Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.09.2017

Правовое регулирование дистрибьюторского соглашения

Алибекова Зебо Рустамовна
Аспирант второго года очной формы обучения Российский Университет Дружбы Народов, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы правового регулирования дистрибьюторского соглашения, активно применяемого в предпринимательской деятельности, но, на сегодняшний день, не получившего закрепления в законодательстве РФ. Проведен анализ правового регулирования дистрибьюторского соглашения в различных зарубежных странах.
Ключевые слова: вертикальные соглашения, дистрибьюторское соглашение, договор, непоименованный договор, правовое регулирование
Электронная версия
Скачать (649.5 Kb)

В современных политико-правовых и экономических условиях огромную роль играют рыночные отношения, которые направлены на создание договорных связей, приводящих, в свою очередь, к появлению дистрибьюторского соглашения, которое позволяет организовать на договорных основах сбыт или продажу определенного товара на определенной территории. Сущность договора состоит в том, что продавец предоставляет дистрибьютору все права на продажу определенного товара на указанной в соглашении территории на условиях и в порядке, обусловленных этим соглашением.

На данный момент гражданское законодательство не содержит нормативно закрепленного определения для дистрибьюторского договора, как, впрочем, и не рассматривает его как договор, нуждающийся в самостоятельном закреплении в нормах ГК РФ.

В отличие от отечественных гражданско-правовых отношений, зарубежный опыт применения дистрибьюторских соглашений является более серьезным и рассматриваемые соглашения обширно применяются производителями (поставщиками) с целью реализации собственных товаров на определенной территории, в частности, когда по каким-либо обстоятельствам создание в данном регионе филиальной сети является затруднительным.

Проведённый комплексный теоретический анализ научно-правовых источников по исследуемому вопросу продемонстрировал следующее.

Distributorship в Соединённых Штатах Америки дает возможность дистрибьютору право вступать в контакт с несколькими изготовителями подобных товаров, что считается удобной альтернативой договору франчайзинга и агентскому договору [7, c. 61].

В таких странах, как Великобритания, на практике дистрибьюторский договор называется соглашением о единоличном праве на торговлю и сбыт, который предусматривает, что продавец, английская производственная или торговая фирма дает покупателю, иностранной фирме единоличные права торговать на ограниченной территории в отношении товаров определенного вида предусмотренным договором [15, c. 132].

Законодательство Нидерланд под дистрибьюторским договором подразумевает соглашение, согласно которому одна сторона приобретает у изготовителя на основании договора купли-продажи товары и берет на себя обязанность распространять и перепродавать данные товары от своего имени, за свой счет третьим лицам.

Во Франции дистрибьюторский договор – это соглашение между поставщиком и дистрибьютором, на основании которого поставщик поставляет дистрибьютору товары и услуги, а дистрибьютор продвигает их на определенной территории, которая оговорена в договоре [11, c. 37].

В настоящее время в Бразилии действует Торговый кодекс 1850 г., в котором дистрибьюторский договор не находит своего отражения. Между тем, проводится обсуждение проекта нового Торгового кодекса Бразилии и, в случае принятия обсуждаемого проекта, дистрибьюторский договор станет отдельной правовой конструкцией [6, c 213].

Отметим также, что Королевство Бельгия имеет отдельное законодательство, регулирующее деятельность дистрибьюторов и производителей.

Однако, для большинства стран-участниц Европейского Союза (далее – ЕС) в повсеместном регулировании дистрибьюторских договоров основным документом является Регламент Комиссии от 22 декабря 1999 года.

Необходимо отметить то, что в тех странах, где специальное нормативное регулирование дистрибьюторских договоров отсутствует, правовое регулирование отношений, вытекающих из дистрибьюторских соглашений, строится в соответствии с общими нормами обязательственного и договорного права. Как отмечает В.Е. Романова, например, во Франции, где национальное регулирование дистрибьюторского соглашения отсутствует, такие гражданско-правовые отношения подчиняются закону непротиворечия дистрибьюторского договора основным принципам заключения договора, прежде всего, принципу свободы договора, согласно которому стороны свободны при принятии на себя каких-либо обязательств (статьи 1101 – 1369 Гражданского кодекса Франции [5]) [11, c. 38].

