Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
04.08.2017

Обеспечение безопасности и государственная защита потерпевших в России

Героев Адам Хизирович
магистрант 3 курса кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы обеспечения государственной защиты потерпевших в Российской Федерации. Отмечается, что целью такой защиты является предотвращение преступных посягательств и противоправных  воздействий в отношении потерпевших.
Ключевые слова: потерпевший, государственная защита, меры безопасности
Электронная версия
Скачать (636.2 Kb)

Для предотвращения и пресечения преступных посягательств и противоправных воздействий на потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства правоохранительные органы Российской Федерации и их подразделения, должностные лица обязаны использовать имеющиеся в их распоряжении уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные и организационно-технические возможности.

В соответствии с законом меры государственной защиты могут быть применены к таким участникам уголовного судопроизводства, как потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, (обвиняемый, подсудимый), их представители, осужденный, оправданный. Среди иных участников уголовного судопроизводства государственной защите подлежат эксперт, специалист, переводчик, понятой, психолог, а также гражданский истец, ответчик и их законные представители. Согласно УПК РФ при наличии реальной угрозы, меры безопасности могут быть применены и к близким родственникам участников. Лица, в отношении которых вынесено постановление о применении мер государственной защиты, именуются «защищаемые лица».

Государственную защиту осуществляют в Российской Федерации следующие органы:

1) принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

2) осуществляющие меры государственной безопасности;

3) осуществляющие меры социальной защиты.

Чаще всего противоправным воздействиям подвергаются потерпевшие. Давление на последних может выражаться в оскорблении, угрозах убийством, расправы, уничтожения личного имущества; а также применения физического насилия; шантаж или угроза разглашения порочащих честь и достоинство личности сведений; подкуп или попытки подкупа; умышленное уничтожение или порча личного имущества, похищение родственников и иных близких людей и т.д. Именно с этим связано принятие в 2004 г. федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Указанный закон установил меры по государственной защите и социальной поддержке потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса. Это меры безопасности, направленные на защиту жизни, здоровья и имущества и меры социальной поддержки лиц, нуждающихся в государственной защите. Данный закон также определил, на каких основаниях и в каком порядке они применяются [3].

Основаниями для применения мер безопасности в отношении потерпевшего выступают:

- наличие реальной угрозы убийства лица;

- наличие угрозы насилия над ним;

- уничтожение или повреждение имущества защищаемого лица, сопряженное с его участием в уголовном производстве.

Решение о применении в отношении лица мер государственной защиты принимают соответствующие органы. Для осуществления мер государственной защиты необходимо письменное заявление лица, или его письменное согласие. В отношении несовершеннолетних меры государственной защиты осуществляются на основании письменного заявления его родителей, усыновителей, или уполномоченных представителей органов опеки и попечительства или же с их письменного согласия.

При получении заявления об угрозе убийством, насилия, уничтожения или повреждения имущества либо иного опасного противоправного деяния, суд, прокурор, начальник органа дознания или следователь обязаны проверить это заявление в течение трех суток (в отдельных случаях, заявление должно быть рассмотрено немедленно). После рассмотрения заявления принимается решение о предоставлении мер безопасности в отношении его, либо в отказе о применении таких мер. О принятом решении выносится соответствующее постановление (определение). Копии постановления в тот же день направляются лицу, в отношении которого они приняты. Также копия постановления о применении меры пресечения в тот же день направляются лицу, в отношении которого они приняты, и в орган, который осуществляет меры безопасности. Постановление о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, в суд. Жалоба рассматривается в течение 24 часов с момента ее подачи, в случае ее удовлетворения избираются меры безопасности, и способы их применения.

В отношении потерпевшего могут быть применены как одна, так и несколько мер одновременно:

1) личная охрана;

2) охрана жилища и имущества;

3) выдача специальных, индивидуальных средств защиты;

4) обеспечение связи и оповещение об опасности;

5) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов;

8) изменение внешности;

9) смена места работы, учебы;

10) временное помещение в безопасное место.

Эти и другие меры предусмотрены законодательством РФ. Если возникает необходимость применять другие меры безопасности, или есть необходимость изменить существующие меры безопасности, то об этом немедленно информируются суд, прокурор, начальник органа дознания или следователь, в чьем производстве находится заявление о преступлении или уголовное дело. После устранения существующей угрозы безопасности, соответствующие органы заявляют ходатайство об отмене мер безопасности.

Если «защищаемое лицо» погибает в связи с его участием в уголовном процессе, то на основании законодательства Российской Федерации членам его семьи, а также лицам, находившемся на его иждивении выплачивается единовременное пособие. А в случае причинения телесных повреждений или другого вреда здоровью лица, находящегося под государственной защитой, в результате чего последний становится инвалидом, то ему также выплачивается единовременное пособие, и устанавливается пенсия по инвалидности.

