Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.03.2017

Культурная жизнь колхозного крестьянства Северной Осетии в 1920-1930-е гг.

Сосранова Залина Владимировна
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры новейшей отечественной истории исторического факультета Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова г. Владикавказ, Россия
Дзотцоева Залина Ермаковна
кандидат исторических наук Старший преподаватель кафедры новейшей отечественной истории исторического факультета Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова г. Владикавказ, Россия
Аннотация: Статья посвящена новым культурным явлениям в жизни осетинского социума в условиях модернизации общества в 1920-1930-е гг.
Ключевые слова: Северная Осетия, досуг, культурная жизнь, колхозное крестьянство
Электронная версия
Скачать (643.1 Kb)

Человек существуют в определенной культурной среде, в которой происходит становление его духовной сущности. В то же время в изменяющемся обществе возникает необходимость в формировании соответствующей ему новой культурной среды. Решение многих современных проблем лежит в учете взаимосвязи этих явлений. В этом плане особый интерес представляет досуг. Издавна досуг считался неотъемлемой стороной жизнедеятельности человека. Находясь в зависимости от состояния жизни общества, досуг подвергался изменениям наряду со всеми сторонами жизни российского общества. Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. В основе своей досуг имеет две функции: с одной стороны, восстановление сил человека, поглощаемых различными видами труда, а с другой - его духовное развитие. Социокультурный динамизм общественного развития в начале XX в. повлиял на состояние культуры села. Новые культурные явления в жизни осетинского социума стали заметно распространяться в условиях модернизации общества. Однако в этот период коренной чертой народной повседневности оставалась ее традиционность. Жизнь крестьянина проходила в рамках общины и семьи, которые играли важную роль в сохранении и воспроизводстве традиционного быта. Урегулирование общиной внутренней жизни крестьянского мира происходило на основе обычного права.

Сохранение традиционных черт в культуре во многом питала цикличность жизни крестьянского мира. Трудовой ритм села, чередование будней и праздников определялись сменяющимися природными циклами и характером работ в них. Каждое время года сопровождалось яркими по своей эмоционально-смысловой нагрузке праздниками - Пасхой, Праздником урожая, Джеоргуыба (Георгия Победоносца) и др., в которых продолжала сохраняться обрядность в сочетании с православной религиозностью [1].

Переходный период от традиционного к индустриальному, закономерно влечет за собой общественный конфликт и, потому, исследователи приходят к выводу, что «предъявляются весьма жесткие претензии к традиции и потому сам переход - это весьма болезненный и сложнейший аспект национально-культурной политики, требующий высочайшего профессионализма и знания политического объекта» [2].

В годы новой экономической политики наряду с существенными изменениями в экономической сфере происходили значительные перемены в реализации культурно­-досуговых форм. Анализ данной составляющей предполагается изучить на основе нескольких компонентов: 1)личных предпочтений субъектов в досуговой сфере; 2) условий для организации досуга, складывающихся под влиянием проводимой властями политики в досуговой сфере и сфере культуры (глобальные факторы); развитости инфраструктуры культурных учреждений, удовлетворяющих духовные потребности в узком смысле, в широком понимании - организовывавшие досуг населения на областном (локальные факторы) и местном уровне (местные факторы); 3) характера досуговой деятельности субъектов [3].

Большевики подразделяли досуг на негативный (гуляния, походы в гости), и позитивный (чтение, посещение рабочих клубов, участие в кружках, спорт и др.). Разумеется, власть прикладывала всевозможные усилия к тому, чтобы развивались преимущественно последние виды досуга. Крестьянская семья жила по законам ненормированного труда. На объем рабочего времени влияли многие факторы: особенности и размеры крестьянского хозяйства, время года, объем работ, погода, наконец, количество потенциальных работников в крестьянской семье. Оставшееся время могло быть свободным.

Общая трудовая нагрузка крестьян, включающая производственный труд в своем хозяйстве и труд в домашнем хозяйстве, в летний период у глав семейств достигала почти 14 часов в день, у домохозяек - 15,2 час.; у помогающих членов семей: у мужчин - 12,9, у женщин - 14,3. Это приводило к ограничению свободного времени: его величина составляла 2,2 часа у глав семейств, 1,2 часа - у помогающих членов, у домохозяек - 0,9 часа в день. Время на сон составляло 6,5 часов. Характерная особенность - большая величина «нераспределенного времени» у помогающих членов семьи - 2,1 часа. Это было обусловлено, по-видимому, тем, что время измерялось по солнцу, т.е. не контролировалось так тщательно, как теперь [4]. Зимний день крестьянина в силу сезонного характера сельскохозяйственных работ выглядел совершенно иначе. Производственный труд значительно сокращался: в среднем на члена семьи он составлял 3,3 часа. В результате дневная общая трудовая нагрузка уменьшалась у глав семей до 5 часов в день. Однако у женщин она и зимой была весьма значительной: у домохозяек - 13 часов [5]. В результате вырастала длительность других видов деятельности. У глав семей сон увеличивался более чем на 3 часа (составлял 9,3 часа), у домохозяек - на 1,5 часа. Увеличивалось свободное время: у глав семей оно достигало 3,5 часов, у домохозяек -1,1 часа, у работающих членов семьи - 2 часа. Значительно возрастало «нераспределенное время»: у глав семей оно составляло 4,8 часа в день.

