Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
17.05.2017

Внутренний контроль налоговых обязательств и расчетов организации

Бурдак Анастасия Андреевна
студент отделения Экономики, управления и коммерции Тюменский Техникум Индустрии Питания, Коммерции и Сервиса Тюмень, Россия
Аннотация: Налоговый контроль принято рассматривать в качестве государственной функции. Система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов совершенствуется по мере развития налогового администрирования. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на обеспечение бизнеса надёжной информацией, сохранности активов, защиту информации и эффективности хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: внутренний контроль, налоговый контроль, финансовые риски, налоговые риски, контроль налоговых расчетов
Электронная версия
Скачать (762.9 Kb)

Нередко опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений выступает признаком налогового риска. Ситуация, когда организация не задолжала, а переплатила государству также не является исключением. Таким образом, все это характеризует финансовые потери организации.

Изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика являются неотъемлемой частью внешних причин возникновения негативных последствий для организации.

Зачастую отсутствие системы внутреннего налогового контроля, включающего в себя оценку последствий хозяйственных операций организации и контроль налоговых обязательств, и налоговых расчетов являются внутренними причинами отрицательных результатов деятельности организации.

Созданию финансовой устойчивости и стабильности для деятельности организации способствует соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты, что является основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов.

Ключевыми задачами внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются:

  • минимизирование налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);
  • создание действенной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;
  • предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;
  • своевременная подготовка, достоверность и полнота всех форм налоговой отчетности [3, с. 14].

Разработка конкретных правил и процедур, регламентирующих работу структурного подразделения и сотрудников организации, а также определение необходимых для такой работы инструментов является обязательным шагом для достижения поставленных целей внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов [1, с. 22].

Порядок контроля налоговых расчетов может быть таков:

1. Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами.

2. Сопоставление с налоговыми органами расчетов по уплаченным налогам и сборам.

3. Проведение проверки на соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренним документам (учетной политике, положениям по налоговому учету). Система налогового учета создается непосредственно самим налогоплательщиком на основе норм последовательности применения правил бухгалтерского учета. Также могут быть созданы обособленные регистры налогового учета [3, с. 53].

4. Контроль обоснованности использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок, налоговых вычетов. Частью такого контроля является проверка наличия документов, подтверждающих правомерность использования налоговых льгот и налоговых вычетов в соответствии с условиями п. 6, 8 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Проведение анализа форм налоговой отчетности за предыдущие периоды.

6. Отслеживание правильности оформления и заполнения документов налоговой отчетности. Также проверка полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения.

7. Контроль за соблюдением сроков уплаты в бюджет налогов и сборов [3, с. 67].

Также будет уместным разработать процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого организацией значительная часть которых приходится на НДС и налог на прибыль.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по НДС:

  • полное и правильное формирование налоговой базы и расчет сумм налоговых вычетов;
  • своевременное формирование налоговой базы (момент определения налоговой базы по различным видам операций) и сумм налоговых вычетов (момент принятия НДС к вычету);
  • верное и обоснованное применение освобождения от налогообложения, правильное применение налоговых ставок;
  • правильное отражение сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом";
  • сопоставление сумм, полученных авансом, с суммами НДС, начисленного с полученных авансов;
  • подтверждение налоговых вычетов соответствующе оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами;
  • обоснованное внесение исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль:

  • верное определение доходов и расходов, в т.ч. по методу начисления и кассовому методу;
  • проверка целесообразности выбранного метода расчетов;
  • проверка обоснованности применения налоговых льгот;
  • установление порядка формирования налоговых вычетов;
  • соблюдение норм при исчислении налога на прибыль, правильное определение суммы ежемесячных авансовых платежей на предстоящий квартал;
  • определение стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации; проверка на наличие арифметических ошибок.

Выбор контрагента и проявление соответствующей осторожности при этом выборе является одним из важных процессов, входящим в контроль за исполнением налоговых обязательств.