Основаниями для отмены применяющихся мер безопасности являются: устранение существовавшей угрозы безопасности или нарушение лицом условий договора, заключенного органом, который осуществляет безопасность с защищаемым лицом. Также меры безопасности могут отменяться по письменному заявлению защищаемого лица. Заявление подается в орган, который вынес постановление о применении соответствующих мер государственной защиты.

Отменяются же меры безопасности только после вынесения постановления органом, принявшим решение об осуществлении государственной защиты, либо после вынесения постановления органом, у которого находится дело в производстве с постановлением об осуществлении государственной защиты. Лицо может обжаловать постановление об отмене мер государственной защиты в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов с момента ее подачи.

В постановлении об отмене меры безопасности освещаются вопросы по восстановлению имущественных и личных неимущественных прав защищаемого лица. При постановлении приговора по уголовному делу, суд также выносит постановление об отмене или же о дальнейшем применении мер безопасности.

Осуществляя меры безопасности в отношении определенного лица, государство обязано соблюдать конфиденциальность в отношении этого лица. Решения, выносимые органами, обеспечивающими государственную защиту, принимаемые в соответствии с их компетенцией, должны исполняться в обязательном порядке должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, которым они адресованы [1, с. 115].

В соответствии со ст. 23 УПК РФ находящиеся под государственной защитой лица имеют право:

1) знать о своих правах и обязанностях;

2) требовать обеспечения личной и имущественной безопасности;

3) данные лица также вправе требовать применения мер социальной поддержки в предусмотренных законом случаях;

4) знать о принятых мерах безопасности в отношении себя и своих родственников;

5) в соответствии с действующим федеральным законом лица, находящиеся под государственной защитой, вправе обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности;

6) обжаловать в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд решения и действия органов, обеспечивающих меры безопасности;

7) на получение психологической помощи.

Важно сказать и о том, что помимо прав, лица, находящиеся под государственной защитой, имеют и соответствующие обязанности, в частности:

- такие лица обязаны выполнять все требования органов, осуществляющих государственную защиту;

- лицо обязано незамедлительно сообщить органам, обеспечивающим его защиту, о каждом случае угрозы или иных противоправных действиях в отношении него;

- хранить в тайне сведения о применяемых мерах государственной защиты;

- обращаться с имуществом, предоставленным ему органами, осуществляющими государственную защиту, в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Органы, осуществляющие государственную защиту в свою очередь, вправе:

1) делать запрос в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также физическим и юридическим лицам и получать сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;

2) избирать меры безопасности, которые предусмотрены федеральным законом, при необходимости изменять или дополнять эти меры;

3) требовать точного исполнения требований органов, которые осуществляют меры государственной защиты;

4) заявлять ходатайство о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;

5) проводить оперативно-розыскные мероприятия в установленном законодательством порядке [4].

Органы, осуществляющие государственную защиту потерпевших, обязаны:

- на каждый случай возникновения угрозы в сторону лица, находящегося под государственной защитой, немедленно реагировать;

- осуществлять необходимые меры безопасности и меры социальной поддержки;

- вовремя проинформировать защищаемых лиц о применении, изменении, дополнении и об отмене меры безопасности в отношении них, а также о принятых решениях, связанных с обеспечением государственной защиты;

- разъяснять лицу, находящемуся под их защитой, его права и обязанности при объявлении постановления или определения об осуществлении в отношении него мер государственной защиты;

- принимать все необходимые меры по оказанию психологической помощи лицу, которое находится под их защитой [2, с. 29].

Таким образом, подводя итоги сказанному выше, отметим следующее. Во-первых, в отношении потерпевшего и иных участников уголовного процесса, могут применяться меры государственной защиты. Основанием для осуществления мер государственной защиты является наличие угрозы к лицу любого характера. Во-вторых, решение об осуществлении мер государственной защиты, об изменении или об отмене принимают соответствующие органы, о чем выносятся соответствующие постановления. В-третьих, в процессе осуществления мер государственной защиты как лица, в отношении которых они применяются, так и государственные органы и должностные лица наделяются соответствующими правами и обязанностями, выполнение которых является необходимым условием обеспечения безопасности потерпевших, постановления законного и обоснованного приговора по конкретным уголовным делам.

Список литературы:

1. Исмагилов Р.А. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: уголовно-процессуальный аспект // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. № 3.

2. Томилова Н.С. Принципы государственной защиты свидетелей и потерпевших: актуальность и проблемы // Безопасность бизнеса. 2008. № 3.

3. ФЗ от 20.08.2004 г. №119-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

4. ФЗ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 6.07.2016) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.