Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
07.04.2017

К вопросу о защите коммерческой тайны экономических субъектов

Бояркина Алена Андреевна
студентка 2 курса экономического факультета Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Российская Федерация
Аннотация: В статье раскрывается понятие коммерческой тайны, анализируется зарубежный опыт её защиты. Особое внимание уделяется рекомендациям по организации режима коммерческой тайны на предприятии. В частности, рассматриваются методы, позволяющие отнести сведения к конфиденциальной информации, анализируются способы защиты коммерческой тайны, меры по обеспечению её охраны, выявляются причины коммерческого шпионажа.
Ключевые слова: коммерческая тайна, конфиденциальность информации, защита информации, промышленный шпионаж, режим коммерческой тайны
Электронная версия
Скачать (644.9 Kb)

Для эффективного функционирования предпринимательства большое значение приобретает информация, так как она является особым элементом деятельности предприятий и организаций. Кроме того, все теоретические и практические достижения науки напрямую связаны с информационными процессами.

В современном обществе информация становится товаром, и её получение, хранение, обработка, передача и использование регламентируются законами
товарно-денежных отношений. Вот почему успех любой коммерческой деятельности во многом определяется грамотным обращением с информационными потоками.

Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право защищать и охранять свои интересы и ценную информацию, в том числе и для обеспечения экономической безопасности предприятия. Одним из старейших способов защиты важной информации является институт коммерческой тайны.

С экономической точки зрения, коммерческая тайна – это сведения (производственные, технические, экономические), которые представляют собой коммерческую ценность и предоставляют предпринимателю определенное преимущество в конкурентной борьбе, но только до тех пор, пока они содержатся в секрете и неизвестны третьим лицам.

С юридической точки зрения, коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В зарубежной практике существуют разные определения коммерческой тайны и способы её защиты. Например, в США коммерческая тайна определяется как информация или технология, обладающая самостоятельной экономической ценностью, недоступная для других лиц, пытающихся извлечь из её разглашения и использования экономическую пользу, и в отношении которой соблюдены меры по охране ее конфиденциальности. Одним из важных признаков коммерческой тайны, исходя из американского законодательства, является необходимость принятия ее обладателем адекватных мер по обеспечению защиты ее секретности. К ним можно отнести подписание работниками соглашений о неразглашении коммерческой тайны, использование специальных технических средств, ограничивающих доступ к ней, заключение со всеми контрагентами, получившими информацию в рамках определенных соглашений, договоров о неразглашении предоставленных сведений. За нарушение прав обладателя коммерческой тайны законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет и штрафа в размере до полумиллиона долларов США. Если речь идет о краже секретной информации в интересах иностранных граждан и организаций, то предусмотрены повышенные наказания. Более того, законодательство предусматривает конфискацию собственности, с помощью которой было совершено соответствующее преступное деяние (к ней, например, можно отнести компьютерные сети, принтеры и т.д.). В американском законодательстве наиболее эффективным способом обеспечения защиты прав и интересов обладателя коммерческой тайны считается уголовная ответственность. Гражданская ответственность и предусмотренное возмещение убытков представляются недостаточными мерами для предупреждения информационных преступлений.

В Германии к коммерческой тайне относится информация, доступная только определенному ограниченному кругу лиц. В соответствии с германским законодательством, нарушение коммерческой тайны рассматривается как факт недобросовестной конкуренции. На практике применяются такие меры, как неразглашение работником конфиденциальных сведений после расторжения трудового договора, а также обязанность работника при увольнении оставить работодателю любые сведения и документы, содержащие информацию о его деятельности в организации.

В Японии действует специальный закон «О коммерческой тайне». Под коммерческой информацией понимаются сведения о технологии производства, продажи или любая информация о деятельности и бизнесе, которая неизвестна публике. Между работником и работодателем также заключается договор, обязывающий служащего не раскрывать информацию, приобретенную в течение службы. Характерной особенностью является то, что в японских компаниях предусмотрены различные формы поощрения работников за преданность фирме, разрабатывается моральный кодекс сотрудника. Поэтому Японии присуща система пожизненного найма, вследствие чего японский бизнес менее подвержен утечке информации.

В РФ отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне».

