламент прав доступа, конфиденциальность;
  • персонифицируемость (возможность определения автора и происхождение записи в любой момент).

Электронная персональная медицинская запись, предложенная для использования, обязана иметь следующие атрибуты:

  • идентификатор пациента;
  • дату и время;
  • идентификатор лица, создавшего запись;
  • идентификатор автора ЭПМЗ;
  • дату и время подписания ЭПМЗ.

Основное применения электронной персональной медицинской записи в электронной медицинской карте - в ее коллективности – отчуждении электронной персональной медицинской записи от ее автора и придании ей статуса официального медицинского документа путем проведения процедуры технического подписания.

Процедура технического подписания – это превращение незаконченной электронной персональной медицинской записи в законченную. Выполнив процедуру подписания, автор медицинского документа принимает на себя всю полноту ответственности за его содержание. После подписания электронной персональной медицинской записи – электронная карта приобретает статус официального медицинского документа и может быть использована для просмотра и распечатки всеми лицами, имеющими на это право. После подписания электронная персональная медицинская запись отчуждается от ее автора и не может быть им исправлена, изменена или удалена.

Рисунок 3 – Бизнес-процесс автоматизации медицинской карты пациента

Рисунок 3 – Бизнес-процесс автоматизации медицинской карты пациента

В рамках нового бизнес-процесса был предпринят ряд мер и шагов по автоматизации ведения медицинской карты пациента (рис. 3):

1. Разработаны шаблоны медицинских бланков в соответствии с требованиями законодательства РФ, подлежащие внедрению в информационную систему «Журнал и электронная карта»:

2. Разработано техническое задание на реализацию процедуры технического подписания. Основным требованием к организации данной процедуры является блокировка возможности исправления медицинских записей после ее исполнения.

3. Разработано техническое задание на организацию печати твердой копии электронной медицинской карты пациента. Твердая копия медицинской карты пациент является совокупностью нескольких ЭПМЗ, принадлежащих одному пациенту.

Распечатанная твердая копия является аналогом медицинской карты и имеет юридическую силу в том случае, если соблюдены условия указанные в ГОСТе.

Список литературы:

1. Minakov V. F., Ilyina O. P., Lobanov O. S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research. – 2014. – № 21 (1). – P. 190-196.

2. Галстян А.Ш., Глушко Д.С., Минаков В.Ф., Шиянова А.А. Повышение эффективности работы предприятий электросвязи на основе различных вариантов вложения средств // Инфокоммуникационные технологии. – 2007. – № 3. – С. 114–119.

3. Лобанов О.С., Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Методология ранжирования ресурсов в облачной инфраструктуре региона // Материалы 3-й научно-практической internet-конференции Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. – Ульяновск. – 2014. – С. 50-56.

4. Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Щугорева В.А. Облачные решения построения информационных систем управления ресурсами организации // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 1-1 (20). – С. 68-69.

5. Минаков В.Ф. Аналоговые и дискретные классы показателей инновационных проектов // Информационные технологии в экономике, управлении и образовании: Сборник научных статей. Ч.2. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – 2011. – С. 42-48.

6. Минаков В.Ф. Информационные потоки как фактор производства // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 11 (23). – С. 32.

7. Минаков В.Ф. Информация как фактор производства // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Материалы международной научно-практической конференции. – Нефтекамск: ООО «Наука и образование». – 2015. – С. 221-216.

8. Минаков В.Ф. Концепция мультиагентного анализа иерархий // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 3 (27). – С. 30.

9. Минаков В.Ф. Производственная волновая функция // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 10-1 (29). – С. 22-25.

10. Минаков В.Ф. Различия и сходства в периодизации теории поколений // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 12-2 (31). – С. 122-124.

11. Минаков В.Ф. Смарт инновации: понятие, сущность // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 1 (25). – С. 13.

12. Минаков В.Ф., Азаров И.В. Моделирование конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка // Terra Economicus. – 2006. – № 2. – С. 35–39.

13. Минаков В.Ф., Артемьев А.В., Лобанов О.С. Модель динамики технологических инноваций // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 2-1 (21). – С. 110-111.

14. Минаков В.Ф., Корчагин Д.Н., Король А.С., Галстян А.Ш., Азаров И.В. Оптимизация автоматизированных систем межбанковских расчетов // Финансы и кредит. – 2006. – № 20 (224). – С. 17–21.

15. Минаков В.Ф., Лобанов О.С., Минакова Т.Е. Аналоговые и дискретные метрики и модели оценки инноваций // Материалы 3-й научно-практической internet-конференции Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. – Ульяновск. – 2014. – С. 280-287.

16. Минаков В.Ф., Лобанов О.С., Остроумов А.А. Развертывание облачной инфраструктуры в региональном информационном пространстве // Научное обозрение. – 2014. – № 11-1. – С. 103-106.

17. Минаков В.Ф., Макарчук Т.А., Артемьев А.В. Модель Басса в управлении инновационным развитием отрасли связи России // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 8 (99). – С. 23-27.

18. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Математическая модель кумулятивного эффекта энергосбережения // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. – 2013. – № 1. – С. 197–199.

19. Минакова Т.Е., Минаков В.Ф. Энергосбережение – мультипликатор эффективности экономики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2013. – № 11-2 (18). – С. 60-61.

20. Минакова Т.Е., Минаков В.Ф., Лобанов О.С. Каскадная модель коммерциализации инноваций // Материалы 3-й научно-практической internet-конференции Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. – Ульяновск. – 2014. – С. 63-69.

21. Путькина Л. В. Реинжиниринг бизнес-процессов в сфере услуг на примере компании Xerox.//Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» 31 октября 2013 г. Часть 21: М-во обр. и науки РФ. Тамбов. Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». -2013. -С.91-92.

22. Путькина Л. В. Эффективность реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях СКС//Современные аспекты экономики. 2009. №4. С.32-34

23. Путькина Л.В. Применение инвестиционного проекта для создания нового предприятия сферы услуг // Электронный научно-практический журнал Nauka-rastudent.ru. – 2016. – No. 03 (027) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://nauka-rastudent.ru/27/3343/

24. Путькина Л.В., Пискунова Т.Г. Интеллектуальные информационные системы. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Санкт-Петербург, 2008. Сер. Библиотека гуманитарного университета Том Выпуск 37

25. Путькина Л.В., Якименко В.Н. Об опыте внедрения системы электронного документооборота (на примере ОАО «Усинскгеонефть») // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 11 (23) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/23/2982/