Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.09.2017

Вопросы надежности авиационной техники и человеческий фактор

Кленова Яна Александровна
курсант факультета подготовки авиационных специалистов Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, г. Ульяновск, Российская Федерация
Мигунова Анжелика Сергеевна
курсант факультета подготовки авиационных специалистов Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, г. Ульяновск, Российская Федерация
Аннотация: В статье исследовано влияние человеческого фактора на надежность авиационной техники, выявлены критерии надежности авиационной техники и роли человеческого фактора в техническом обслуживании воздушных судов, рассмотрены причины авиационных катастроф.
Ключевые слова: авиационная техника, человеческий фактор, летательный аппарат, авиаспециалисты
Электронная версия
Скачать (654.6 Kb)

Актуальность вопросов надежности авиационной техники и человеческого фактора не вызывает сомнений. В современном мире авиация занимает главное место в жизни людей, она внедрилась во все сферы деятельности человека и позволила значительно сократить время за счет большой скорости. В условиях все возрастающей потребности в воздушном транспорте возрастают и требования по обеспечению безопасности полетов. Таким образом, основной целью данной статьи является исследование влияния человеческого фактора на надежность авиационной техники.

Что же такое авиационная техника?

Авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.

Летательный аппарат представляет собой сложную систему, включающую в себя несколько функциональных систем [4]. Ввиду этого поддержание летательного аппарата в исправном состоянии, когда эксплуатируемый объект соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией, оказывается весьма трудной задачей. Поэтому кроме всестороннего знания техники, особенностей ее работы и условий эксплуатации необходимо также знание причин возникновения и проявления отказов и неисправностей, методов и средств их обнаружения и устранения.

Постепенное усложнение летательных аппаратов в значительной степени затрудняет поиск неисправностей и выявление причин отказов, возникающих в системах. Для этого в ряде случаев требуются затраты значительного времени и усилия многих специалистов высокой квалификации. При этом обычно соблюдают следующую последовательность:

  • собирают сведения о характере проявления отказа и об особенностях условий эксплуатации летательного аппарата;
  • изучают записи в формулярах, бортовом журнале, картах-нарядах на техническое обслуживание и в ведомостях дефекации о раннее имевших место неисправностях;
  • проводят пред­варительный осмотр летательного аппарата и тех его систем, которые могут дать дополнительные сведения о причине отказа;
  • полученную информацию анализируют, оценивают диагностическую ценность различных признаков отказа и составляют предположение.

В том случае, когда полученной информации недостаточ­но для однозначного определения неисправности системы, а также когда появляется одновременно несколько гипотез, возникает задача в выборе методов поиска неисправности.

Данные действия требуют затрат значительного времени и усилий многих специалистов высокой квалификации, таким образом, одним из главных аспектов безопасности является влияние «человеческого фактора». «Человеческий фактор» - это фактор авиационной аварийности, подчеркивающий обусловленность возникновения того или иного авиационного события неправильными действиями человека, на месте которого может оказаться представитель любой из авиационных специальностей [2].

В авиации любая оплошность недопустима, потому что любое отклонение от правил ведет к неисправимым последствиям. Таким образом, задача авиаспециалиста – свести возможные последствия от многочисленных ошибок к минимуму. Его готовность к успешным действиям в любых (а тем более в экстремальных) ситуациях складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о событии, наличия времени и средств для разрешения сложившейся ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер и т.д. [1].

Авиаспециалистам часто приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями, которые возникают из-за динамичности событий, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности, а также из-за необходимости принятия спонтанного решения. Также факторами, которые способствуют появлению опасности, являются недостаточность информации или её разнообразие, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уров­ням, а именно [4]:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно, или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

- уровень ближней среды (условия труда, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате­риальные заботы и т.д.);

- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

Преобладающим фактором в авиационной аварийности является уровень подготовки и психологические особенности членов экипажа, а именно способность быстро и правильно принимать решения, быть готовым к экстренным случаям.

Также заметим, что современная техника постепенно начала вытеснять многие аспекты профессиональной деятельности летчика, так в авиации появился электронный летчик с искусственным интеллектом. Но результаты экспериментов использования таких технологий показывают, что пилот, используя «электронный летчик» начинает отчуждаться от своей природы, от самолета и от пассажиров [3]. Постепенно духовная личность становится «технологичной». Профессионализм проявляется в одном: алгоритмизация стереотипных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что за счет современных технологий появляются все более совершенные машины, в работе которых человек играет немалую роль. В авиации допущение ошибок невозможно, потому, что любое отклонение от правил приведет к неисправимым последствиям, которые, порой, трагичны. Перед человеком ставятся сложные задачи, поэтому исключать человеческий фактор в усовершенствовании технических систем нельзя, ведь преобладающими факторами в проблеме «человеческого фактора» являются уровень профессиональной подготовленности и психологические характеристики членов экипажа, а именно способность быстро и правильно принимать решения и быть готовым к экстренным случаям.

Искусство составления компьютерных программ служит состоянию надежности, но также может и провоцировать прямую угрозу безопасности, привести к ошибкам и авиакатастрофам. Интеллект летчика в отличие от компьютера оценивает окружающую среду с помощью чувств, это означает, что при проектировании компьютерных программ должны допускаться специалисты, знающие основы летного труда и свойства личности пилотов. Необходимо разбавлять техническую идеологию духовным миросозерцанием, также необходимо все время повышать как уровень надежности авиационной техники, так и уровень подготовки самих авиационных специалистов.

Список литературы:

1. Бочков, Б. А. Философия/ Б. А. Бочков, С. И. Краснов. – 2-е изд. перераб. и доп. - Ульяновск: УВАУГА (И), 2012. – с. 182-184

2. Евстигнеев Д.А., Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора: метод. указания по изучению дисциплины / сост. Д.А. Евстигнеев - Ульяновск: УВАУГА (И), 2009. - 65 с.

3. Человеческий фактор конфликтует в авиации с техникой. – Режим доступа: http://nvo.ng.ru/realty/2016-04-15/1_factor.html (Дата обращения: 15.05.2017 г.)

4. Эксплуатационная надежность авиационной техники. – Режим доступа:jsredir.htm (Дата обращения: 15.05.2017 г.)