Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
07.04.2017

Коррупция и ее последствия в Российской Федерации

Приймак Софья Александровна
Магистрант 2 курса кафедры государственно-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы коррупции в Российской Федерации, излагаются факторы, способствующие формированию коррупции, воздействие коррупционных процессов на государство, классификация и непосредственные примеры, а также способы борьбы с коррупцией в Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционный, коррупциогенные факторы, противодействие коррупции
Электронная версия
Скачать (680.6 Kb)

Проблемы коррупции возникают с древнейших времен, являясь неотъемлемой частью жизни общества, сопровождающей его в течение всего развития. Еще с того времени, когда за взяточничество отрубали пальцы и руки. В наши дни проблема коррупции является актуальной и широко распространенной, чем вызывает большие дискуссии.

Проблему возникновения коррупции далеко не сразу стали связывать с проблемами и пробельностью в государстве и праве, тем самым отдаляя пути решения данной проблемы. Основы проблемы коррупции стоит искать в государственном устройстве, слабых гарантиях конституционализма, неверной государственно-правовой политике.

Коррупция в Российской Федерации представляет угрозу ее национальной безопасности, не дает возможность нормальному экономическому развитию страны, а также снижает уровень доверия граждан. Таким образом, растет правовой нигилизм, нежелание участвовать в жизни общества, убежденность в неизменности состояния коррупции в различных ветвях власти. В современной российской науке коррупция рассматривается как «фактор системной дестабилизации общества и государства». [1]

Проблема возникновения и развития коррупции закладывается в сознании, в восприятии коррупциогенных факторов – как естественных в окружающем нас мире. Без повышения уровня правосознания, воспитания правильных ценностей невозможно снизить уровень коррупции в Российской Федерации.

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ дается понятие коррупции в, а именно: «коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Важно отметить, что коррупция выражает не просто общепринятое понятие «злоупотребление государственной властью» (так мы ограничиваем проблематику данной темы), а выражается в злоупотреблении управления общественной властью. Коррупционная деятельность носит антиобщественный характер. Коррупционные действия сводятся к выполнению или невыполнению должностным лицом своих обязанностей в обмен на определенные блага с целью извлечения из этого выгоды.

Большой проблемой является такой вид коррупции как верховая (элитарная). Именно с помощью нее решаются крупные проблемы бизнеса. Если подробно изучать тему коррупции, ее классификацию, генезис, то можно столкнуться с такими проблемными вопросами, которые сложно представить. Так, например, существует такой вид коррупции как институциональная – это вид коррупции, при которой государственно-властные решения принимаются ни те, что в интересах общества, даже не в интересах частного бизнеса. Решения в данном случае принимаются в интересах коррумпированных бюрократических структур. Это некое сочетание административной и политической коррупции. [2] Коррупция в Российской Федерации является высоко латентной, как правило, выгодна обеим сторонам сделки.

Еще одним не менее важным фактором в формировании коррупции является конфликт интересов. «Конфликт интересов не только ставит под угрозу ценности института государственной (муниципальной) службы, но и поражает организационные, правовые, и нравственные основы государства в целом. Конфликт интересов:

- заменяет публичный интерес частными интересами;

- подрывает «правление закона» и требование законности;

- нарушает принципы толерантности, равенства и прозрачности в пользу частных интересов государственных (муниципальных) служащих, обладающих секретным и привилегированным доступом к публичным ресурсам (материальным, финансовым, информационным и др.)» [3].

Так, например, для отсутствия конфликта интересов на уровне государственно-правового регулирования создан принцип разделения властей, те необходимые сдержки и противовесы, которые не позволяют узурпировать власть.

Для реализации коррупционной сделки необходимы мотивы. На основании этих мотивов можно дать классификацию коррупции: коррупция в личных целях (как правило, это обнародованные взятки в крупных размерах с целью обогащения) и коррупция в интересах близких людей (родственников, друзей, коллег). Необходимо учитывать тот факт, что незаконные действия и попустительство человек может осуществлять под прямым руководством начальства, что, несомненно, не освобождает его от ответственности.

Коррупционные процессы в полной мере могут воздействовать на государственность: ограничение народовластия (например, фиктивные выборы), ограничение принципа разделения властей (например, зависимость судей от исполнительной власти), ограничение политического плюрализма (устранение неугодных власти политических партий). Тем самым коррупционные процессы в действительности становятся опасными для национальной безопасности, для общества и его стабильности.

