Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.09.2017

Человеческий фактор в авиации

Гнусарёва Анастасия Алексеевна
курсант кафедры управления качеством Ульяновского Института Гражданской Авиации Имени Главного Маршала Авиации Б.П. Бугаева
Клюева Анастасия Олеговна
курсант кафедры управления качеством Ульяновского Института Гражданской Авиации Имени Главного Маршала Авиации Б.П. Бугаева
Аннотация: В данной статье выявлена роль человеческого фактора при работе с авиационной системой, рассмотрены основные качества, которыми данный специалист должен обладать. Была выведена классификация ошибок, которые возникают при технической работе, выявлены их причины, а так же возможность их устранения путём выбора специалиста в данной области.
Ключевые слова: Человеческий фактор, авиаспециалист, технические ошибки
Электронная версия
Скачать (637.4 Kb)

В современном мире огромное распространение получило передвижение на воздушном судне, в работе данной области задействовано большое количество специалистов. Любой авиационный специалист, пилот, диспетчер по роду своей деятельности при решении какой-либо рабочей задачи будет связан как с определёнными техническими системами, так и с другими специалистами, работающими в этой сфере. Самой главной задачей специалиста будет обеспечить взаимосвязь между техническими системами, ведь только благодаря человеку они работают совместно, как единое целое.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть основные качества, которыми должен обладать авиаспециалист и рассмотреть роль человеческого фактора в работе с авиационной техникой.

В 1933г. русский философ Н.А. Бердяев уделил внимание проблеме двойственности техники, о которой он выражался так: “Всегда есть эти две стороны в технике — с одной стороны, она несет с собой удобства, комфорт жизни и действует размягчающе, с другой стороны, она требует большей суровости и бесстрашия”. Это поясняет то, что в любой технике, управляемой человеком, возможны сбои, потому что способность ошибаться заложена в человеке на психологическом уровне, именно поэтому работа с техникой требует высокой силы воли и уверенности. [2]

Самые частые ошибки человека при работе с техникой осуществляются по ряду следующих причин:

-неправильная постановка цели;

-неправильные действия при достижении цели;

-отсутствие действий специалиста в нужный момент.

Ошибки могут возникать различного рода, поэтому они делятся на следующие группы:

-ошибки разработки проектов;

-ошибки действий специалиста;

-ошибки производства деталей и конструкций;

-ошибки эксплуатации;

-ошибки наблюдения за ходом процесса;

-ошибки использования объекта;

-ошибки упорядочения рабочего пространства;

-ошибки руководства. [1]

Основой этих ошибок является психологический фактор человека, степень его проявления в большей степени зависит от того, какими качествами специалист обладает, насколько быстро и качественно он сможет сориентироваться для решения данной проблемы, а так же для её предотвращения, ведь главная задача авиаспециалиста – это свести количество данных ошибок к минимуму. Успешность его действий во многом зависит от личностных способностей специалиста, от сюда вытекает вопрос: «Какую роль играет человеческий фактор в авиации?».

Определение «человеческий фактор» впервые было употреблено в 1921г. английским экономистом Бенджамином Сибом, он был производной от аналогичного термина “человеческий элемент”. В 30-х годах в СССР пытались дать более точную трактовку этого термина, как основу связи человек-машина.

В современном мире термин «человеческий фактор» имеет такое толкование – это многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях [3].

В технологических системах большинство ошибок совершается посредством человека, а не из-за сбоев машин. Он принимает неверное решение, ошибается в просчётах, поэтому роль человека в связи «человек-машина» стараются свести к минимуму. Но с другой стороны, в экстренной ситуации только человек может придумать нетипичное решение проблемы, которое будет успешно. Это объясняется тем, что машины выполняют лишь те действия, которые в них заложили инженеры, а человек имеет возможность широко мыслить и действовать, как угодно, и прийти к такому исходу, к которому машина не смогла бы.

Таким образом, мы видим, что связь «человек-машина» обойтись без первого не может, и участие человека необходимо. Отсюда вытекает второй вопрос: «Какими качествами должен обладать современный авиаспециалист?».

Прежде всего, это преобладающий интерес к данной сфере, ценностные ориентации, к главным из которых относятся:

-широкая и разносторонняя подготовка экипажа воздушного судна, авиаспециалистов;

-высокий профессионализм;

-высокое чувство ответственности;

-стремление совершенствовать свои знания;

-самостоятельность и высокая дисциплинированность;

-высокая субординационность в вопросах, относящихся к профессии;

-хорошее знание и пониманием своей сферы деятельности;

-интерес к сфере, в которой он работает;

-нетерпимость к обману, искажению истины [1].

Умение авиаспециалиста правильно выстраивать приоритеты, ценности способствует достижению максимального результата в эффективности и безотказности авиационной техники.

Авиационный специалист должен постоянно пополнять свои знания в области своей сферы деятельности, он должен уметь сориентироваться в любой ситуации, уметь широко мыслить. Отсутствие таких качеств у специалиста нередко может привести к печальным последствиям, и чаще всего катастрофам. Примером такой ситуации является случай, который произошёл 14 сентября 2008 г. в районе аэропорта Перми с самолетом Boeing 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Проблема состояла в том, что на самолётах западного производства (в нашем случае это Boeing 737-500) имеется другой вид индикации авиагоризонта (прямой), который отличается от того, который используется в нашей стране (обратный). Лётный экипаж, который управлял данным боингом, имел практику только с обратной индикацией. Если хорошо в них разбираться, то переход с одного вида на другой не составит труда, но в данной ситуации экипаж в режиме ручного пилотирования не смог сориентироваться и перейти на другую индикацию. Экипаж начал предпринимать неправильные действия, и в результате образовалась ситуация, которая привела к трагическим последствиям. Это случилось из-за того, что у пилотов был малый кругозор знаний в области своей профессии, от недостаточности информированности, как поступить в данной ситуации. Хотя избежать данного происшествия не составило бы труда, если бы в данной области были практические знания [3].

Таким образом, человеческий фактор в авиационной системе играет очень важную роль. Авиаспециалист должен иметь широкий профессиональный кругозор, чтобы избежать различных ситуаций, где маленький просчёт может привести к большой катастрофе.

Список литературы:

1. Бочков Б.А. Философия / Б.А. Бочков, С.И. Краснов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2012. - 215с.

2. Бердяев Н.А. Человек и машина / Бердяев Н.А. // Путь. – 1933. – 38. – 3с.

3.Человеческий фактор: [Электронный ресурс] // Википедия. М., 2012. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 (Дата обращения: 17.05.2017).

4. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 828с. – Серия: Основы наук.