Кроме того, для стран-членов ЕС не предусмотрено единообразное регулирование дистрибьюторских договоров. Однако, несмотря на это, в отношении договоров, направленных на продвижение того или иного товара, действует Регламент Комиссии Европейского союза, что обуславливается необходимостью установления условий, которые бы не способствовали конкуренции на рынках стран-участниц ЕС.

Учитывая отсутствие международного правового регулирования дистрибьюторского договора, особого внимания заслуживают средства его негосударственного регулирования, в связи с чем, в рамках регулирования гражданско-правовых отношений в области дистрибьюторства был разработан ряд документов, способствующих быстрому урегулированию данного вопроса. Далее будут представлены краткие исторические данные о создании вышеуказанных договоров.

В 1988 году Международной торговой палатой (далее - МТП) было принято Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (далее - Руководство) [15], а в 1993 году - Типовой дистрибьюторский контракт (далее - Типовой контракт) [14].

Исследования указанных выше документов проводилось следующими специалистами: Н.Г. Вилковой, И.Н. Герчиковой, Е.В. Смирновой, С.В. Николюкиным и др. Также, стоит отметить еще один документ, посвященный, в том числе, дистрибьюторским договорам - Принципы европейского права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция (далее - ПАФД) [10], их анализировали М.А. Егорова и В.А. Маслова.

Одним из молодых документов, в котором содержатся положения о дистрибьюторском договоре, являются Модельные правила европейского частного права (далее - Модельные правила ЕЧП) [8]. Дистрибьюторскому договору посвящена отдельная глава 5 «Дистрибуция» книги IV «Отдельные договоры и вытекающие из них права и обязанности».

Как следует из Руководства и Типового контракта, они подлежат применению к международным дистрибьюторским договорам и в принципе не предназначены для регулирования одноименных внутренних договоров. Что касается ПАФД и Модельных правил ЕЧП, то они предназначены для регулирования дистрибьюторских договоров, заключаемых в странах ЕС. Четкого определения дистрибьюторского договора Руководство и Типовой контракт не содержат. Однако, во введении к Руководству отмечено, что оно применяется к дистрибьюторским соглашениям, по которым перепродавец организует сбыт товаров производителя на определенной территории.

Основная проблема использования дистрибьюторских соглашений на российском рынке заключается в отсутствии специального правового регулирования и отсутствии единого подхода к интерпретации такого вида договоров. Так, ГК РФ не содержит специальных положений о дистрибьюторских соглашениях, в связи с чем, в судебной практике в большинстве случаев они рассматриваются как смешанные договоры с элементами договора поставки и агентского договора. Как следствие, в ситуации с дистрибьюторскими соглашениями пытаются использовать ограничения, применимые к агентским договорам, в частности, запрет на установление ограничений по территории и категории контрагентов [1, 4].

Теория отечественного права признает дистрибьюторское соглашение самостоятельной разновидностью гражданско-правового договора, опираясь на принципы свободы договора, относя его к непоименованным в ГК РФ гражданско-правовым договорам. В связи с чем, зачастую, правоприменители применяют к рассматриваемому соглашению только общие нормы ГК РФ о договорах, обязательствах и сделках.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [3] (далее - Антимонопольный закон) устанавливает жесткое регламентирование вертикальных соглашений, к которым ФАС России традиционно относит дистрибьюторские соглашения. В том числе, предусматриваются запреты на раздел товарного рынка по территории и составу покупателей, а также на договорные положения и действия, препятствующие доступу на рынок [3, ст. 11]. При этом, исключения из такого регулирования не очевидны и не содержат четких критериев применения.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [2] содержит еще более жесткие ограничения, чем Антимонопольный закон. Эти ограничения могут быть применены к дистрибьюторским соглашениям в отношении продовольственных товаров. Ситуация также ухудшается отсутствием разработанных ФАС России практик или методик оценки правомерности условий дистрибьюторских соглашений, как это сделано, например, в ЕС. Таким образом, вокруг дистрибьюторских соглашений на российском рынке царит атмосфера неопределенности [9, c. 67].