Как же выглядел бюджет рабочего времени крестьянина в 1923 году? В расчете на год труд производственный и в домашнем хозяйстве, включая накладные затраты, составлял весьма значительную величину: в среднем на члена семьи -3810 час., в том числе у глав семей - 3035 час., у домохозяек - 4724 час. Величина свободного времени была сравнительно небольшой - в среднем около 7030 час. У глав семей она составляла 1034 час., т.е. около 1/3 их общей трудовой нагрузки; у домохозяек - 500 час., или около 1/9 части их трудовой нагрузки [6].

Как таковых выходных дней не было. Лишь религиозные праздники для крестьян традиционно считались выходными. Некоторые исследователи занимались расчетом бюджета времени сельского населения. По их данным в области в 1923 году один член крестьянской семьи располагал в средне в год около 3 часов 15 минут свободного времени ежедневно [7]. Этот показатель менялся в зависимости от времени года. В зимнее время он значительно увеличивался, в период активного сельскохозяйственного труда уменьшался.

Количество свободного времени у мужчин и женщин также различалось. Помимо сельскохозяйственных работ женщины были заняты еще и хозяйственно-бытовой деятельностью. Поэтому они располагали гораздо меньшим временем на досуг. В своем исследовании С.Г. Струмилин определил, что в 1922 году мужчина-рабочий мог отдыхать 2 часа 9 минут в день, отец крестьянского семейства имел 2 часа 44 минуты свободного времени летом и 8 часов 23 минуты - зимой, а его жена и в зимнее и в летнее время располагала 56 минутами досугового времени в год.

Функцию внедрения в сознание людей новых идей и ценностей должны были взять на себя различные учреждения культуры. Такими проводниками новой идеологии стали театры, музеи, кино. Новшеством большевиков были культурно­просветительские заведения. В городах это клубы, а в сельской местности - избы-читальни. Им поручалось и проведение различных форм досуга. Но у нового государства не хватало средств на содержание и финансирование таких учреждений. Положение усугублялось введенной политикой нэпа, в результате которой и без того скудное финансирование культурных заведений было сокращено. Часть из них государство перевело на самоокупаемость, и учреждения вынуждены были существовать исключительно за счет заработанных средств. Власти вынуждены были признать, что условия нэпа никак не способствовали распространению новых ценностей и идеологии в массах. Государство не имело возможности контролировать многие заведения, которые подверглись коммерциализации. Расширить же сеть культурно ­просветительских учреждений не удавалось, так как больших средств в стране с неустойчивой экономикой не имелось, поэтому их выделять не было возможности. Итак, в 20-х годах XX века массовый и элитарный уровни провинциальной культуры продолжали свое существование. Но такое положение постепенно менялось. Увеличивалась доля массовой культуры. К концу нэпа элитарная культура «растворилась» в массовой. Это" происходило под влиянием административной системы. Названная система, зачастую в жестком порядке, вовлекала население провинции в процессе освоения новой культуры. В 1920-е гг. была сформирована многоуровневая управленческая политструктура культурного строительства. Для данного аппарата управления были свойственны четкая организация, единая внутренняя структура его органов, оптимальные масштабы деятельности основных компонентов.

Список литературы:

1. Уарзиати В. Избранные труды. Кн.1. Владикавказ: Ир, 2007

2. Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы XX века. Нальчик: Эль-Фа, 2004

3. Колесьянкина И.И. Быт населения Карелии в годы НЭПа (1921-1929 гг.). Автореф. дисс...канд. ист. наук. Петрозаводск, 2003.

4. Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего в 1922 году // Струмилин С.Г. Избранные произведения в 5 томах. М.: Наука, 1953. Т.3. -317 с.

5. Крестьянские бюджеты Северной Осетии. Владикавказ, 1927. -25 с.

6. Крестьянские бюджеты Северной Осетии. Владикавказ, 1927.

7. Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего в 1922 году // Струмилин С.Г. Избранные произведения в 5 томах. М.: Наука, 53.T.3.C. 317.