Мероприятия, проводимые для проверки правоспособности контр­агента:

  • направление запроса в налоговый орган или проверка факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ с помощью электронных ресурсов;
  • проведение запроса у контрагента учредительных, регистра­ционных документов и лицензий, а также проверка учре­дительных и уставных документов;
  • сверка документов, подтверждающих полномочие лиц, действующих от имени контрагента;
  • анализ и оценка деловой репутации контрагента;
  • анализ платежеспособности контр­агента;
  • оценка рисков неисполнения договора и предоставление контрагентом обеспечения (гарантий) их исполнения.

Наличие необходимых ресурсов (основных средств, мощностей, оборудования) и соответствующего опыта, а также квалифицированного управленческого или технического персонала говорит о том, есть ли у того или иного контрагента возможность выполнения обязательств по договорам.

Наличие копий налоговых деклараций и бухгалтерского баланса с отметкой налогово­го органа об их получении является подтверждением факта исполнения контрагентом своих налоговых обязательств.

Кроме того, обширное количество документов о контрагенте может носить формальный характер. Из этого следует, что при выборе контрагента следует руководствоваться прин­ципами разумности и целесообразности.

Контроль за наличием подтверждения реальности хозяйственных операций контрагента может подтверждаться следующими обстоятельствами:

  • действительность договора поставки (выполнения работ, оказания услуг) – динамика заключения договора;
  • реальность доставки товара (оказания услуг) от контрагента налогоплательщика (или посредством налогоплательщика) – транспортная логи­стика.

Дополнительный перечень мероприятий, необходимых при проведении внутреннего контроля:

  • составление прогноза налоговых обязательств;
  • проведение проверки на наличие и правильность оформления пер­вичных документов;
  • контроль за своевременностью и правильностью исполне­ния налоговых обязательств;
  • контроль и управление уровнем дебиторской задол­женности.

Объем процедур, проводимых при внутреннем контроле налоговых обяза­тельств и налоговых расчетов, имеют значительную зависимость от масштаба размера и организационной струк­туры организации, сферы ее деятельности, перечня уплачи­ваемых налогов и других факторов.

В пределах общего внутреннего нало­гового контроля обязанность по контролю налоговых обязательств и налоговых расчетов может возлагаться на соответствующее подразделение (отделы), но также может осуществляться и без подобного выделения, а задачи могут распределять­ся между несколькими отделами организации.

Участниками внутреннего налогового контроля будут являться:

  • руководитель организации;
  • руководитель функционального подразделения, ответственного за налоговый и бухгалтерский учет;
  • сотрудники соответствующего подразделения.

Структура подразделения может периодически корректи­роваться и меняться. Есть необходимость также разработать механизмы и процедуры взаимодействия с другими структурными подразделениями организации.

Необходимо также периодически уточнять задачи, стоящие перед подразделением внутреннего контроля, так как стратегия организации может претерпеть изменения с течением времени.

Инструментами внутреннего контроля могут являться:

  • внутренние регламенты, контролирующие процедуры внутреннего контроля;
  • должностные инструкции сотрудников структурного подразделения;
  • автоматизированные программы учета, иное програм­мное обеспечение;
  • специальная (профессиональ­ная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законо­дательства (проведение мониторинга нормативно-право­вой базы).

Мероприятия по проведению внутреннего контроля должны строиться на основе принципов регулярности и систем­ности, т. е. охватывать все текущие налоговые обязатель­ства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами организации, не реже одного раза в отчетный период по соответствую­щему налогу. Результаты проведения процедур внутрен­него контроля налоговых обязательств и налоговых рас­ четов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководств компании.

Таким образом, внутренний конт­роль налоговых обязательств и налоговых расчетов организации можно назвать одной из важнейших функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом. Улучшению финансовых показателей организации способствует правильно организованный внутренний контроль, позволяющий существенным образом снизить количество нало­говых ошибок. Помимо контрольной, данные мероприятия могут быть использованы для оцен­ки адекватности системы управления и служить основой определенных управленческих решений.

Список литературы:

1. Балдин К. В. Управление рисками / /ЮНИТИ – ДАНА. – 2012. – 511 с.

2. Когденко В. Г. Развитие концепции внутреннего контроля //ООО Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ. – 2013. – № 14 (152). – С. 2 – 12.

3. Шестакова Е.В. Налоговая оптимизация //РОСБУХ. – 2012. – 346 с.