Отметим тот факт, что если исходить из принципа свободы договора и рассматривать дистрибьюторский договор как непоименованный, то регулирование отношений, вытекающих из дистрибьюторских соглашений, будет осуществляться исходя из общих положений гражданского кодекса РФ, что, безусловно, не является достаточным для разрешения всех споров, возникающих в связи с заключением дистрибьюторского соглашения. Стоит отметить, что данная проблема законодательного неурегулирования дистрибьюторского соглашения существует не только в России, но и в большинстве стран, включая Великобританию, Францию, Нидерланды, Германию, где правовое регулирование строится в соответствии с общими нормами обязательственного и договорного права [13, c. 134].

Таким образом, в настоящее время дистрибьюторский договор является широко распространённым, но не имеющим специального законодательного регулирования в РФ.

Судебная практика по разрешению споров, вытекающих из данного договора, не отличается единообразием, в связи с чем возникают сложности с доказыванием сторонами правомерности требований, вытекающих из условий дистрибьюторского соглашения, ввиду отсутствия норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, а также в виду отсутствия единого подхода судов к его трактовке. Решение данной проблемы видится в разработке на теоретическом уровне единого подхода к сущности рассматриваемого соглашения и формирования единой судебной практики в области защиты прав участников соглашений.

Представляется также необходимым обратить внимание на то, что отсутствие соответствующего закрепления положений о дистрибьюторском соглашении в нормах отечественного законодательства порождает в правоприменении немалые трудности, связанные с определением правовой природы соглашений и установлением норм, которыми следует регулировать отношения, вытекающие из дистрибьюторских соглашений.

По мнению автора настоящего исследования, наличие специального правового регулирования дистрибьюторских договоров позволит достичь положительного эффекта. В первую очередь, будет упорядочено применение термина «дистрибьюторский договор», во-вторых, это позволит снять противоречия между правами собственника вещи и дополнительными обязанностями дистрибьютора или продавца, а также снять риск квалификации договора иным образом, чем это себе представляли стороны договора при его заключении.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.21017) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410.

2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2010. - № 1. - ст. 2.

3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3434

4. Постановление Третьего ААС от 26 июля 2010 г. по делу № А33-1824/2009 // СПС Консультант Плюс.

5. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) от 21.03.1804 (с изм. и доп. по состоянию на 01.09.2011). - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - С. 4 - 592.

6. Доронькина В.Ю. правовое регулирование дистрибьюторского договора в странах Латинской Америки // Вестник Владимирского юридического института. 2014 - № 1 (30). – С. 212-215.

7. Каширина Т.В. Дистрибьюторский договор и его место в системе договоров ГК РФ // Закон. - 2011. - № 6. - С. 60-68.

8. Модельные правила европейского частного права / Пер. с англ.; науч. ред. Н.Ю. Рассказова. - М.: Статут, 2013. - 989 с.

9. Петров В. Ограничения по территории и покупателям в дистрибьюторских соглашениях // Конкуренция и право. - 2013. - № 4. - С. 66 - 71.

10. Принципы европейского договорного права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция // Коммерческое право. - 2011. - № 1. – С. 176-198.

11. Романова В.Е. Трансграничный дистрибьюторский договор в странах Европы: Нидерланды и Франция // Международное публичное и частное право. - 2013. - № 1 (70). - С. 36-40.

12. Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений. Публикация № 441 Е. Серия: Издания Международной Торговой Палаты / Пер. с англ. - М.: Консалтбанкир, 1996. - 112 с.

13. Стригунова Д.П. Проблемы правового регулирования международного дистрибьюторского договора // Современное право. - 2015. - № 2. - С. 134 - 139.

14. Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор. Публикация № 646 Е. Серия: Издания международной торговой палаты. 2-е изд. на рус. и англ. яз. - М.: Консалтбанкир, 2005. - 143 с.

15. Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли / Пер. с англ. - М.: Юридическая литература, 1993. - 512 с.