Динамика коррупции и ее масштабы дают нам понять, что актуальность борьбы с коррупцией, пути решения этой проблемы как никогда важны. Бороться необходимо не только с последствиями коррупции, но и с факторами ее порождающими. Экономический упадок, неверная государственно-правовая политика, отсутствие действительно работающей схемы контроля над всеми органами, несовершенство законодательства - все это порождает рост коррупции в Российской Федерации.

Соблюдение принципа «публичности» является важной гарантией защиты от злоупотребления властными полномочиями. В случае огласки коррупциогенных факторов под вопрос ставится деятельность государственного органа и его руководства. Такие меры конституционно-правовой ответственности как вотум недоверия и досрочное прекращение полномочий ограничивают от участия в коррупционной направляющей. Принцип публичности не закреплен в законодательстве в полной мере и есть ограничения, которые дают возможность трактовки и использования правовых норм в корыстных целях. Во-первых, это отсутствие полной информации об издаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления правовыми актами, во-вторых, это использование режима охраняемой законом тайны, в том числе государственной тайны, где присутствует обобщенность формулировок, сведения об объектах недоступны для ознакомления. Однако в соответствии с принципами конституционализма данные сведения должны относиться к секретным не сами по себе, а при определенных условиях, которые необходимо обозначить в законодательстве [4].

Именно о коррупции все чаще говорится на государственном уровне, о необходимости бороться с ней. Однако не только правящая партия говорит о необходимости борьбы с коррупцией, так буквально недавно был выпущен широко обсуждаемый в интернете ролик «Он вам не Димон». Опубликовано расследование Фонда борьбы с коррупцией под руководством А.А. Навального, осуждающее получение взяток и коррупцию у верхушки власти. Этот ролик получил долю одобрения, долю осуждения. Но именно его существование, обнародование и обсуждение говорит о том, что наше общество движется, формируется гражданское общество, готовое выступать против коррупции и ее составляющих.

Важнейшей задачей на пути борьбы с коррупцией является ее предупреждение. Для этого необходимо проводить анализ существующих коррупционных составляющих, осуществлять полноценный мониторинг коррупциогенных факторов, в том числе в нормативных правовых актах и правовых актах, определять четкие антикоррупционные стандарты, которые позволят сократить количество коррупционных фактов, формировать гражданское общество, способное осуществлять контроль, создавать тесное взаимодействие государственных и общественных структур для борьбы с коррупцией, принятие антикоррупционного законодательства с нормами только прямого действия и обязательной реализацией его на практике, ужесточение наказания за участие в коррупционных составляющих, использование СМИ для пропаганды противостояния коррупции.

И, наконец, одно из самого важного в рамках борьбы с коррупцией: «Как отметил на встрече с редколлегией «Парламентской газеты» заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьев: «Вопросы воспитания в человеке честности, порядочности, отвращения к злоупотреблению служебным положением, бытовому хамству, цинизму и лицемерию решаются сначала в семье, потом в школе, а затем в дальнейшем образовательном и воспитательном процессе. И если этот момент упущен, скажем, из-за неважности, а важно лишь поменять законы, то ничего не сможем добиться в целом в противодействии коррупции» [5].

Таким образом, проблема коррупции в Российской Федерации и пути ее решения являются актуальными и необходимыми для рассмотрения и изучения в целях создания стабильного, сформированного общества.

Список литературы:

1. Аверкиев Д.Г. Спрос и предложение государственных властных ус- луг: институциональный анализ / И.В. Аверкиев, Д.Г. Галицкий, Г.В. Калягин, П.В. Крючков, Е.Н. Кудяшова, С.Г. Маковецкая, Д.М. Сорк, В.Л. Тамбовцев. – М.: ИИФ «СПОРОС» КонфОФ. 2005. – С.66.

2. Бейдина Т.Е. Факторы эффективности национальной безопасности Российской Федерации: коррупциогенный фактор как дестабилизатор системы управления безопасностью / Бейдина Т. Е., Лобцова О. В. // Вестник Забайкальского гос. ун-та. 2013. № 03 (94). С. 54; Меньшенина Н. Н. Коррупция как фактор системной дестабилизации на Дальнем Востоке России // Россия и АТР. № 2. 2008. – С. 116-124.

3. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов в системе государственного и муниципального управления; проблема нормативного правового определения понятия // Законодательство и экономика. №3. 2016. – С. 16.

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н.Синцова, В.Н.Бугрова и А.К.Никитина // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.

5. Попов В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодействия. М.: АИПНБ. 2012. – С. 121. URL: http://www.iifrf.ru/files/sections/260/7-korrupciya.pdf (дата обращения: 30.03.17).