Первое, что необходимо решить предпринимателю при организации режима коммерческой тайны на предприятии, это определение сведений, которые составят коммерческую тайну. Есть некоторые методы, помогающие отнести те или иные сведения к конфиденциальной информации. Первый метод – тотальный, при котором организация относит к коммерческой тайне все сведения кроме тех, которые запрещено скрывать в соответствии с законом (например, сведения о составе имущества государственного предприятия, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о задолженности по выплате заработной платы и др.). Второй метод – заимствованный, при котором фирма узнает, какую информацию партнеры и конкуренты рассматривают как коммерческую тайну на своих предприятиях, а затем поступает точно так же у себя. Еще один метод – аналитический, когда руководство организации пытается понять, какая именно информация могла бы заинтересовать конкурентов. Четвертый
метод – экспертный. В данном случае на предприятие приглашаются независимые специалисты для оценки информации. И наконец – «метод пазлов». При использовании этого метода часть информации официально оформляется в качестве коммерческой тайны, а о другой части умалчивается. Данный метод препятствует целостному понимаю коммерческой тайны не только конкурентами, но и собственными сотрудниками.

Второе, что необходимо сделать, это ограничить доступ к информации, являющейся конфиденциальной. Для этого устанавливается порядок обращения с подобной информацией. На каждом предприятии принимается «Положение о коммерческой тайне», которое основывается на федеральных законах, но разрабатывается с учетом специфики деятельности и документооборота конкретного предприятия. Все меры безопасности, защиты секретной информации от несанкционированного доступа как извне, так и внутри предприятия должны быть прописаны в этом документе. Контроль за выполнением и соблюдением такого порядка возлагается, например, на начальника службы безопасности.

К мерам по обеспечению конфиденциальности информации можно отнести:

- оформление списка лиц, имеющих право допуска к коммерческой тайне.

- нанесение на материальные носители, содержащие секретную информацию, грифа «Коммерческая тайна».

- установление четких предписаний по обращению коммерческой тайны и разработку внутрифирменных правил. Сюда же можно отнести выплату компенсаций за создание коммерческой тайны и работу с конфиденциальной информацией.

- изоляцию определенных структурных подразделений фирмы и ограничение доступа к ним для сотрудников других направлений.

- разработку порядка и контроль за проведением закрытых совещаний.

- установку технических средств охраны.

- ознакомление работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с установленным режимом по работе с секретными документами, с мерами ответственности за нарушение режима работа с конфиденциальными сведениями.

- заключение с работниками соглашений о неразглашении коммерческой тайны.

Само понятие коммерческой тайны тесно связано с таким явлением как промышленный шпионаж. Существует несколько причин его распространения. Во-первых, использование уже готового ноу-хау (секрета производства) кажется экономически более выгодным, так как можно избежать затрат на собственные дорогостоящие исследования, эксперименты и нововведения. Во-вторых, в качестве истоков промышленного шпионажа признается несовершенство законодательства, регулирующего сферу коммерческой тайны. В-третьих, в определенной степени хищение коммерческой тайны стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу. Киберпреступность, хакерские атаки, прослушивающие устройства – все это инструменты коммерческого шпионажа.

Таким образом, на сегодняшний день существует много рисков хищения, утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Поэтому предприниматели и собственники информации всерьез озабочены разработкой и реализацией мер по обеспечению сохранности конфиденциальных сведений. В современном информационном обществе выработка эффективных мер защиты коммерческой тайны является важной составляющей деятельности любой организации на пути к ее успеху и процветанию.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне».

2. Архипова Н.Ю., Архипов М.В. Порядок защиты и охраны предпринимательской информации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С.8-12.

3. Байгулова А.А., Бояркина А.А., Степанова В.А. Основные подходы к антикризисному управлению предприятием // Успехи современной науки, 2017. Том 3, №1. С.11-13.

4. Занин К.А. Коммерческая тайна как гражданско-правовой институт: общая характеристика, порядок применения и пределы защиты // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С.147.

5. Коровяковский Д. Г. Защита коммерческой тайны предприятия: теоретические и практические аспекты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 3. С.71-73, 76-77.

6. Махмутов А.Х., Пескова Д.Р. Коммерческая тайна как элемент теневой экономики // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С.97-98.

7. Пескова Д.Р., Ахмедзянов Д.А. Развитие инновационной деятельности на основе применения механизма формирования коммерческой тайны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 16. С.16-18 .